Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 02:55
18+

Здравоохранение не должно быть бедным (ч. 1)

В Москве 28 мая состоялся I Всероссийский конгресс пациентов, главным итогом работы которого стало принятие Декларации о правах пациентов в России.
В Конгрессе, организованном Всероссийским союзом пациентов, приняли участие более 100 организаций – обществ пациентов и инвалидов, государственных органов, научных организаций, медицинских ассоциаций, фармацевтических и страховых компаний.

Впрочем, по мнению организаторов, первую и, может быть, важнейшую свою задачу Конгресс уже выполнил, еще не начавшись. Были выявлены и собраны в одном зале те активные силы, которые заинтересованы в развитии пациентского движения в России и готовы для этого включаться в реальные взаимодействия.

Только 30% населения страны довольны нашим здравоохранением.

Рошаль Леонид Михайлович
Президент Национальной медицинской палаты, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, д.м.н., проф.

Истинное счастье для врача, когда он видит благодарные глаза пациента и ощущает теплое рукопожатие его родственников и близких. Истинное счастье для пациента, в роли которого мы все с вами зачастую бываем, поскольку мы не бессмертны, если с первой минуты между пациентом и врачом возникает доверие, и доктор его впоследствии оправдывает. Все вместе мы желаем, чтобы здравоохранение в России было эффективным. Однако оно не может быть эффективным, если оно бедное, и при очень низкой по отношению к другим странам доле ВВП. Здравоохранение недофинансируется в два раза, и об этом должны говорить не только мы, но и вы, пациенты.

Существует чудовищная разница и в финансировании по регионам. У нас наблюдается дискриминация всего муниципального здравоохранения, когда врачи в стационарах получают по 7–8 тыс. руб. в месяц. Норматив обязательного медицинского страхования не обеспечивает потребность, позволяющую лечить пациентов хорошо. По этой причине только 30% населения страны довольны нашим здравоохранением. Прошу вас обратить внимание на то, что перевод государственных медицинских учреждений на новую форму работы сделает здравоохранение более дорогим для народа.

Есть вещи, которые зависят и от нас, медиков. Вас не устраивает хамство, мздоимство, нехватка специалистов высокой квалификации, и нам это тоже не нравится. Поэтому мы решили организовать в России Национальную медицинскую палату, цель которой сделать так, чтобы большее количество пациентов были довольны оказываемой им медицинской помощью, знаниями и профессионализмом медиков, и чтобы этика взаимоотношений между врачами и пациентами главенствовала в жизни.

Предложение ввести саморегулирование медицинской деятельности самими медицинскими ассоциациями с обязательным повышением ответственности врачей за проделанную работу будет способствовать уменьшению врачебных ошибок. Врачи, не отвечающие этим требованиям, будут лишаться права заниматься врачебной деятельностью. Одновременно исполнительная власть должна передать медицинским ассоциациям часть своих функций. По такому принципу работают в большинстве стран мира с уровнем здравоохранения выше, чем у нас. В Германии, к примеру, 80% населения довольны системой здравоохранения, и весомая заслуга в том Немецкой врачебной палаты, которая доказала свою эффективность 130-летним опытом своего существования. Нам предстоит трудный путь по изменению законодательства и, главное, ментальности медицинского сообщества. Мы хотим, чтобы каждый пациент, вне зависимости от того, где он живет, имел возможность получать и получал бы качественную медицинскую помощь. Дорогие пациенты, пожалуйста, занимайтесь своим здоровьем и не болейте.

Перспективы развития здравоохранения Российской Федерации

Скворцова Вероника Игоревна
Заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ

Перед обществом стоит задача создания системы здравоохранения, обеспечивающей оказание качественной, доступной медицинской помощи, и решить ее возможно лишь при использовании всего предыдущего положительного опыта, как отечественного, так и зарубежного. Первоочередным до сих пор является решение демографической проблемы, увеличение продолжительности жизни и, соответственно, снижение смертности. За последние годы наметилась постоянная тенденция к улучшению демографической ситуации в нашей стране. За последние 4 года почти на 3 года в России увеличилась продолжительность жизни. В первом квартале 2010 г. по отношению к аналогичному периоду 2009 г. рождаемость повысилась на 1,5%, уровень смертности снизился на 2%, младенческая смертность уменьшилась на 3,7%, все это сказывается на том, что существенно снижается естественная убыль населения.

Это стало возможным вопреки мировому экономическому кризису, последствия которого еще долго будут сказываться на многих сторонах нашей жизни. Нам удалось сохранить адекватное финансирование, что наиболее важно, и сконцентрировать его на решении значимых социальных проблем. В качестве первоочередных можно отметить приоритетные направления национального проекта «Здоровье»: укрепление первичной медико-санитарной помощи и улучшение доступа к высокотехнологичной помощи (ВМП), развитие специализированной помощи, охрана материнства и детства, формирование здорового образа жизни – на все это в 2010 г. выделено 144,410 млрд руб. Впервые за всю историю государство взяло на себя обязательства по проведению соответствующих коммуникационных кампаний, сопровождение социальной рекламы, используя все возможности, которыми располагают СМИ. Рекламные ролики, призывающие отказаться от курения, употребления алкоголя и наркотиков, с точностью выверены, рассчитаны на различные слои населения, в зависимости от возраста, от интересов, от образовательного уровня. Проведенный в конце 2009 г. опрос показал, что 92% населения задействованы в социальных программах. Население, согласно американо-канадскому опыту, требует постоянной подпитки и демонстрации социальной рекламы без перерыва, потому что достаточно 6-месячного перерыва, чтобы навыки и мотивация откатились на полгода назад, к исходному уровню.

Необходимо создавать инфраструктурные центры здоровья, в которых будет оказываться бесплатная помощь любому обратившемуся туда гражданину, и положительная практика в этом направлении проводится. В 2009 г. были оснащены 502 центра, для их укомплектования подготовлены квалифицированные кадры, в течение 2010 г. откроется 193 инфраструктурных центра. Благодаря их деятельности за год отмечается снижение смертности от злоупотребления алкоголем на 32%.

Также мы работаем над изменением нормативной базы, разработаны обязательные уроки для школ и вузов, в которых за основу взято формирование здорового образа жизни.

Ведется работа и над совершенствованием специализированной медицинской помощи при наиболее тяжелых заболеваниях: онкологических, сердечно-сосудистых, устранении комбинированных травм при ДТП. В каждом регионе создаются круглосуточно работающие центры, взаимодействующие с остальными объектами здравоохранения, которые оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь. Кроме того, в плане министерства стоит создание единого интернет-портала для пациентов. Эта программа по борьбе с тяжелыми заболеваниями переориентирует потоки больных, заставляет иначе работать скорую медицинскую помощь. Проверяющие от Минздравсоцразвития раз в квартал направляются в регионы, где действует программа, и, находя ошибки и недочеты, помогают их исправлять на местах. Благодаря своевременным мерам по выполнению программы по оказанию специализированной медпомощи удалось на 26% снизить смертность при ДТП. За два года действия программы по борьбе с онкологическими заболеваниями на 11,2% увеличилось число больных, прошедших через онкологические кабинеты, возросло количество выявляемых на ранних стадиях онкологических заболеваний. Мы создали единый федеральный регистр для каждой из перечисленных патологий.

Был изменен подход к оказанию ВМР, прежде всего, это отражается на введении информационно-аналитической системы, когда каждый человек, включая открытый интернет-портал, может войти и увидеть: получил он реально квоту или нет? Благодаря этому снизилось количество проплат за то, что уже оплатило государство. Со следующего года российскому здравоохранению предстоит перейти к международным стандартам выхаживания недоношенных детей. Хотелось бы отметить, что для такой огромной страны, как Россия, где экономические условия различных регионов разнятся, важно обеспечить всем и каждому доступность и качественность медицинской помощи. Сделать это можно только на основе стандартизации, но ее повсеместное введение не означает, что медицинская помощь перестанет быть индивидуализированной. Она закладывает тот минимальный уровень стандарта, ниже которого нельзя опускаться никому. Отступления от стандарта должны быть законодательно наказуемы. Для этого, соответственно, прописываются порядки оказания медицинской помощи. Успокою тех, кто опасается перехода медицины на платную основу. Этого не будет. Зная социальное и финансовое расслоение нашего общества, предвижу, что лишь малый процент населения России будет способен доплачивать за медицинскую помощь, поэтому для нас абсолютно приоритетным является создание гарантий ее получения.

Профилактическая направленность и инновационное развитие нашего здравоохранения должны достигнуть международного уровня. Каким образом этого можно добиться? Всего есть два механизма. Первый – бюджетное финансирование, хорошо известное с советских времен. Оно имеет свое определенное преимущество, когда в одних руках сосредотачиваются огромные финансы, которые потом перераспределяются. В советские времена проводились массовые профилактические мероприятия: диспансеризация и иммунизация, и в целом заболеваемость и смертность в стране были на невысоком уровне. Но есть и минус в системе бюджетного финансирования – нет индивидуального подхода к каждому конкретному пациенту.

В мировой практике здравоохранения работает второй механизм, позволяющий оказывать качественную и доступную медицинскую помощь, это – обязательное страхование. Благодаря ОМС, за пациентом идут большие финансовые потоки, которые обеспечивают ему гарантированные медицинские услуги.

Мы предлагаем поэтапно перейти к бюджетно-страховой системе. Все виды медико-социальной и специализированной медицинской помощи должны в обязательном порядке войти в ОМС, вне зависимости от стоимости этой помощи. Социально обусловленные и опасные заболевания: туберкулез, СПИД, гепатит, психические заболевания должны оставаться на сметном финансировании. Скорая медицинская помощь в 2013 г. войдет в ОМС, виды ВМП как часть специализированной медицинской помощи должны быть пересмотрены. Ни в одной стране мира она обособленно не выделена. В России в категорию ВМП вошло все, что дорогостояще, для того чтобы с федерального бюджета поступало финансирование, ее обеспечивающее. Из 615 видов высокотехнологичной помощи в области сердечно-сосудистых заболеваний в наших учреждениях осуществляется 400 ее разновидностей, но реально к ВМП можно отнести лишь 10 видов из них. Все остальное: стендирование, ангиопластика, шунтирование, коронарография проводятся амбулаторно. Наша задача – как только растиражируется методика, из ВМП перевести их в ОМС, и оставить лишь небольшой люфт для инновационных методов, до тех пор пока они не примут массовый характер. Учитывая вышесказанное, мы надеемся, что ВМП в 2015 г. войдет в ОМС. Таким образом, ОМС будет составлять большую часть программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, оставшиеся 25% будут составлять программы развития, в т.ч. и нацпроект «Здоровье», который собираются трансформировать в государственную программу по охране здоровья. Деньги, которые за работающее население идут от работодателей, а за неработающее население поступают от субъектов Российской Федерации, по единому душевому нормативу, в т.ч. и для неработающего населения, формируют единую финансовую базу. Это будет гарантировать любому гражданину, желающему получить профилактическую или лечебную помощь, обращение в любое медицинское учреждение, которое аккредитовано по любому виду помощи, вне зависимости от ее организационно-нормативной структуры, с самостоятельным выбором врача по желанию пациента. Такой порядок оказания медицинской помощи будет сопровождаться здоровой нормальной конкуренцией, благодаря чему останутся работать только те медицинские учреждения и те их сотрудники, которые будут востребованы.

Сколько нам нужно денег для поддержания качественной системы здравоохранения? Последний раз просчет реальной стоимости оказания медицинской помощи определяли в 1960-х гг. За последний год Минздравсоцразвития проделало колоссальную работу, была оценена реальная заболеваемость населения в стране, с выделением нозологических форм, 2 тыс. заболеваний из 33 тыс., которые присутствуют в Международной классификации. Были составлены модели пациентов с наиболее распространенными заболеваниями, с нашими американскими коллегами был создан электронный классификатор, матрицей которого является номенклатура услуг, их прейскурант, перечень ЖНВЛС, перечень расходных материалов. Эта система автоматизировано считала стандарт, который вводился в классификатор, что позволило нам до 1 апреля 2010 г. создать 540 стандартов моделей пациентов при самых распространенных 2 тыс. заболеваний, входящих в группу 90% заболеваемости, что позволило Минздравсоцразвития просчитать государственные гарантии.

К сожалению, те деньги, которыми в настоящее время располагает система здравоохранения, недостаточны для оказания качественной медицинской помощи. Наша задача – плавно увеличивать финансирование здравоохранения, чтобы к 2015 г. стандарты вобрали в себя все самое ценное, что есть в современной мировой практике. На первые два года действия программы выделяется 460 млрд руб., которых недостаточно. Но парадокс в том, что система современного российского здравоохранения, где 30% лечебно-профилактических учреждений нуждаются в реконструкции, ремонте, переоснащении, одновременно испытывая недостаток в квалифицированных кадрах, остается проблемной. Сбрасывать озвученную сумму нецелесообразно, это не принесет ожидаемого эффекта. В связи с этим Минздравсоцразвития совместно с Академией народного хозяйства при Правительстве России и Высшей школой экономики решили, как потратить этот транш с обязательным укреплением инфраструктуры здравоохранения с тем, чтобы параллельно наращивать ее функциональность. Государственная политика в настоящее время перекликается с потребностями сообщества пациентов. Быстро и хорошо реорганизацию здравоохранения осуществить невозможно, надо набраться терпения и шаг за шагом идти в верном направлении, ради достижения ожидаемого результата.

Самые серьезные проблемы в отрасли – кадровые. В 2009 г. был подготовлен федеральный регистр медицинских работников страны, в который входят, кроме работающих медиков, включая частный сектор, студенты вузов, ссузов. Был выявлен дисбаланс, как по соотношению между медсестрами и врачами, так и между теми, кто работает в первичном звене и в специализированных стационарах. У нас на 100 тыс. больше специалистов работают в клиниках, при одновременной нехватке врачей в первичном звене. Согласно регистру в отрасли отмечается переизбыток гинекологов в несколько раз, не хватает общих хирургов. Специальная информационная аналитическая система позволит нам до ноября для каждого региона создать свой кадровый профиль и тот логистический алгоритм, который разрешит дисбаланс между распределением медицинского персонала. Параллельно в 2009 г. приняты новые государственные образовательные стандарты для ссузов и вузов, вступающие в действие с 1 сентября 2011 г. Кроме того, совместно с Минобрнауки мы в настоящее время работаем над созданием нового механизма субсидирования регионов с целью привлечения молодых медицинских кадров на село, в отдаленные населенные пункты. Ряд полномочий передается субъектам Федерации для того, чтобы вызывать у них заинтересованность в кадровом наполнении, и позволит сформулировать мотивацию у выпускников медицинских учебных заведений.

В заключение хочется отметить, что Декларация о правах пациентов в России – тот документ, который законодательно закрепит за каждым гражданином нашей страны все те нормы, которые ранее считались привилегиями. Каждый из нас имеет право знать все о своем заболевании, участвовать в решении выработки врачебной тактики и стратегии по отношению к нему, каждый пациент имеет право на уважение секретной тайной информации, право на безопасность лечения. Большое значение придается ответственности медицинских работников в сфере охраны здоровья граждан. Все мы должны быть позитивно настроены, быть открыты к общению, чтобы наши сообщества пациентов знали, чем занимается федеральный орган исполнительной власти. Минздравсоцразвития критично относится к тому, что делает. Я призываю всех к консолидации, сложностей будет масса, нас ждут очередные проблемы, которые мы непременно преодолеем.

Саверский Александр Владимирович
Президент «Лиги пациентов», cопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов

ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВАХ ПАЦИЕНТОВ В РОССИИ

Проект принят на I Всероссийском конгрессе 28 мая 2010 года в Москве

Настоящая Декларация выражает консолидированное мнение гражданского общества о необходимости принятия в России мер по созданию более совершенных механизмов реализации прав пациентов, улучшению правовых норм и механизмов защиты прав. Настоящая Декларация базируется, как на основании российского законодательства, так и учитывает самые современные мировые достижения в области прав пациентов. Четырнадцать основных прав – это права: на профилактику болезней, доступность медицинской помощи, информацию, информированное согласие, свободу выбора, частную жизнь и конфиденциальность, уважение времени пациента, выполнение стандартов качества медицинской помощи, безопасность инноваций, исключение боли и страданий, индивидуальное лечение, жалобы и компенсации. К этим четырнадцати правам следует добавить еще два права: право родных и близких пациента на информацию и принятие решений в отдельных ситуациях, а также право пациента на защиту.

Декларация может использоваться, чтобы вызвать действия по защите прав пациентов, нарушение которых необходимо предотвратить, а также для восстановления прав, которые нарушены. Исходя из содержания Декларации, можно вести диалог среди заинтересованных сторон, чтобы вырабатывать программы и мероприятия по защите прав пациентов. Такой диалог должен состояться между общественными организациями, государственными органами власти, муниципальными и частными организациями здравоохранения, а также профессиональными объединениями и профсоюзами.

Продолжение в МА №07/10

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024