Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 06:56
18+

ВЗК: что нужно знать об эпидемии–2025?

В 2025 г. Землю захлестнет эпидемия воспалительных заболеваний кишечника (ВЗК). На первый взгляд, что тут страшного — у кого не болел живот?

Однако язвенный колит и болезнь Крона (а именно их обозначают аббревиатурой ВЗК) — недуги очень и очень грозные. Молодого, полного сил человека они способны превратить в тяжелого инвалида. А еще — у пациентов с этими заболеваниями часто начинается рак.

Как уберечь себя и близких или, по крайней мере, обнаружить болезнь в самом начале?

ЧТО ТАКОЕ ВЗК?

"Язвенный колит, или неспецифический язвенный колит (НЯК) — хроническое воспалительное заболевание толстой кишки с поражением слизистой оболочки и подслизистого слоя с развитием кишечных и внекишечных осложнений". Такое определение можно прочесть на сайте Государственного научного центра колопроктологии им. А.Н. Рыжих (ГНЦ колопроктологии).

Ключевое слово здесь — язвенный. И язв может быть не две–три и даже не десять. Нередки случаи, когда толстый кишечник поражен в буквальном смысле целиком и сильно напоминает решето.

Болезнь Крона может поразить любой отдел ЖКТ — от ротовой полости и пищевода до прямой кишки. Чаще всего страдает кишечник. Заболевание путают с аппендицитом, сальмонеллезом, системной красной волчанкой... Бывает и наоборот.

"Диагноз "болезнь Крона" часто ставят ошибочно, — поясняет Алексей Веселов, руководитель отдела развития колопроктологической службы ГНИ колопроктологии. — На днях проверяли нескольких пациентов и у двоих оказался ревматоидный артрит с воспалительными изменениями в тонкой кишке. Но к болезни Крона это воспаление не имеет никакого отношения. Лечение этих пациентов скорректировали".

По одной из медицинских теорий, болезнь Крона — заболевание аутоиммунное и у нее немало общего с псориазом и тем же ревматоидным артритом.

Пациент жалуется не только на боли в животе, высокую температуру, потерю веса, диарею и кровь в стуле. Частые спутники заболевания:

  • боли в суставах и в области крестца;
  • различные поражения кожи (гнойники, например, при этом заболевании могут быть разного цвета – красного, фиолетового, бурого, желтого...);
  • заболевания глаз, неприятные ощущения в них, снижение зрения.

Иногда больного с ВЗК спасает только хирургическая операция.

"ДОКТОР, У МЕНЯ КРОВЬ В СТУЛЕ..."

"У вас, наверное, геморрой. Лечитесь". Такой ответ можно часто слышать в кабинете врача. Нехватка докторов, тяжелые условия работы, а порой — элементарное отсутствие медицинского оборудования для колоноскопии.

Пациент не проходит необходимую медицинскую процедуру — точнее, его просто на нее не направляют. Со временем самочувствие становится хуже: кровь в стуле — следует знать, признак не только геморроя, но и рака.

"Онкологии" в наши дни меньше не становится. Опухоли толстой и прямой кишки очень любят малоподвижный образ жизни, и среди онкозаболеваний органов пищеварения им уже принадлежит первое место в мире.

Есть и другие признаки, которые предупреждают о ВЗК или раке.

ВЗК_стома

Первое — анемия неясного генеза. Этот медицинский термин означает: в крови больного мало гемоглобина, а какая болезнь привела к этому — пока не понятно. Сам пациент обычно бледен и чувствует слабость. Или же, не отдавая себе отчета в этом, ругает себя за "лень" и "прокрастинацию", безуспешно лечится от "депрессии", стремится радикально поменять работу или образ жизни, но ничего из этого списка не помогает.

Однако низкий гемоглобин в результатах анализов — та самая "ниточка", благодаря которой врач может "распутать клубок" и определить первопричину. Обычно это заболевание связано с кровопотерей, но этой кровопотери пациент не замечает, потому что кровотечение внутреннее. Например, в желудке или кишечнике.

Второе — неожиданная потеря массы тела. Человек не садился на строгую диету, не заменил фастфуд на полноценное питание, его образ жизни остался все таким же малоподвижным. Но... цифра на весах стремится вниз. А вместе с нею — бодрость, силы и желание что-то делать.

Третье — диарея, порой с болью и кровью в стуле...

Постановка диагноза "неспецифический язвенный колит" или "болезнь Крона" часто занимает от двух до пяти лет.

Об этих заболеваниях, когда-то редких, порой не хватает информации. Поэтому доктора — специалисты в области ВЗК — сейчас проводят школы пациентов. В прошлом году таких школ было 16 — в разных регионах нашей страны. Разбирают на них все болезненные вопросы: от хирургии и режима питания до того, как получить льготное лекарство и вовремя скорректировать лечение.

НИКТО НЕ ЗАСТРАХОВАН

"С 2012 по 2018 г. число пациентов с ВЗК удвоилось, — констатирует Юрий Шелыгин, директор ГНЦ колопроктологии, президент Ассоциации колопроктологов России. — А пик эпидемии ожидается уже в 2025–м".

"Несмотря на то, что заболеваемость растет, "за бортом" остаются легкие формы. Люди не обращаются к врачу, пока не станет совсем плохо. Но последствия этих болезней очень тяжелы — например, удаление ободочной или прямой кишки", — предостерегает Елена Белоусова, руководитель гастроэнтерологического отделения МОНИКИ, президент Российского общества по изучению ВЗК.

Болезни ВЗК поражают чаще всего в период, когда человек «встает на ноги»: учится, получает профессию, создает семью, добивается первых успехов. В 19–35 лет. Легко ли в эти годы узнать, что оставшаяся часть жизни пройдет "в режиме ограниченных возможностей"?

ЧТО ТАКОЕ СТОМА

Если лечение началось слишком поздно, чтобы спасти пациента, часть кишечника придется удалять. И хирургическая операция — не самое страшное и не самое опасное в этой истории.

Если больше нет желудка — пищевод соединяют с тонкой кишкой, и больному приходится питаться 6–8 раз в день... протертой диетической пищей. Только такую нагрузку может выдержать пострадавшая пищеварительная система.

Если же больше нет определенного участка кишечника — оставшуюся часть соединяют с... окружающей средой. Чтобы это стало возможно, кишку выводят к поверхности живота, а на самом животе формируют специальное отверстие — стому и к ней прикрепляют специальный калоприемник.

Иногда стома бывает временной: лечение, затем повторная операция, когда кишечник "собирают", и он вновь функционирует так, как нужно. Но если время упущено при язвенном колите или болезни Крона — калоприемник может остаться на всю жизнь.

А ЕСЛИ "ВСЕ ОБОШЛОСЬ"?

Предположим, что тяжелой хирургической операции удалось избежать, а болезнь проходит в более–менее легкой форме. Что тогда?

"Все воспалительные заболевания кишечника — после определенной длительности болезни — повышают риск развития рака", — предупреждает Юрий Шелыгин.

"В целом риск рака прямой кишки у больных язвенным колитом выше в 8–10 раз, — сообщает Елена Белоусова. — Если человек болен дольше 7–8 лет — риск выше уже в 19 раз. При тотальном язвенном колите (когда толстый кишечник поражен полностью. — Прим. ред.) риск выше в 12 раз".

Это лишь часть печальных данных: болезнь Крона, например, повышает статистику не только опухолей кишечника, но и рака легких и молочной железы.

ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?

Лечение ВЗК осложняют несколько факторов риска:

  • нехватка врачей – специалистов по таким заболеваниям, особенно в регионах. Порой пациенту из дальнего Подмосковья приходится ехать в Москву, чтобы сдать 1–2 анализа (и часто эти анализы платные);
  • недостаток медицинского эндоскопического оборудования. Больному не назначают жизненно необходимую колоноскопию, потому что делать ее просто не на чем. "Нет колоноскопии — о какой диагностике может идти речь? — негодует Алексей Веселов. — Обследование ведь важно и в раннем выявлении рака";
  • проблемы с льготными лекарствами. "Огромная боль — непрерывное лекарственное обеспечение. Рекомендации федерального медицинского центра остаются всего лишь рекомендациями", — обращает внимание Татьяна Шашурина, председатель межрегиональной общественной организации поддержки пациентов с ВЗК "Доверие". Получить лекарство без инвалидности остается сложной задачей;
  • отдельный вопрос — когда болеют дети. Регистров маленьких пациентов попросту нет. Переходя к "взрослому" врачу, больной оказывается предоставлен сам себе.

Как следствие всего этого — пациенты не получают лечения. "Больные не наблюдаются в первичном звене (поликлиника, ФАП)... Нужно, чтобы первичное звено строго выполняло рекомендации центров ВЗК, а коррекция лечения должна проводиться в центрах даже без направления из поликлиники", — советует Елена Белоусова.

Врач в поликлинике должен быть достаточно обучен, чтобы вовремя заподозрить те грозные заболевания, о которых было рассказано выше. Если нет возможности провести колоноскопию — необходимо направить пациента в Центр ВЗК. Без диагностики правильное лечение невозможно.

"Врач, увидевший пациента, — должен его услышать", — убежден Дмитрий Колода, медицинский директор компании "Такеда" — производителя биологического препарата для лечения ВЗК, который действует селективно в кишечнике. И самое главное — у врача должны остаться силы услышать больного и ресурсы, чтобы ему помочь.

Пациенту не стоит опускать руки. Иногда желание жить решает очень многое.

По материалам пресс–конференции в ТАСС "Жизнь с ВЗК"

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024