Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 07:00
18+

Задержка работает на производителя

Мониторинг безопасности лекарственных средств занимает важное место в системе здравоохранения.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, в структуру деятельности которой теперь законодательно входит и фармаконадзор, представляет проекты приказов ведомства, которые позволят повысить эффективность системы фармаконадзора и приведут ее в соответствие с международными требованиями GVP.

Глаголев Сергей Владимирович
Заместитель начальника Управления организации государственного контроля качества медицинской продукции Росздравнадзора

Основным методом фармаконадзора является метод спонтанных сообщений (от производителей, пациентов, врачей, фармацевтов). Количество ежегодно поступающих в Росздравнадзор сообщений постоянно растет[1], однако по–прежнему остается существенно ниже, чем в странах Евросоюза или США. По рекомендации ВОЗ, показателем эффективности метода считается 600 сообщений о нежелательных реакциях на ЛС на 1 млн жителей. Для нашей страны этот показатель должен составлять около 85 тыс. Однако в 2015 г. он всего лишь превысил 23 тыс. (хотя это и на 9% больше показателя 2014 г.). Так что разрыв между тем, что должно быть, и тем, что есть, пока ощутим.

В рамках проведения мониторинга безопасности лекарственных средств Росздравнадзор проводит анализ периодических отчетов по безопасности ЛП, поступающих от производителей и разработчиков лекарств. Число подаваемых периодических отчетов по безопасности лекарственных препаратов (ПОБ) также растет. Однако пока их количество все-таки меньше, чем количество зарегистрированных препаратов. Не все ПОБ соответствуют необходимым требованиям качества. В скором времени, с учетом новых законодательных требований, невыполнение этих обязанностей будет иметь свои практические последствия. Но все же регулятор ожидает, что рост спонтанных сообщений станет более стремительным и улучшится их качество.

В конце 2014 г. были приняты поправки в Федеральный закон №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств"[2], которые предусматривают увеличение числа сообщений о нежелательных реакциях (НР), а также внедрение в практику широкого спектра современных методов фармаконадзора. В частности, были установлены требования к работе компаний — держателей регистрационных удостоверений (РУ) и спонсоров клинических исследований по сбору и изучению данных о безопасности лекарств.

Принятые поправки касаются более тонкой настройки срочной и периодической отчетности, увеличения ее объема. Появилось требование предоставления данных о проблемах безопасности ЛП, возникших за рубежом.

Выполнение этих законодательных норм требует наличия системы фармаконадзора и на фармацевтических предприятиях. Фармкомпании в соответствии с ними не только служат звеном передачи данных, но и обязаны самостоятельно, критически, на достаточно высоком экспертном уровне оценивать имеющиеся у них данные о лекарственном препарате, прогнозировать возможные проблемы и минимизировать риски.

Кроме того, законодательство устанавливает санкции за невыполнение требований по фармаконадзору, за невыполнение требований в области выборочного контроля ЛП и за нарушения надлежащей клинической практики, ведущие к появлению недостоверных результатов клинических исследований. Это грозит приостановлением применения препарата. Более серьезные случаи — выявление проблем безопасности, кардинальным образом меняющих соотношение пользы и риска, – влекут за собой приостановление обращения препарата в целом.

Все требования закона описывают подзаконные нормативные акты, без принятия которых они не действуют. А отечественные подзаконные нормативные акты, в свою очередь, зависят от принятия документа по надлежащей практике фармаконадзора Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Пока он не вступит в силу, нельзя имплементировать проекты приказов Минздрава России и Росздравнадзора. Ожидается, что документ будет подписан в скором времени, но пока этого не происходит из-за дискуссии об оценке взаимозаменяемости препаратов в процессе регистрации.

Разрабатываемые Росздравнадзором проекты приказов призваны обеспечить безопасность пациентов и свести к минимуму риски, связанные с неблагоприятными побочными реакциями. Так, проект приказа "Об утверждении Порядка осуществления фармаконадзора" подразумевает организацию экспертизы поступающих в Росздравнадзор данных по безопасности лекарственных препаратов в подведомственной экспертной организации; детальные требования к срочному сообщению об отдельных видах нежелательных реакций для держателей РУ, организаций, проводящих клинические исследования, и медицинских организаций; требования к предоставлению периодических отчетов ПОБ и отчетов по безопасности лекарственных препаратов, изучаемых в клинических исследованиях (РОБ); требование к держателям регистрационных удостоверений предоставлять в Росздравнадзор планы управления рисками (ПУР) при выявлении новых проблем безопасности ЛП.

Приказ должен был вступить в силу с 2017 г. и предполагал определенный переходный период. Однако из–за возникшей задержки пока сложно сказать, будет ли такой период предусмотрен.

Также в проекте приказа устанавливается исчисление сроков экспресс–отчетности — во время проведения клинических исследований и пострегистрационном периоде. Сроки для сообщений о нежелательных реакциях должны исчисляться с даты, когда отправителю стала известна информация, позволяющая идентифицировать пациента, симптомы нежелательной реакции, препарат и лицо, выявившее реакцию.

Для держателей регистрационных удостоверений на лекарственные средства Росздравнадзор предусматривает экспресс–отчетность. В течение 15 календарных дней они обязаны предоставлять следующую информацию:

  • серьезные НР в Российской Федерации;
  • НР в РФ при злоупотреблении препаратом, намеренной передозировке, воздействии, связанном с профессиональной деятельностью, в случаях использования для умышленного причинения вреда жизни и здоровью;
  • отсутствие эффективности ЛП для заболеваний, представляющих непосредственную угрозу жизни, вакцин, ЛП для предотвращения беременности, когда отсутствие клинического эффекта не вызвано индивидуальными особенностями пациента и/или спецификой его заболевания, выявленных в России;
  • угроза жизни и здоровью при применении off-label;
  • угроза жизни и здоровью вследствие ошибок инструкции или маркировки;
  • угроза жизни и здоровью вследствие передачи инфекций через ЛП;
  • угроза жизни и здоровью, выявленная при анализе научной литературы;
  • угроза жизни и здоровью, связанная с нарушением держателями РУ обязательств по обеспечению пациентов ЛП;
  • изменения досье, порядка отпуска, приостановление, отмена регистрации, др. ограничения за рубежом вследствие проблем безопасности.

Периодичность и сроки очередных ПОБ для МНН и группировочных названий утверждаются Росздравнадзором. Внеочередной ПОБ может быть запрошен при выявлении непредвиденных НР или данных по безопасности, меняющих отношение польза/риск.

Но самое важное в периодическом отчете по безопасности лекарственных препаратов то, что он уходит от анализа индивидуальных нежелательных реакцийи строится на анализе соотношения пользы и риска. Поэтому тот, кто его пишет, должен владеть навыками анализа соотношения пользы и риска лекарственного препарата на достаточно высоком уровне.

Особое внимание нужно обратить на выявление проблемы безопасности. Здесь важно напомнить, что будущий приказ "Об утверждении Порядка осуществления фармаконадзора" гармонизирован не только с надлежащей практикой фармаконадзора ЕАЭС, но и с законодательством о техническом регулировании, которое устанавливает прямую ответственность производителя за обеспечение эффективности и безопасности продукции.

В течение 5 рабочих дней с даты поступления заключения экспертной организации о выявлении новых данных, не описанных в инструкции, изменяющих отношение польза/риск, Росздравнадзор уведомляет об этом держателя РУ. Последний в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления проводит проверку достоверности информации и представляет результаты проверки в Росздравнадзор. Во время проверки он принимает необходимые меры для того, чтобы вред, связанный с обращением ЛП, не увеличился. В течение 10 рабочих дней с даты поступления результатов проверки Росздравнадзор информирует Минздрав России о новых данных по безопасности и направляет информацию для рассмотрения возможности: внесения изменений в регистрационное досье; отмены государственной регистрации; проведения доклинических или клинических исследований ЛП либо иных дополнительных исследований; а кроме того — для решения вопроса о необходимости/отсутствии необходимости приостановления применения или обращения ЛП на период проведения дополнительных исследований/внесения изменений в досье.

Фармкомпании не смогут эффективно работать без жизнеспособной системы GVP. В свою очередь, эта система базируется на механизмах ISO 9000 – серии международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества (СМК) организаций и предприятий. Это подразумевает предельную стандартизацию основных моментов работы: подачи спонтанных сообщений, оценки рисков, подготовки планов управления рисками и др.

Необходимо внедрить СМК, стандартизировать основные рабочие процессы — менеджерские, не имеющие специфики. И уже на этом основании выстраивать систему фармаконадзора. Конечно, необходим грамотный уполномоченный по фармаконадзору. Вместе со специалистами, которые разрабатывают систему менеджмента качества, ему необходимо написать СОП[3] основных критических процессов. При этом калька с зарубежных документов не спасет, поскольку должна быть учтена отечественная специфика.

Уровень фармаконадзора в фармкомпаниях очень разнится, часто недостает специалистов. И задержка с принятием приказа Росздравнадзора дает производителю дополнительное время для того, чтобы создать действенную службу фармаконадзора. Ведь помимо этической эта работа приобретает и коммерческую значимость: невыполнение требований по фармаконадзору приведет к ограничению применения или обращения лекарственных препаратов.

По материалам XVIII Всероссийской конференции "ФармМедОбращение 2016"

---------------
[1] В соответствии с п. 3 ст. 64 Федерального закона от 12.04.10 №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" субъекты обращения лекарственных средств обязаны сообщать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов.
[2] Вступили в силу с 1 января 2016 г.
[3] СОП — стандартная операционная процедура — документ, устанавливающий комплекс норм, правил и требований к выполнению рабочей процедуры для фиксации знаний о ней и актуализации лучшей производственной практики.

 

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024