Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 03:44
18+

Здравоохранение: у нас в сравнении с ними…

Нередко пациенты сетуют на нашу систему здравоохранения. И при этом добавляют: "Вот у них…" А что думают по этому поводу руководители наших лечебно–профилактических учреждений?

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Антонина Игоревна Чубарова, главный врач детской городской больницы №13 им. Н.Ф. Филатова, проф. кафедры госпитальной педиатрии №1 РНИМУ им. Н.И. Пирогова в Москве, д.м.н.:
— Я была во многих зарубежных клиниках, включая такие страны, как США, Франция, Германия, Италия, Израиль. Поэтому у меня есть возможность сравнить. И хочу сказать без преувеличения — организация педиатрической службы у нас выстроена явно лучше. Врач поликлиники точно знает всех своих детей, куда, кого и с каким диагнозом он направил. Этот же врач получает обратную связь от КДЦ или стационара. Такой преемственности в оказании медицинской помощи, обязательной для российского врача, за рубежом нет.

Что касается медицинских технологий, то сейчас в мире, наверное, нет таких методов лечения, которые не применялись бы в России. А еще нужно учитывать тот очень важный для практической медицины факт, что Россия огромная страна с большой численностью населения. Например, в нашу больницу обращаются пациенты со всех регионов. И смею заверить, что такого потока больных, как у нас, в зарубежных клиниках нет. Поэтому наработанный опыт у нас существенно больше, что тоже очень важно. Ведь то, что называется "набитая рука" хирурга, часто играет определяющую, а порой и решающую роль в оперативном лечении. Если ориентироваться на основные категории пациентов, которые проходят у нас лечение, я даже не представляю, в какие иные клиники мира можно было бы их направить, чтобы быть уверенным, что там могут сделать лучше, чем в нашей больнице.

ЕСТЬ, ЧТО ПЕРЕНЯТЬ В ПЛАНЕ ПРОФИЛАКТИКИ!

Сергей Анатольевич Бойцов, генеральный директор ФГБУ "НМИЦ кардиологии" Минздрава России, член–корр. РАН, д.м.н.:
— Проработав много лет в профилактической медицине, считаю, нам в этом направлении есть, что перенять у зарубежных коллег. Так, была бы полезна более жесткая акцизная политика в отношении алкогольной и табачной продукции, газированных сладких напитков. Это снизило бы их потребление, что, конечно же, значительно уменьшило риски возникновения и развития ряда неинфекционных заболеваний. Считаю полезным внедрение таких технических регламентов и налогового бремени, которые уменьшили бы производство продуктов нездорового питания и увеличили бы производство питания здорового. Должно быть ограничено содержание животных жиров, трансизомеров жирных кислот вообще не должно быть.

Еще я ввел бы ограничение по продолжительности и времени рекламы продуктов нездорового питания. Все эти позиции уже внедрены в странах Западной Европы. У нас тоже идет их активное обсуждение на различных уровнях медицинского сообщества и представителей законодательной власти. Насколько эффективными могут быть такие меры, свидетельствует опыт Финляндии. В 1970-е гг. здесь была внедрена политика ограничения продажи жирного молока и жирных молочных продуктов. Эта страна пошла по пути максимальной замены жиров животного происхождения на растительные и добилась потрясающих результатов в плане улучшения здоровья населения. В частности, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в Финляндии снизилась в 7 раз. Сократилась смертность и от других неинфекционных болезней. При этом продолжительность жизни существенно увеличилась. Уверен, представителям российского медицинского сообщества нужно вести настойчивую разъяснительную работу по ведению здорового рациона питания, как это делают наши западные коллеги.

ХИРУРГИ — ОНКОЛОГИ, А НЕ ПРОСТО ХИРУРГИ…

Анатолий Нахимович Махсон, директор онкологического кластера АО "Группа компаний "Медси", проф., д.м.н., заслуженный врач РФ, эксперт с мировым именем в области органосохраняющей хирургии:
— Я онколог со стажем, ранее около 30 лет возглавлял московскую онкологическую горбольницу №62, поэтому имею право с полной уверенностью сказать, что практически все опухолевые заболевания в России лечат с таким же успехом, как и за рубежом. Для этого у нас есть самое современное оборудование, все необходимые препараты для химиотерапии. Наши хирурги не только не уступают в своем умении зарубежным коллегам, но и нередко превосходят их. Пример? Пожалуйста. В рамках III Петербургского международного онкологического форума "Белые Ночи" в 2017 г. была проведена синхронная трансляция двух онкологических операций, выполненных на пищеводе. Одного пациента оперировал Михаил Михайлович Давыдов, другого — профессор из Японии. Не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что участники форума (одного из крупнейших мероприятий в области онкологии, объединяющего широкий круг профессионалов), убедились в том, что наш хирург справился с задачей за 2,5 часа, показав более высокий уровень. Японский хирург оперировал на 3 часа дольше (что для организма больного является дополнительной нагрузкой) и не так безупречно, как хотелось бы. Это не удивительно, ведь в России хирургическая школа вообще и онкологическая в частности, традиционно очень сильна.

Да и радиотерапия у нас на должном уровне. Конечно, в плане успешного лечения и комфорта в нашей стране все еще наблюдается существенная разница между различными клиниками. Но ведь и за рубежом клиника клинике рознь. Кроме того, идеологически онкологическая служба нашей страны выстроена правильнее зарубежной системы. У нас лечение больного назначает консилиум, на котором выстраивается оптимальная «дорожная карта» для конкретного пациента. В одних случаях сначала назначается операция, затем радиология, химиотерапия, а, может быть, и еще что-то, например, гормональное лечение. В других случаях составляющие этого алгоритма меняются или используются не все.

В большинстве западных стран онкологом считается химиотерапевт, а хирург — это только хирург. Системы диспансеров, как это принято в России, там нет. Однако именно диспансерный учет дает возможность отслеживать состояние здоровья тех, кто прошел онкологическое лечение.

Почему же мы еще отстаем по показателям вылеченных онкобольных от многих зарубежных стран? Главным образом из-за плохо развитой системы скрининга, который позволяет выявить опухолевые патологии на самой ранней стадии. Как только мы выведем ее на должный уровень, процент излечившихся онкологических больных в нашей стране сразу увеличится. И тут задача руководителей здравоохранения заключается в пропаганде среди населения проведения ранней диагностики.

РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА — ЗАЛОГ УСПЕХА

Светлана Олеговна Родионова, заместитель главного врача по общим вопросам городской клинической больницы №1 им. Н.И. Пирогова в Москве (Первая Градская):
— Соглашусь, руки и головы наших хирургов не то что не хуже, а часто значительно лучше зарубежных коллег. Могу объяснить, почему это так. Дело в том, что наша российская медицинская школа до настоящего времени не настолько узкоспециализирована, как западная. И те навыки, которыми владеют наши хирурги, делают операцию более безопасной в случае, если возникнет какая–то внештатная ситуация. Конечно, существуют стандарты, протоколы, методические рекомендации… Но каждый человек — настоящая вселенная. И если специалист знает только ситуацию "А", в ситуации "B" он теряется, а к ситуации "C" он даже не приступит. Это несколько утрированно, но фактически так. Наши специалисты в таких случаях выигрывают. Оборудование сегодня мы имеем на уровне международных стандартов. Не случайно наших врачей приглашают к себе для проведения мастер-класса или для оказания хирургического лечения в Германию и другие страны.

бОЛЬНИЦА4

Полностью разделяю тренд на сотрудничество. Чтобы делиться опытом, и наши врачи выезжают в другие страны, и зарубежные специалисты приглашаются в Россию. Например, недавно на нашей территории прошел тренинг–курс по лапароскопической колоректальной хирургии. Он проводился под эгидой Российско-японского учебного центра по эндоскопии и лапароскопии, созданного на базе РНИМУ им. Н.И. Пирогова совместно с японским университетом г. Оита. Этот Центр курируется ректором РНИМУ им. Н.И. Пирогова, академиком РАН С.А. Лукьяновым и президентом университета г. Оита, всемирно известным хирургом и профессором Сейго Китано. Наряду с известными мировыми экспертами из Японии в тренинг-курсе принимали участие и ведущие российские специалисты по лапароскопической колоректальной хирургии. И оказалось, что нашим японским коллегам есть чему поучиться и у наших врачей.

Сейчас все больше говорят о медицинском туризме, в т.ч. и в Россию. Он, безусловно, будет развиваться. Уже сейчас к нам приходят представители страховых компаний в два наших новых внебюджетных отделения (хирургическое и травматолого–ортопедическое). Отзываются исключительно положительно и заключают договор для взыскательных клиентов из–за рубежа. К сожалению, часто российские клиники проигрывают в сервисе. А еще в информировании. У нас маркетинг только входит в практику медицинских учреждений — этому необходимо учиться. Надо уметь показать те результаты, которых мы добиваемся.

У НАС ВРАЧ НА ДОМ, У НИХ — ПАЦИЕНТ К ВРАЧУ

Алексей Валерьевич Устинов, главный врач многопрофильного медицинского учреждения "Альфа–Центр Здоровья" (Москва):
— Мне доводилось работать практикующим врачом в Испании, Хорватии, Турции. Могу сказать, что такой системы поликлинического обслуживания, как в России, нет практически нигде. Более того, многие зарубежные коллеги говорили мне о том, что они только стремятся создать такую систему. В западных странах не практикуется вызов врача на дом. В случае проблем со здоровьем, в т.ч. и тех, которые требуют экстренной помощи, к пациенту может приехать парамедик, т.е. работник со средним медицинским образованием, или представитель экстренных служб, например, пожарный, который может оказать первую неотложную помощь. Поэтому пациенты в большинстве случаев сами отправляются в клинику или кабинет частного врача. Для нас это практически неприемлемый вариант.

Во–первых, потому что в России очень большие территории со сложной логистикой, во–вторых, такой западный подход противоречит менталитету россиян, которые уже привыкли к возможности даже при незначительном повышении температуры пригласить к себе домой врача из поликлиники.

НУЖЕН РЕЗУЛЬТАТ, КАК НА ЗАПАДЕ, А НЕ ПРОЦЕСС, КАК У НАС!

Павел Олегович Богомолов,руководитель Московского областного гепатологического центра (МОНИКИ), главный гепатолог Минздрава Московской обл.:
Я посетил большое количество иностранных клиник и поэтому во многом понимаю, как должна формироваться идеология оказания медицинской помощи. Основная задача успешных западных клиник — ориентация на результат. В России пока все еще существует модель процессного здравоохранения. Учитывается количество госпитализаций, посещений и пр. Пока только в онкологии у нас существует оцифрованная результативность: пятилетняя выживаемость и годичная летальность. Все. Но такая оцифровка должна быть по всем или почти всем заболеваниям! Другими словами, необходим исход ориентированный подход, реализуемый мультидисциплинарными командами медиков. И все это уже работает в системе западного здравоохранения.

Есть и еще одно важное обстоятельство. За рубежом нет таких санитарных норм и правил, которые есть у нас, и которые, на мой взгляд, мешают развиваться здравоохранению и работать медикам. Так, я был в стамбульской клинике, где прием пациентов ведется на минус 7–м (!) этаже. А у нас в каждом помещении, где осуществляется прием врача, должно быть окно, иначе эта деятельность никогда не будет лицензирована. Да и площадь кабинетов должна соответствовать нормативам — не менее 12 кв. м. А если в помещении стоит аппарат УЗИ — не менее 18 кв. м. На Западе такого нет. Я видел маленькие комнаты, в которых профессора осуществляют свою деятельность с потрясающе высокой эффективностью.

Но у нас есть врачи и медицинские сестры, а также руководители медицинских организаций, которые, несмотря ни на что, хотят хорошо работать. И делают это. Многие наши хирурги блестяще выполняют уникальные и сложнейшие операции и их приглашают делиться опытом в западные клиники.

МЫ ВМЕСТЕ

Марьяна Анатольевна Лысенко, главный врач городской клинической больницы №52 Москвы, д.м.н.:
— В наше время развития высоких технологий в медицине важнейшим драйвером эволюционного развития отрасли является обмен знаниями и опытом. "Мы вместе" — это и девиз нашей больницы, и знак нашего сотрудничества с огромным израильским госпиталем Шиба, который расположен в Тель–Авиве. В этом учреждении многие наши сотрудники прошли стажировку. Мы и сейчас обмениваемся опытом с коллегами из этой клиники. И, как оказалось, не только нам есть, чему поучиться у них, а им есть, чему поучиться у нас. Кроме того, мы регулярно общаемся с коллегами ведущих клиник Европы. И в этом формате, можно сказать, продвигаем мировое здравоохранение.

БУДУЩЕЕ ЗА СОФИНАНСИРОВАНИЕМ!

Григорий Ефимович Ройтберг, руководитель кафедры терапии и семейной медицины ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, проф., акад. РАН, д.м.н., президент ОАО "Медицина":
— Уверен, что полезно перенять опыт софинансирования, как это, например, делается во Франции. Там гражданин может обратиться в любую частную клинику по своему полису обязательного медицинского страхования, и часть денег за его лечение заплатит государство, а часть он сам. У нас же две крайности: или лечиться по системе ОМС, или по ДМС. Однако во втором случае деньги, предназначающиеся для бесплатного лечения, у пациента пропадают, и он должен уже не доплачивать за платную медицинскую помощь, а платить по полной программе. При этом надо не забывать, что платные услуги оказывают не только частные клиники, но и ряд государственных медицинских учреждений.

ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

  • Технологии у нас на уровне мировых стандартов современного здравоохранения.
  • Специалисты наши по своей квалификации и профессиональному подходу к делу не только не хуже, но порой и лучше зарубежных.
  • Преемственность первичного и вторичного звеньев медицинского обслуживания выстроена четко.
  • Постоянный обмен знаниями и опытом с зарубежными коллегами дает возможность развиваться.

Над чем нужно еще поработать?

  • Над уровнем информированности населения о необходимости скрининга.
  • Над улучшением:

•сервиса;
•профилактики;
•медицинского маркетинга;
•оцифровки данных и корректировки требований санитарных норм.

  • Над совершенствованием системы ОМС, взяв на вооружение опыт софинансирования других стран.
Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024