Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 05:27
18+

XXI век: Новая фармацевтическая реальность

Ситуация VII. На пути к "золотому миллиарду": конвергентные технологии и реинжиниринг биофармации (ч. 4)

Гандель Виктор Генрихович
Член–корр. Международной академии интеграции науки и бизнеса (МАИНБ), к.фарм.н.

Два слова об ожидаемой продолжительности трудовой жизни (ОПТЖ) — периода экономически активного состояния населения, определяемого Международной организацией труда (МОТ) как время между 15-летием и выходом на пенсию.

Продолжительность трудовой жизни россиян сегодня составляет всего 33,8 года, что значительно меньше, чем во многих странах Америки, Европы и Азии. Например, японцы трудятся 45,2 года, голландцы — 42,8, шведы — 41,9, американцы — 40. В отличие от мужчин, российские женщины не отстают от среднемировых показателей — 32,1 года. Примерно столько же работают испанки, француженки и американки. Самые "ленивые" — итальянки, им хватает четверти века на работе, чтобы навсегда забыть о ней. Наиболее активны на трудовом "фронте" шведки — они проводят на работе в среднем 40 лет жизни.

Низкая продолжительность трудовой жизни наших мужчин объясняется их высокой смертностью в трудоспособном возрасте, которую в середине 90–х демографы называли сверхсмертностью, а также одним из наиболее ранних в мире выходом на пенсию. В странах "золотого миллиарда" эти показатели отличаются разительно: например, сроки выхода на пенсию в Японии — 70 лет для мужчин и женщин (с прогнозом на 72 года), в Голландии, Дании, Норвегии, Германии — 67 лет для обоих полов, в США, Испании, Швеции — соответственно 65 лет, в Швейцарии — 65 лет для мужчин и 64 года для женщин, в Бельгии — 65 и 62, в Великобритании — 68 и 60, в Италии и Франции — 67 и 65[1].

В конце 2018 г. правительство Италии приняло своеобразное решение ввести так называемую "квоту 100" (сумма лет жизни и трудового стажа): с 2019 г. на пенсию сможет выйти любой проработавший не менее 38 лет 62–летний гражданин страны без снижения пенсионных выплат, хотя не совсем понятно, как не самая эффективная экономика ЕС справится с подобной задачей[2].

Западное общество давно рассматривает здоровье в трудоспособном возрасте как "товар", который можно выгодно продать на рынке труда, а здоровье после выхода на пенсию — как жизненный резерв, который удалось сберечь для отдыха, созерцания мира, заботы о себе и близких.

Таким образом, продолжительность жизни — это комплексный показатель, изменяющийся под влиянием множества прямых и косвенных факторов, среди которых не последнее место занимает материальная обеспеченность населения. Известно, что богатые живут дольше, разнообразнее и веселее, малообеспеченные — меньше, проще и грустнее.

Ухудшение материальных условий непременно сказывается на здоровье — хуже и однообразнее питание, скромнее быт, меньше возможностей воспользоваться медицинской и лекарственной помощью, возрастают риски развития заболеваний, в особенности хронических.

Еще одна серьезная и опасная для долгожительства проблема — россияне "не умеют" болеть и "не хотят" лечиться в самом широком понимании этих терминов.

Три четверти наших сограждан (точнее, 77%), если «подхватывают» вирусные или простудные заболевания, не оформляют больничные листы и ходят на работу больными. Это показал опрос, проведенный порталом Rabota.ru, в котором приняли участие шесть тысяч респондентов — вполне репрезентативная выборка[3].

Лишь 8% опрошенных признались, что всегда болеют дома; 7% договариваются со своими работодателями, что будут работать удаленно; 8% утверждают, что не болеют, занимаются спортом, принимают витамины, а в случае чего отпрашиваются на один–два дня по-дружески, за счет отпуска или меняются с коллегами или напарниками. Остальные идут в офисы, на производство или в сферу обслуживания вне зависимости от самочувствия, наличия насморка, кашля и (или) температуры.

Говоря о причинах такого поведения, респонденты жаловались на низкооплачиваемые больничные, удержания в зарплате, страх потерять работу. Многие сетовали на то, что их некем заменить, поскольку на работе нет специалиста, который мог бы выполнять их обязанности.

Удивительно, что отношение к коллегам, которые являются на работу больными, в большинстве случаев нейтральное или даже сочувствующее — это отметили 70% участников опроса (сами поступают так же); лишь 22% относится к этому отрицательно. Покупают больничные для решения личных проблем только 5% опрошенных.

Понятно, что посещать работу при наличии вирусных и простудных заболеваний очень опасно не только для самих заболевших и их коллег, но и для окружающих в транспорте, магазинах, других общественных местах. Отсюда множество осложнений в виде отитов, синуситов, гайморитов, менингитов, трахеитов, бронхитов, пневмонии, не исключены и летальные исходы.

Население "золотого миллиарда" — самое обеспеченное на планете, потому питается лучше, живет дольше и болеет реже, а если болеет, то активно лечится до полного выздоровления.

Если сравнить расходы на питание в странах "золотого миллиарда", то окажется, что эта величина лежит в интервале от 6,5% дохода на семью в США до 14,2% в Италии, а в среднем — не более 10% ежемесячных расходов домохозяйств. Российская статистика приводит цифру в 29,4%, но это средняя величина: если у олигарха или околоолигархического элемента она составляет 0,0001% и менее, то у скромного труженика или пенсионера нередко доходит до 75%, и это далеко не предел. И еще одно — основную массу продуктов питания россияне потребляют дома: так экономнее.

Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветерановЯ. Нилов, ставший соавтором поправок в правительственный законопроект об изменениях МРОТ, отмечает, что реальные доходы населения значительно ниже установленных статистикой, а реальные расходы, наоборот, существенно выше[4].

Отсюда простой вывод: заставить богатых делиться по закону, наращивать доходы населения, увеличивать пенсии, решительнее поддерживать бедных и многодетных, снижать стоимость и доступность продуктов питания с одновременным улучшением их качества (если такое возможно), эффективнее контролировать это качество, развивать здравоохранение, в особенности страховую медицину и фармацию.

Насколько это удастся? Как говорится в старой одесской шутке: "Поживем, увидим", — сказал слепой". Правда, есть и другой афоризм: "Поживу — увижу, доживу — узнаю, выживу — учту". Выбирайте, какой вам больше по душе.

"Не дай вам бог жить в эпоху перемен", — изрекал мудрый Конфуций 25 веков тому назад, как будто заглянув в наш сегодняшний день — время неожиданных решений, неочевидных перемен и не просчитываемых последствий.

Раз уж окунулись в историю, вспомним еще одно известное суждение: Vita brevis, ars longa (искусство вечно, жизнь конечна). Это популярная часть афоризма античного греческого врача и мыслителя Гиппократа, означающего необъятность, вечность науки (медицины и фармации как искусства, в частности) и краткость жизни, в течение которой следует попробовать создать нечто такое, что потом может стать вечным, т.е. переместиться в область науки, приобрести прикладное значение и приносить пользу людям, включая укрепление здоровья.

Мы давно научились отвечать на вызовы времени асимметрично, нестандартно, нетрадиционно, непредсказуемо. Попробуем и на этот раз.

Ранее отмечалось, что продолжительность жизни на 49–53% определяется ее здоровым образом, в основном питанием, и на 8–10% услугами здравоохранения, включая лекарственную помощь.

А что если попробовать объединить эти показатели? Тогда шансы успешнее повлиять на продолжительность жизни могут существенно возрасти.

Для этого нужно лишь совместить "в одном флаконе" соответствующие продукты питания и определенные лекарства, но сделать это "по–умному".

Опыт подобной "женитьбы" уже есть и опыт немалый. Вспомните витаминизированные напитки, хлебобулочные изделия, утренние завтраки и пр. Не счесть массу натуральных продуктов, содержащих витамины и другие полезные биологически активные вещества: фрукты, овощи, молоко, мясо, рыба, вино и т.д., являющихся по существу природными "фармацевтическими фабриками", вносящими существенный вклад в сохранение нашего с вами здоровья. Чего стоят одни только океанические морепродукты с их "знаменитыми" омега–3 ПНЖК, защитившие целые нации и страны от сердечно-сосудистых катастроф.

Следует отметить, что предлагаемая новация возникла отнюдь не на пустом месте: ФГБУН "Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии" РАН во главе с его научным руководителем и главным внештатным специалистом–диетологом Минздрава России Владимиром Тутельяном, а также ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России под руководством академика и вице-президента РАН, главного эндокринолога Минздрава России Ивана Дедова, обладая колоссальным опытом изучения проблем здорового (и не только!) питания населения СССР и России, создали уникальное направление современной дието– и нутрициологии, не имеющее мировых аналогов. Базируясь на их неоценимом вкладе в науку о социалистическом и капиталистическом питании, можно составить практически любые современные композиции съестных и питьевых изделий, способствующих поддержанию и сохранению здоровья, ориентирующих наш организм на долголетие, трудовую и общественную активность, креативность, "плодовитость" и т.д. Здесь важно не столько предложить рецептуру и создать такие продукты, сколько добиться их массового применения в интересах собственного здоровья, семьи и общества.

Следует напомнить, что еще в 30–50-е гг. прошлого столетия советский терапевт, один из организаторов Института питания в Москве и основоположников диетологии и клинической гастроэнтерологии в СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, проф. Центрального института усовершенствования врачей Мануил Певзнер обосновал теорию о лечебном значении пищи человека, существо которой можно сформулировать тезисом "еда должна быть лекарством", хотя и не все им предложенное сегодня можно считать приемлемым.
----
[1] http://fb.ru/article/266495/pensionnyiy-vozrast-v-raznyih-stranah-mira-tablitsa-pensiya-v-raznyih-stranah-sravnenie
[2] https://regnum.ru/news/2494736.html
[3] https://rg.ru/2018/11/13/pochemu-rossiiane-otkazyvaiutsia-oformliat-bolnichnye-listy.html
[4] https://svpressa.ru/society/article/214897/

 

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024