Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 02:44
18+

Здравоохранение: безопасность пациентов в приоритете

17 сентября отмечается Всемирный день безопасности пациентов, учрежденный 25 мая 2019 г. Всемирной ассамблей здравоохранения, являющейся высшим органом ВОЗ. В 2020 г. вся мировая общественность подхватила эту пока еще формирующуюся традицию.

Цель Всемирного дня безопасности пациентов заключается в повышении глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение общей солидарности действий как профессионального сообщества, так и самих пациентов, их родственников, а также различных организаций, представляющих интересы пациентов.

Здравоохранение

Соблюдение основополагающего принципа медицины "не навреди" — главный приоритет Всемирного дня безопасности пациентов. Нежелательные события могут возникнуть в результате любых медицинских вмешательств даже при их правильном выполнении, поэтому необходимы комплексные мероприятия по улучшению организации медицинской деятельности:

  • инфекционный контроль;
  • безопасное применение лекарственных средств и медицинских изделий;
  • безопасная клиническая практика;
  • безопасные условия для оказания помощи.

РОССИЙСКИЙ ФОРМАТ

Всемирный день безопасности пациентов привлекает внимание общественности к вопросам обеспечения безопасности, стимулирует совместную работу всех заинтересованных сторон и служит основой для разработки и внедрения программ по улучшению качества медицинской помощи в Российской Федерации.

Сегодня приоритетными задачами и мировой, и российской системы здравоохранения является обеспечение безопасности пациентов во всех без исключения медицинских учреждениях, независимо от их специализации, расположения, размера и формы собственности.

"Необходимо понять, что, если мы не сформируем приверженность медицинских работников к обеспечению безопасности при оказании медицинской помощи нашим пациентам, если вместе с пациентами не создадим систему приверженности, то все мы будем очень беззащитны, — утверждает директор департамента организации медицинской помощи и санаторно–курортного дела Минздрава РФ Екатерина Каракулина. — И большая роль здесь принадлежит профессиональным медицинским организациям и пациентским сообществам. Только общими усилиями мы можем обеспечить пациенту максимально качественный результат медицинской помощи".

Каракулина_МЗ

Важно понимать, что подчинение современной медицины многоуровневое. Это, в первую очередь, государственный уровень контроля со стороны Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор). Второй — ведомственный уровень контроля со стороны органов управления субъектами здравоохранения. Но необходим и внутренний контроль со стороны самой медицинской организации. "Только совместными усилиями можно добиться полной безопасности пациентов. Поэтому внутренние требования контроля качества должны быть базовыми для любого ЛПУ. Тем более что у нас существует система контроля качества медицинской организации", — убеждена Екатерина Каракулина.

Она отметила и важность поведения медицинского работника, как им выполняются стандартные операционные процедуры, не говоря уже о деятельности в период эпидемиологической опасности. Чтобы не происходило сбоев в работе ЛПУ, руководству нужно внедрять культуру безопасности медицинской организации.

В прошлом году Национальным институтом качества Росздравнадзора был проведен большой опрос среди россиян, не занятых в медицинских организациях. Выяснилось, что 77% пациентов желает быть вовлеченными в процесс принятия решения относительно тех диагностических и лечебных назначений, которые ему предлагают врачи. "Это очень хорошо, т.к. без двустороннего движения трудно достичь безопасной медицинской помощи", — считает представитель Минздрава.

По мнению пациентов, медицинская помощь должна быть максимально приближена к их месту жительства, работы или учебы.

Волнует пациентов и уровень квалификации медработника, его постоянное совершенствование. А еще право выбора пациентом и медицинской организации, и лечащего врача.

Хорошо, что процесс совершенствования медицинской помощи в России не стоит на месте. "Сформированы порядки, правила и положения оказания медпомощи, и сейчас формируется единый подход для конкретных состояний. До 2022 г. должны быть разработаны все клинические рекомендации по основным нозологиям. Более 120 клинических рекомендаций уже размещено на портале министерства. И с ними могут ознакомиться как медработники, так и пациенты в плане безопасного ведения работы", — говорит Екатерина Каракулина.

Она выражает надежду, что максимальное внедрение электронных медицинских карт сыграет позитивную роль для понимания пациентами безопасности процедур и других назначений и отмечает, что благотворное влияние на пациентов и их родственников оказывают встречи и дни открытых дверей по случаю Дня безопасности пациентов.

НАША СЛУЖБА НЕ ОПАСНА, НО ТРУДНА…

Руководитель Росздравнадзора Алла Самойлова заверила, что возглавляемая ею службаследит за тем, чтобы помощь оказывалась в соответствии с порядками и стандартами на основе клинических рекомендаций, которые утверждены Минздравом РФ.

Самойлова_Росздрав

"В частности, больницы должны быть оснащены всем необходимым оборудованием, а люди с ограниченными возможностями должны чувствовать себя не только безопасно, но и комфортно. Пандусы, лифты, поручни, цветовая, звуковая навигация… Все это обязательно должно быть в каждом медучреждении. Только так сама среда ЛПУ будет безопасной. В этом году все детские поликлиники станут именно такими. А потом и все взрослые поликлиники, и стационары будут переоборудованы таким образом", — обещает Анна Самойлова.

ЛЕКАРСТВАМ И МЕДТЕХНИКЕ — ОСОБЫЙ КОНТРОЛЬ

Большую роль в деле безопасного лечения играют лекарственные препараты с доказанной эффективностью и минимальными побочными эффектами.

Чтобы до пациента доходили именно такие лекарства, в структуре Минздраве РФ создана система фармаконадзора, в рамках которой собирается вся информация о нежелательных реакциях. "После анализа полученной информации и реальной причинно-следственной связи между приемом лекарства и возникновением нежелательного побочного эффекта, Росздравнадзор принимается решение об изъятии из обращения либо серии такого лекарственного препарата, либо всей партии. В одних случаях по итогам анализа откликов пациентов с производителем проводится работа по выяснению ситуации, в других — вносятся изменения в инструкцию по применению. При наличии серьезных побочных эффектов у препарата принимаются более жесткие меры вплоть до запрета производства на определенный период или полного вывода из обращения", — рассказывает Алла Самойлова.

В настоящее время, когда дан старт испытаниям вакцины от коронавирусной инфекции, именно Росздравнадзор РФ будет аккумулировать данные обо всех нежелательных реакциях у каждого вакцинированного пациента.

Также ведомством постоянно проводится контроль качества лекарственных препаратов, которые применяются в терапии как в амбулаторных, так и в стационарных условиях.

Многие пациенты интересуются, не вреден ли рентген, МРТ, КТ, УЗИ. Анна Самойлова заверила, что Росздравнадзором (его территориальными управлениями) будет и дальше уделяться большое внимание безопасности всей медтехники и всем медизделиям при их регистрации. Например, чтобы инъекция была менее болезненной, должна быть оптимальной заточка иглы шприца. Мелочей быть не должно.

А еще у Росздравнадзора налажена и постоянно действует обратная связь с пациентами. На сайте Службы запущена новая рубрика "Глас народа". На роликах люди разных возрастов и профессий рассказывают, что значит для них понятие "безопасность пациента".

КАЧЕСТВО — ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ

С 2015 г. Национальный институт качества Росздравнадзора по заданию Службы занимается формированием системы качества медицинской помощи, которая базируется на ключевых принципах правил безопасности. В 2015 г. разработан национальный стандарт качества, который уже применяется в медицинских организациях. Его внедрение началось в 4 регионах и 6 ЛПУ. Сегодня этот стандарт в 43 региона и в 218 ЛПУ внедряется, а в 40 ЛПУ его уже внедрили.

"Нами разработаны методические пособия и материалы, посвященные оказанию безопасной медицинской помощи и для разных групп медицинских работников, и для пациентов.

И впервые в этом году нами вместе с Университетом дружбы народов проводится онлайн–олимпиада для медработников по безопасности медицинской помощи", — рассказывает генеральный директор Национального института качества Росздравнадзора (ФГБУ "ЦМИКЭЭ") Игорь Иванов.

Иванов_ЦМИК

В связи с Днем безопасности пациентоввпервые организован Всероссийский конкурс "Лидер по качеству в здравоохранении".

А еще в России подхватили международную инициативу — ежегодно 17 сентября подсвечивать здания в цвета, символизирующие день безопасности пациента. В этом году у нас — подсветкой будет отмечен НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.

БЕЗОПАСНОСТЬ МЕДРАБОТНИКА  — ЭТО И БЕЗОПАСНОСТЬ ПАЦИЕНТА

Пандемия выявила огромные риски для медработников во всем мире. А ведь работа в стрессовых условиях приводит к тому, что и врачи, и медсестры становятся более склонными к совершению ошибок. Да и простая физическая усталость дает о себе знать. Поэтому в этом году День безопасность пациента посвящен и теме безопасности медработников, непосредственно обеспечивающих безопасность пациентов.

Да, сами медработники должны получить знания о своих правах и обязанностях и сообщать властям об имеющихся рисках.

Ну а регуляторные и надзорные органы в области здравоохранения, труда и окружающей среды, а также парламентарии и страховые организации должны регулировать политику безопасности работников и пациентов. И, конечно, внедрять этические принципы для руководителей ЛПУ.

МЕДСЕСТРЕ — ПОВЫШЕННЫЙ СТАТУС!

По статистике на плечи медсестер ложится около 80% всего ухода за стационарными больными. Ведь именно эти представители медицинского персонала выполняют все назначения врача, а их неравнодушное отношение к пациентам играет немалую роль в процессе их выздоровления. "Не простаивают" и медсестры поликлиник. К сожалению, далеко не все, побывавшие в медицинских учреждениях, остаются довольными работой медсестер.

Медсестра

Кстати, то, что существует "врачебная" клятва Гиппократа, ни для кого не секрет. Но, оказывается, и медицинские сестры дают свою, медсестринскую клятву. В ней, в частности, говорится: "Клянусь исполнять мой профессиональный долг по совести и с достоинством; откликаться на физиологические, эмоциональные и духовные запросы пациентов; соблюдать принципы равенства и доступности ухода для всех; хранить медицинскую тайну".

"Пандемия обострила и без того существующую проблему нехватки врачей. Мы предлагаем передать часть полномочий, особенно в сельской местности медсестрам, чтобы они напрямую взаимодействовали с пациентами. Конечно, их надо будет доучить.

А пока что получается? Врач загружен, а медсестре не разрешают давать информацию пациенту", — уверена президент Российской ассоциации медицинских сестер Валентина Саркисова.

Предложение по повышению профессионального статуса медсестры нашло позитивный отклик в Минздраве РФ и уже ведутся переговоры о передаче сестрам ряда полномочий.

ПАЦИЕНТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ — ПОМОЩНИКИ И ПАЦИЕНТОВ, И ВРАЧЕЙ

Роль общественных организаций многим видится в качестве некоего мостика между медициной и целевыми группами пациентов. Сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев уверен, что современный пациент обладает определенными знаниями, и вовлекать его в процесс лечения вполне логично.

Жулев

Такие сообщества концентрируются по определенным нозологиям. Одна из очень важных их миссий — информирование. Уровень пациентских школ таков, что они поддерживаются Минздравом РФ.

Семинары для пациентов и членов их семей, на которых врачи объясняют правила жизни, рассказывают о важности приверженности лечению, отвечают на все волнующие пациентов вопросы, — также устраивают пациентские организации. Помогает и горячая линия Союза пациентов.

БЕЗОПАСНОСТИ НУЖНО УЧИТЬ!

Главный врач Республиканской клинической больницы Минздрава Республики Татарстан Рафаэль Шавалиев знает на опыте, что в здравоохранении существовали и продолжают существовать определенные риски. Их не всегда возможно свести к минимуму и уж тем более к нулю.

Чтобы все–таки добиться в этом положительной динамики ЛПУ нужно взять на себя образовательные функции, т.к. те знания, которые дают медицинские колледжи и вузы с точки зрения обеспечения безопасности не достаточны.

Также необходимо выстроить мониторинговые системы для включения практических рекомендаций по распространению системы качества, разработанной Росздравнадзором. Только построение института уполномоченных по качеству и формирование системы работы аудиторов вовремя выявить те несоответствия, которые могут стать причиной нарушения безопасности.

В Татарстане организован корпоративный университет, в котором формируются команды для стажировки, работают программы наставничества. И там уделяют особое внимание безопасности пациентов.

"За 6 месяцев 2020 г. в ЛПУ республики было зарегистрировано 233 несоответствия, которые могли привести к негативным для пациентов последствиям. Но принятые меры по корректировке этих несоответствий позволили предупредить нежелательные последствия. Так, 83,7% (9 случаев из 10) были исправлены и впредь не будут допущены", — делится опытом Рафаэль Шавалиев.

Важно научиться управлять всеми рисками и несоответствиями. А персонал научить осознанному выявлению, регистрации и анализу этих рисков, а также принятию превентивных мер.

Сложно сделать так, чтобы сотрудник признал свою оплошность или тем более ошибку. Но сделать это нужно. Для этого в медицинском учреждении должна быть сформирована атмосфера доверия, а не наказания. Но и безнаказанности быть не должно. Только так можно выстроить корпоративную культуру безопасности.

Главное, всем, вовлеченным в систему здравоохранения, надо помнить, что безопасность пациента — приоритетное в системе здравоохранения.

По материалам пресс–конференции на платформе ТАСС

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024