Одним из факторов развития заболеваний желчевыводящих путей является нарушение образования или оттока желчи в двенадцатиперстную кишку.
В зависимости от ведущего механизма действия желчегонные средства делят на две группы:
К холеретикам относят препараты, содержащие желчь или желчные кислоты (Аллохол, Дегидрохолевая кислота, Дехолин, Лиобил, Холензим), ряд синтетических веществ (Оксафенамид, Циквалом, Никодин), а также препараты растительного происхождения (Фламин, Холагон, Кукурузные рыльца и др.).
В настоящем обзоре рассмотрим аптечный ассортимент лекарственных средств, применяемых для лечения заболеваний желчевыводящих путей. Российский рынок данных препаратов включает на сегодняшний день 36 брендов или 93 полных наименования. Все объемы приведены в ценах оптовой аптечной закупки за период с октября 2013 г. по сентябрь 2014 г. (МАТ‘13–14) в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (МАТ‘12–13).
Стоимостный объем рынка за рассматриваемый период (МАТ‘13–14) составил 3,5 млрд руб. (+19,14%), а натуральный — 25,2 млн упаковок (–5,6%).
Рассмотрим рейтинг брендов ЛС, применяемых для лечения заболеваний желчевыводящих путей. Первую строчку с долей 38,2% занимает бренд Урсосан (PRO.MED.CS Praha a.s.). На втором месте (доля 16,7%) Хофитол (Laboratoires Rosa-Phytopharma). Замыкает тройку лидеров Урсофальк (Dr.Falk Pharma GmbH) с долей продаж в сегменте (14,1%). Максимальный прирост продаж среди ТОP-10 продемонстрировал бренд Урдокса (Фармпроект ЗАО) (+129,19%).
Лидирующую строчку в рейтинге брендов по натуральному объему (табл. 2) занимает Аллохол, выпускаемый разными производителями (59,1%). На втором месте расположился бренд Хофитол, его доля в сегменте составила 7,8% (Laboratoires Rosa-Phytopharma). С небольшим отрывом за ним следует бренд Урсосан (PRO.MED.CS Praha a.s.), доля продаж которого за рассматриваемый период составила 6,9%.
Табл.2
В заключение необходимо отметить, что за рассмотренный период рынок препаратов, применяемых при заболеваниях желчевыводящих путей, характеризуется положительной динамикой, в стоимостном выражении (+19,14%). На ТОР-10 брендов по объему в руб. приходится 95,1%, а по объему в упак. — 92,7% от сегмента группы.