1 июня 2010 г. исполняется 50 лет со дня создания крупнейшей компании, лидера фармацевтической отрасли Сербии — «Хемофарм». Российскому потребителю она хорошо знакома как производитель препаратов высокого уровня качества кардиологического и гастроэнтерологического направления. Наш сегодняшний собеседник — вице-президент компании АО «Хемофарм А.Д.» в России и странах СНГ, магистр экономических наук Горан Жидишич, человек, проживший в Москве более 20 лет и по-прежнему влюбленный в российскую столицу.
Г-н Жидишич, поздравляем Вас с 50-летним юбилеем компании! А как все начиналось? Что особо хотелось бы отметить?
История компании «Хемофарм» (Hemofarm) – это история создания целого государства здоровья, изначально призванного служить людям. В 1960 г. в сербском городе Вршац близ Белгорода был открыт небольшой завод по производству фармацевтических, химических и дезинфицирующих препаратов. В год основания на нем работало всего 30 человек, из них 15 были заняты на производстве. Первым запущенным в производство препаратом был Аминопирин в таблетках. Годы становления – самые трудные в нашей истории, потому что приходилось начинать с нуля. Производственные мощности постепенно увеличивались, в 1977 г. был построен завод по производству бумажной и пластмассовой тары «Хемопласт», открылись лаборатории для проведения микробиологических исследований, учитывая научный подход к здоровью. В том же году начал работу цех по производству лиофилизатов (препараты, высушенные сублимационным способом, позволяющим надолго обеспечить стерильность препарата и продлить его срок годности – Прим. ред.). Компания «Хемофарм» построила первый в бывшей Югославии завод по производству капиллярных диализаторов «Хемомед», тем самым, у сотен тысяч обреченных пациентов урологических отделений появился шанс продлить свою жизнь. Гемодиализ – внепочечное очищение организма, для осуществления этой жизненно важной процедуры пациентам необходимы диализаторы, производство которых было начато в 1982 г. Конец 80-х гг. ознаменовался открытием представительств в Белграде, Загребе, Новом Саде, Скопье.
В 1990 г. предприятие было приватизировано и появилось акционерное общество «Хемофарм». Последующие десятилетия наглядно иллюстрируют победное шествие компании по Восточной Европе, Северной Африке, России и странам СНГ. Я говорю об этом с гордостью. В связи с этим утверждением можно упомянуть следующие вехи: открытие завода «Хемомонт» в Подгорице, завода по производству сухих форм галеновых препаратов (различные вытяжки из целебных растений, обладающих разносторонним физиологическим действием), цеха по производству: антибиотиков в Дубовац и инфузионных препаратов в Вршаце, начало промышленного синтеза инсулина. В 1999 г. были открыты четыре новых представительства компании, в 2006 г. началось строительство завода в Обнинске.
Особого внимания заслуживает 2006 г., когда компания «Хемофарм» вошла в немецкую группу компаний STADA, занимающую третье место в Германии и седьмое место в мире среди генерических производителей ЛС. По прогнозам ЦМИ «Фармэксперт» «доля объединенной группы на российском фармацевтическом рынке может достигнуть около 200 млн долл. США».
Безусловный успех для компании – выход на американский рынок, что стало возможным год назад благодаря получению сертификата на производство и экспорт препарата Лемод (инъекционная форма метилпреднизолона). Выдало сертификат FDA (Управление по контролю за лекарственными препаратами и пищевыми продуктами США). В настоящее время процедуру сертификации FDA проходят и другие лекарственные препараты «Хемофарм».
Каковы экономические показатели деятельности «Хемофарм» за последние годы? Что составляет продуктовый портфель компании?
В 2009 г. «Хемофарм» вошла в пятерку крупнейших европейских производителей инфузионных растворов, что стало возможным благодаря реконструкции старого цеха, производительность которого была увеличена с 25 до 65 млн флаконов в год, на что было потрачено около 9 млн евро. Все заводы компании переоборудованы или построены с нуля с учетом стандартов GMP, это позволяет компании «Хемофарм» производить препараты для Европейского союза и США. Всего препараты поставляют в 25 стран Европы, Азии, Африки и Америки. В компании в разных странах мира работают около 3500 сотрудников.
На сегодняшний день продажи компании в России и странах СНГ составляют 46% от продаж «Хемофарм» в мире. В настоящее время компания выпускает около 3500 наименований препаратов, большинство из которых рецептурные, более чем в 500 лекарственных формах. Представлен весь спектр ЛС: твердые и мягкие формы, ампулы, лиофилизаты, препараты для гемодиализа, успешно применяющиеся в кардиологии, реаниматологии, аллергологии, урологии, психиатрии, неврологии и др. терапевтических областях.
«Хемофарм» – генерическая компания, не производящая оригинальных препаратов, но ведущая научно-исследовательскую работу.
Как прошла регистрация цен на препараты, входящие в перечень ЖНВЛС?
Пока безболезненно. Около 50 препаратов, выпускаемых компанией, благополучно зарегистрированы. Государство зрело подошло к этому вопросу, резких скачков цен не наблюдалось. Ради успеха, в результате которого, в первую очередь, выиграет потребитель, мы придерживаемся единой с государством стратегии.
Как долго компания работает на российском фармрынке? Охарактеризуйте его.
Препараты «Хемофарм» представлены на российском рынке с 70-х гг. Россия с ее огромным рынком сбыта давно представляла интерес для нашей компании, и лишь в 1992 г., во время перемен и поворота к экономически обеспеченному будущему, в Москве открылось представительство «Хемофарм», штат которого растет с каждым годом (в 2010 г. он составляет 60 чел.).
Фармацевтический рынок России становится все больше похожим на западные рынки. Я думаю, что следующим шагом, ведущим к совершенствованию российского рынка, будет укрупнение дистрибьюторской системы, продолжат свое развитие и крупные аптечные сети. Для фармацевтических компаний на сегодняшний день российский рынок становится менее либеральным, растет конкуренция. Со стороны государства отмечается все большее управление и по ценовым вопросам, и по выбору препаратов, что, конечно, не всегда устраивает производителей.
А кого вы считаете своими конкурентами?
На сегодняшний день – это KRKA, Sandoz, Berlin-Chemie, Gedeon Richter, компании, которые также активно позиционируют себя на российском фармрынке.
На ваш взгляд, GMP в России это – благо или бремя? Именно такой вопрос ставился перед участниками прошедшей в апреле конференции, одним из организаторов которой стала компания «Хемофарм».
Несомненно, благо, польза от которого будет всем: и производителю, и потребителю, и государству. Первый укрепляет свой имидж, обеспечивается господдержкой, пациенты получают качественные и доступные препараты, а государство – стабильные налоговые отчисления в госбюджет.
В чем плюсы открытия своего производства в России?
В 2002 г. было принято решение о строительстве завода в России, спустя четыре года его претворили в жизнь. Для строительства завода был выбран расположенный в Калужской обл. Обнинск – город со статусом наукограда, обладающий благоприятными экономическими и правовыми условиями для ведения бизнеса и защиты капитала. Под строительство завода было приобретено 10 га земли. Размер инвестиций Hemofarm в это производство составил 32 млн евро, из которых 22 млн были предоставлены по кредиту Европейским банком реконструкции и развития. Интенсивные строительные работы и хорошее планирование, осуществленное «Хемофарм Инжиниринг», позволили возвести завод всего за 21 месяц! Открытие завода состоялось в июле 2006 г., в День города. В октябре 2007 г. на завод в Обнинск приехала комиссия из Дармштадта, чтобы лицензировать предприятие. По итогам проверки завод получил «Сертификат соответствия производства нормам GMP». Этот документ дает право компании экспортировать произведенные в Обнинске лекарства в страны Евросоюза.
С 2008 г. ООО «Хемофарм» входит в Ассоциацию российских фармацевтических производителей. Сегодня осуществляется полный цикл производства твердых лекарственных форм. Максимальная производительность составляет 80 млн упаковок в год. При заводе функционируют физико-химические и микробиологические лаборатории.
На ООО «Хемофарм» производят следующие препараты: Индапамид, Эналаприл, Энзикс, Энзикс дуо, Энзикс дуо форте. За прошлый год на заводе было произведено 16 275 000 упаковок лекарств. В 2010 г. на развитие предприятия выделено 26,3 млн руб. На мой взгляд, вложения в производство уже себя оправдали.
Если говорить о плюсах открытия производства здесь, в России, то это, прежде всего, новые технологии, появление дополнительных рабочих мест, а также решение вопроса о кратчайшем пути продукции к потребителю, т.е. постоянном наличии качественных ЛС в ближайших аптеках и лечебно-профилактических учреждениях.
Какая работа проводится «Хемофарм» в регионах?
Сегодня региональные менеджеры компании работают как в крупнейших городах России, таких как Екатеринбург, Красноярск, Саратов, Краснодар, Нижний Новгород, Томск, так и в странах СНГ. Осуществлять инвестиции «Хемофарм» в ближайшем будущем не собирается, так как требуется много средств для осуществления интеграции компании. Непосредственно в Обнинске будет расширена площадь цехов, что позволит в два раза увеличить мощность производства. Работа в регионах позволяет компании повысить значимость своего присутствия на фармрынке, как для пациентов, так и для специалистов здравоохранения. При высоком качестве выпускаемых препаратов они станут доступнее для потребителя.
Как вы пришли в фармацевтический бизнес?
Случайно. Никогда ранее не думал, что буду работать в фармацевтическом бизнесе. Такое стало возможно благодаря полученному мною высшему экономическому образованию. В 1995 г. я окончил коммерческий факультет Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова и получил степень магистра экономических наук.
В 1997 г. мною была предпринята первая попытка вернуться в Сербию, когда я принял участие в конкурсе, объявленном фармацевтической компанией «Хемофарм». И мне, я считаю, очень повезло, – с 1997 по 2000 г. я работал региональным менеджером по продажам в РФ и странах СНГ. Далее с 2000 г. я вернулся в Москву, где в настоящее время и осуществляю руководство компанией в России. Прожив в Москве более 20 лет, я могу сказать, что по-прежнему влюблен в российскую столицу и считаю себя счастливым человеком.
Какие личные качества вы цените в людях? Расскажите о своем коллективе.
Честность, трудолюбие и ясность изложения мыслей. Мне выпало счастье в жизни, я сам выбирал сотрудников для работы в компании. У нас много людей, которые работают по 5–6 и более лет. Все руководители, работающие в московском представительстве, пришли из головного офиса, многие учились в Москве, как я.
Управлять большим коллективом – это целое искусство. Все, что позволяет стратегия компании, обсуждается совместно с сотрудниками, а это способствует лучшему взаимопониманию между людьми.
Одним из принципов кадровой политики компании является расширение полномочий сотрудников «Хемофарм», что становится возможным благодаря повышению их квалификации. В компании регулярно проводятся тренинги, на которых присутствуют и региональные менеджеры. В ходе тренингов происходит знакомство с деятельностью компании, с выпускаемой ею продукцией. Потом сотрудники, прошедшие тренинг, используют полученные навыки в самостоятельной работе, это – самый серьезный для них экзамен.
За счет каких ресурсов, по-вашему, фармкомпании могут успешно развиваться в условиях кризиса?
В основном это внутренние финансовые ресурсы и западные кредиты. Выбор ресурсов обычно зависит от стратегии компании. В нашей компании сегодня идет процесс интегрирования, поэтому серьезных инвестиций в ближайшие годы не ожидается. Предполагаю, что в генерическом бизнесе в ближайшие десять лет останутся 3–4 крупных компании. Для потребителя этот процесс невыгоден, так как монополизация сопровождается скачком цен, и даже государство не в силах сдержать укрупнение на фармрынке.
Что можете сказать о планах на ближайшее десятилетие.
Мы, как и прежде, планируем ежегодно выводить на российский рынок новые препараты, постепенно увеличивать количество препаратов, производимых на российском заводе компании, а также реализовать не один десяток проектов, направленных на улучшение качества жизни россиян.