Руководство страны поставило амбициозные задачи по охране здоровья граждан. В.В. Путин сказал: "Будущее России зависит от образования и здоровья нации".
Колесников Сергей Иванович
Заместитель председателя комитета Государственной Думы по охране здоровья, акад. РАМН
К 2020 г. средняя продолжительность жизни населения должна составлять 75 лет. В ближайшие 3–4 года должна произойти стабилизация численности населения. К 2020 г. необходимо сократить уровень смертности в 1,5 раза. Президент страны Д.А. Медведев говорит о том, что важно необходимую медицинскую помощь финансировать в полном объеме, лечить пациента по одним и тем же стандартам, развивать конкуренцию среди больниц и поликлиник за пациента, который может выбирать врача и ЛПУ, а также расширять самостоятельность медицинских учреждений.
ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В качестве одного из выходов из данного положения разработана Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Обеспечение населения качественной медицинской помощью гарантирует целый комплекс мер, включающих в себя:
При стандартизации медицинской помощи уделяется внимание Списку жизненно важных лекарственных средств (это будет минимальным вкладом государства в обеспечение граждан лекарствами). Важнейшим моментом является ресурсное обеспечение здравоохранения, к которому относятся материально-техническая база, лекарственное обеспечение, расходные материалы и кадры.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ ЛС и ИМН
Это привело к кризису в здравоохранении еще до развития глобального кризиса, который будет усугублять ситуацию. В настоящее время происходит взаимовлияние кризисных факторов (нормативно-правовая база, взаимодействие между ветвями власти и саморегулирующими организациями, финансирование, управление ресурсами, ценовое регулирование, промышленность, наука, рациональное использование лекарств и оборудования, концепция обеспечения лекарствами и оборудованием). Необходимо влиять на каждый из этих блоков.
От Государственной Думы зависит финансирование сферы здравоохранения на федеральном уровне (обеспечивает четвертую часть финансирования всего здравоохранения страны; на местном уровне таких ресурсов нет). Планируется, что расходы с федерального уровня будут расти.
Как один из выходов из кризиса рассматривался вопрос о введении систем ДЛО – ОНЛС
2005 г. → 25 млрд руб.;
2006 г. → 34,8 млрд руб. (план); 73 млрд руб. (факт) кризис!
2007 г. → 35 млрд руб. (кризис!) – рабочая группа партии «Единая Россия» направляет предложения Правительству.
В декабре 2007 г. → погашение долгов на 2006–2007 гг.
2008 г. → передача полномочий по обычному ассортименту регионам (37 млрд руб.); 33 млрд руб. – на обеспечение по 7 высокозатратным заболеваниям.
2009 г. → 36 млрд руб. выделено на ассортимент для лечения редких заболеваний и 42 млрд – для остальных льготных групп населения.
В 2009 г. → подразумевается рост ассигнований. Планировалось, что это позволит поддержать отечественную промышленность, снизить затраты на лекарственное обеспечение. На деле получилось наоборот, что вызвано введением закона №94 «О закупках для государственных и муниципальных нужд», который необходимо отменять. Поэтому, несмотря на динамичный рост фармацевтического рынка за последние 3 года, доля лекарств отечественного производства начинает снижаться. Доля государственных закупок составляет 25–30%; рынок бюджетных закупок – 55%, все остальное покупает население.
Объемы фармрынка России в рознице (в млрд долл. США)
2005 г. → поставки из России – 2,3 (25%); импорт – 6,7 (75%)
2008 г. → поставки из России – 3,0 (21%); импорт – 11,0 (79%)
В 2010 г. (прогноз) → Объем розницы может составить 17–19 млрд долл.
Отечественный фармрынок в 2005–2008 гг. дал небывалый прирост объема продаж. Россия вышла на 12-е место в мире по объему фармрынка.
Между тем производство некоторых жизненно важных препаратов в Китае резко растет (тетрациклин, пенициллин, стрептомицин, витамин В12, цефалоспорины), а Россия в период кризиса в связи с повышением цен на данные препараты, отстанет. Нужна схема преодоления технологического отставания, но окно возможности упущено 6–7 лет назад. В России очень плохая структура исследования и разработок по секторам (в нашей стране основные затраты идут на НИИ и отчасти на университетский сектор). Изменилась ситуация с оборотом интеллектуальной собственности и ответственностью за ее нарушение – введен ряд законов, в частности, федеральный закон «О нарушении авторского права», который может быть принят к обороту лекарств. Законодательные инструменты в сфере медицинской индустрии достаточно многочисленны, не систематизированы, работают порознь и хаотично. Тем не менее они существуют в Налоговом кодексе, а также в кодексе административно-правовых нарушений. Созданы две венчурные компании, в задачи которых входит развитие биотехнологий и парафармацевтики. Есть надежда, что в эту сферу пойдут инвестиции. В национальных проектах пока не появилось раздела «Медицинская индустрия», но появилось несколько изменений в законах (в частности, закон «О саморегулирующих организациях и автономных учреждениях», который может быть применен для организованных сообществ, в том числе фармацевтического бизнеса). За период 2006–2008 гг. появилось несколько инвестиционных законов: «О банке развития», «Об инвестиционных фондах», «Об ОАО «Российская венчурная компания», «Об особых экономических зонах», которые, к сожалению, настолько забюрократизированы, что практически не работают.
ИЗМЕНЕНИЯ В НОРМАТИВНОЙ БАЗЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Много внимания уделяется кадрам, так как в настоящее время необходим переход на непрерывное образование. Появилось несколько законов, способствующих вовлечению работодателей (в том числе профессиональных сообществ) в разработку и реализацию государственной политики в области профессионального образования. К сожалению, пока не заметно участия в этом процессе фармацевтических сообществ.
Идет развитие системы образования в соответствии с мировыми стандартами улучшения качества, в частности, с Болонским процессом, основными приоритетами которого являются:
С целью повышения качества подготовки специалистов необходимо внедрить в системе непрерывного профессионального образования следующие инновационные технологии:
ВОЗМОЖНЫЕ АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
Принятие Концепции развития здравоохранения до 2020 года.
5. Создание системы лекарственного страхования.
6. Введение налоговых льгот предприятиям и лицам, вносящим вклад в развитие системы здравоохранения (в т.ч. заключающим договоры добровольного медицинского и лекарственного страхования) и охрану собственного здоровья.
Представляется важным принять следующие законы с выходом на Кодекс:
Специальные федеральные законы и внесение поправок в ныне существующие:
В портфеле нашего комитета есть несколько законопроектов, которые рассматриваются и часть из них имеет перспективу принятия:
Дискутируется предложение, разработанное экспертами Росздравнадзора о борьбе с контрафактом. Также на рассмотрении находятся семь законопроектов по упрощению оборота ЛС в сельских и труднодоступных местностях, в частности:
ВЫВОДЫ
Необходимо срочно принять Национальную доктрину ресурсного обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (развития медицинской индустрии).
Государственные программы ресурсного обеспечения осуществлять преимущественно на основе долгосрочных контрактов (государственного заказа) с отечественными предприятиями, а также с иностранными при условии инвестирования их прибыли в создание предприятий на территории России.
Закупить «под ключ» предприятия (с технологией производства) по выпуску жизненно важных лекарственных средств и субстанций для производства медицинских изделий.
Предприятия-производители, а также НИИ по разработке новых лекарств и медицинских изделий включить в перечень стратегических предприятий.
Передовые производственно-технологические центры освободить от налога на прибыль на 10 лет, как это предусмотрено для резидентов особых экономических зон.
Отрегулировать кредитную политику.
Поскольку с Правительством пока нет согласия по ряду положений, Государственная Дума пытается на общественных площадках это обсуждать и лоббировать. Программа общественно-государственного партнерства – это инструмент согласования интересов индустрии, социальной сферы, общества, власти и соорганизации усилий экспертов, преобразующаяся в комплекс взаимосвязанных мероприятий по развитию. Развернута программа поддержки развития наукоемкой (лекарственной) индустрии.
Экспертные органы Государственной Думы РФ, связанные с медицинской промышленностью:
Советы по науке и новым технологиям при Председателе Государственной Думы (впервые!) и при Комитете по науке и новым технологиям
Совет по биофармацевтике
Совет по биотехнологиям фракции «Единая Россия»
Совет по ресурсному обеспечению здравоохранения
В конечном итоге все преобразования в здравоохранении должны отвечать двум главным критериям:
Нужно помнить, что здравоохранение – это живая система, и ошибки в составлении стратегии и в процессе ее реализации могут отразиться на многих людях и даже поколениях, на их здоровье.
По материалам конференции "Фармацевтический бизнес в России"