Специализированные мероприятия:

"Выдохните. Вы сделали для ребенка многое"

"Выдохните. Вы сделали для ребенка многое"
28 мая 2018

Подготовка к выпускным экзаменам – испытание для всей семьи. А если у ребенка проблемы со здоровьем, то испытание еще большее. 

Школьники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют право пройти государственную итоговую аттестацию в 9-м классе или 11-м, согласно установленному Министерством образования РФ Порядку проведения ГИА, в условиях, учитывающих их состояние здоровья и особенности психофизического развития.

Но если у ребенка нет инвалидности, он никогда не обучался на дому или по адаптированной программе, у него нет статуса ОВЗ (или по какой-то причине ребенок его еще не получил), а он просто часто болел в учебном году или перед самым экзаменом, катаясь на велосипеде, сломал правую руку, есть ли у него шанс сдать выпускные экзамены вовремя?

О тонкостях проведения итоговой аттестации детей с ограниченными возможностями здоровья рассказывает Евгения Плетнева, директор ГБУ "Центр диагностики и консультирования" Санкт-Петербурга, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК), одно из направлений деятельности которой – выработка рекомендаций по проведению государственной итоговой аттестации (ГИА) для обучающихся с ОВЗ.

Евгения Борисовна, насколько доступна информация о праве детей с ОВЗ пройти ЦПМПК (далее – Комиссия) и сдавать экзамены на щадящих условиях? Я как родитель такого ребенка узнала об этом случайно от логопеда, который занимался с моим ребенком на платной основе. Никто из врачей или преподавателей в школе никогда не говорил о такой возможности.
– Такую информацию можно найти на сайте любой образовательной организации в разделе, посвященном государственной итоговой аттестации (сведения об экзаменах, нормативные документы о ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья, приказы Минобразования РФ о проведении итоговой аттестации по программам основного и среднего общего образования в 9 и 11 классах).

Родители, которые готовятся вместе с детьми к прохождению итоговой аттестации, в первую очередь должны ознакомиться с нормативными документами, с Порядком проведения ГИА, чтобы понять, какие обязанности и права есть у детей. И вот в этих федеральных документах, а именно Порядке проведения ГИА для 9 классов есть статьи, посвященные детям с ОВЗ, детям-инвалидам и обучающимся других категорий, которые могут проходить итоговую аттестацию на специальных условиях. Родители могут задаться вопросом, попадает ли мой ребенок в какую-либо из этих категорий? И если ребенок не попадает, он не инвалид, не имеет установленных ограниченных возможностей здоровья, но родители тревожатся, ведь ребенок слабо учится, часто болеет, то тогда они могут обратиться в Комиссию даже без направления школы.

Исходя из личного опыта, отмечу, что без помощи специалиста разобраться в списке документов, которые необходимо собрать, не каждому под силу.
– Да, к сожалению, перечень документов большой, но мы действуем в соответствии с положением о психолого-медико-педагогической комиссии, которое утверждено Минобразования РФ. Ряд документов обязателен для предъявления в Комиссию. Ведь наша работа тоже контролируется. Каких-то документов может и не быть, если оговорено "при наличии", например, направление образовательной или иной организации. Ребенка примут на Комиссии и без данного направления. Или, допустим, не будет педагогической характеристики. Если ребенок не обучается в образовательной организации, например, не посещает детский сад, то при обращении в Комиссию характеристику можно не предоставлять. Но в тоже время дети, не посещающие образовательную организацию, могут заниматься с педагогами частным образом или в платных центрах. Комиссия может попросить характеристику от этих педагогов, которые хорошо знают ребенка и занимаются с ним. Чем больше мнений педагогов о ребенке будет собрано, тем больше мы в Комиссии будем иметь представления о нем.

Насколько дисциплинированны родители в вопросе подготовки документов?
– Есть родители-отличники, которые подготовлены к походу на заседание Комиссии. Есть и те, у которых документов не хватает, забыли копии, но в любом случае прием идет при предоставлении полного пакета документов. Конечно, если родители забыли принести копию свидетельства о рождении, документы у них примут, позже они могут принести его. Но если нет основополагающих документов, это будет препятствием.

Заявление заполняется при приеме документов, предъявляют паспорт, копию и свидетельство о рождении ребенка, направление при наличии, заключение психолого-медико-педагогического консилиума при наличии, заключение о результатах ранее проведенного обследования при наличии, а вот подробная выписка из истории развития ребенка с заключением врачей обязательна, так же как и характеристика для обучающихся, письменные работы (школьные тетради), но часто их родители забывают. Базовый документ – это выписка из истории развития, поскольку в Комиссии не устанавливаются медицинские диагнозы, это не наша цель. Те врачи, которые присутствуют на заседании Комиссии, должны ознакомиться с диагнозами и уже совместно при обсуждении с педагогами выработать рекомендации по программе и условиям обучения.

А чем объясняется двойная, скажем так, проверка, когда у ребенка есть заключение от врача и логопеда, а он дополнительно проходит проверку у специалистов ПМПК?
– Дублирования здесь нет. Положением о ПМПК регламентировано проведение в Комиссии психолого-медико-педагогического обследования. Одно только заключение учителя-логопеда из другой организации не может служить основанием для вынесения Комиссией решения. Оно может быть информативным: другие специалисты видят проблему и рекомендуют родителям обратиться в Комиссию, чтобы ребенку рекомендовали определенную программу. Бывают случаи, когда мнение стороннего специалиста не совпадает с мнением специалистов Комиссии. Иногда специалист, работающий с ребенком вне образовательной организации, усугубляет ситуацию, говорит, к примеру, что ребенку надо учиться в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, а мы в Комиссии не рекомендуем такое обучение, считая, что проблему можно решить в условиях логопедического пункта. Или наоборот, специалист считает, что ребенок может обучаться по программе для детей с тяжелыми нарушениями речи, а мы видим, что это программа для детей с задержкой психического развития или с интеллектуальной недостаточностью. Нельзя сказать, что намеренно это делают другие специалисты, просто в Комиссии проводится комплексное обследование учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, врачом-психиатром и другими специалистами.

Сколько детей ежегодно проходит Комиссию? И какие тенденции в состоянии здоровья современных детей Вы отмечаете? Логопеды, например, говорят, что с каждым годом растет количество детей, поступающих в первые классы с нарушениями речи.
– Через ЦПМПК массово дети с нарушениями речи не проходят. К нам приходят обычно родители, не согласные с решением территориальной комиссии. Несогласие выражается по-разному. Например, родители хотели в группу для детей с тяжелыми нарушениями речи, а территориальная комиссия рекомендовала другую программу обучения, и тогда родители обращаются к нам.

Нашу Комиссию проходят, в основном, дети с нарушениями слуха и зрения. Я бы не сказала, что детей с такими нарушениями становится больше. Цифры стабильные. В целом обращений в ЦПМПК в 2017 г. было на 150 меньше (4087), чем в 2016 г. (4235). В школьные логопедические пункты в 2016 г. обратились 10 793 человека, а в 2017 г. – 9674.

Родители могут обращаться в Комиссию в любое время. Цикличность связана только с государственной итоговой аттестацией, когда мы начинаем четко по графику в начале октября принимать документы с учетом того, что в декабре обучающиеся в 11-м классе пишут итоговое сочинение (изложение), и уже в это время создаются специальные условия для детей с ОВЗ. До мая и даже июня мы проводим заседания Комиссии, потому что возникают разные ситуации в жизни ребенка. И в мае может что-то произойти: переломы, операции, травмы.

Это уже экстренные случаи. Что тогда требуется от родителей? Главное, наверное, не паниковать?
– Ситуации разные. Ребенок сломал руку, упал с велосипеда или батута, повредил позвоночник, это реалии жизни. Он может заболеть или у него обострилось хроническое заболевание (понятно, что речь идет не о насморке), ему может быть проведена операция, в т.ч. и экстренная. Или один экзамен он сдал, а перед вторым что-то случилось со здоровьем. Если все это не позволяет ребенку сдать экзамены в установленные сроки и даже в резервные дни, тогда родителям надо обращаться в Комиссию. Если информация о документах покажется им непонятной, мы все объясним. Мы будем работать с родителями, порекомендуем, какие документы нужно собрать. Если ребенок лежал в больнице, значит, нужна выписка оттуда, мы в свою очередь можем сделать уточняющий запрос в медицинскую организацию. На нашем сайте есть телефон для справок, а также информация о времени приема документов.

А ведь, действительно, как сдать экзамен, если правая рука сломана?
– Напомню, что есть Порядок проведения государственной итоговой аттестации, которым определено, что для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов ГИА проводится в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ), а он имеет разные формы: письменную и устную. Родители самостоятельно знакомятся с формами проведения итоговой аттестации, смотрят материалы, которые были в прошлом году. Выбор формы проведения итоговой аттестации – за родителями и обучающимися. Комиссия не рекомендует конкретную форму, она разъясняет. Но чтобы выбрать, надо знать, что выбирать.

Бывают ли ситуации, когда в ходе заседания Комиссии специалисты принимают решение в отношении ребенка не столько на основе информации из справок, сколько на личном наблюдении при общении с ним?
– Комиссия, когда обследует детей и знакомится с результатами обследований в других организациях и других специалистов, оценивает ситуацию развития ребенка в целом. Бывали случаи, когда дети имели инвалидность, а потом она была снята, либо дети имели заболевание, но не обучались по состоянию здоровья на дому. Комиссия вправе принять решение отнести ребенка к категории обучающихся с ОВЗ. Такие случаи бывают. Но для этого должны быть основания. Мы должны понять, что ребенок действительно нуждается в создании специальных условий для получения образования или прохождения ГИА. Иногда сторонние специалисты не видят ситуацию в целом, а специалист Комиссии увидел. Документы не всегда отражают то, что с ребенком происходит. У нас работают опытные специалисты, которые знают не только свою область, но и смежные. Мы работаем в тесном контакте друг с другом и всегда коллегиально обсуждаем результаты обследования – все это позволяет принять верное решение. Когда ребенок учится в привычных для себя условиях день за днем, он уже адаптируется к ним и ему это не мешает. А в стрессовых условиях проведения государственной аттестации у ребенка может быть сбой, что помешает ему показать максимально лучший для себя результат. И наша цель – помочь каждому ребенку. Думаю, мы это и делаем. Я обычно говорю родителям: "Выдохните. Вы сделали для ребенка многое".

Часто ли Комиссия отказывает родителям?
– Отказов за все время работы было 2 или 3. Комиссия не смогла найти оснований отнести ребенка к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Если ребенок не имеет инвалидности, он никогда не обращался в ПМПК для обучения по адаптированным программам, у него нет нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, он не обучается на дому, но родителей что-то беспокоит, они обращаются к нам, и мы ребенка обследуем не только с медицинской точки зрения. Бывает, что мы не находим ничего, связанного с ограничениями здоровья. Это больше беспокойство родителей, сможет ли ребенок пройти итоговую аттестацию достойно. Иногда они волнуются, что на экзамене ребенку не разрешат прием лекарств, ведь не каждый, имеющий заболевание, может быть отнесен к категории обучающихся с ОВЗ, а только дети с выраженными формами определенных заболеваний. Тем не менее Порядок проведения ГИА регламентирует для всех обучающихся, что может быть на столе во время экзамена, помимо паспорта и ручки. Это лечебное питание и лекарства при необходимости. А необходимость лекарств определяет врач. Поэтому если ребенку нужно лекарство во время экзамена, принесите справку от врача и проблем нет. Порядок это допускает для любого ребенка.

Как Вы расставались с родителями, детям которых было отказано в статусе ОВЗ? Без скандалов?
– Мы стараемся работать так, чтобы родитель ушел от нас удовлетворенным теми объяснениями, которые мы дали ему в случае отказа. Иногда рекомендуем обратиться в медицинскую организацию для уточнения диагноза либо для получения дополнительных документов. И когда родители возвращаются к нам с положительными результатами, то мы принимаем решение в их пользу.

Расскажите о Ваших коллегах, работающих в ЦПМПК. Как подбираются сотрудники?
– У нас очень стабильный коллектив. Многие специалисты работают со дня основания ЦПМПК (1992 г.). В 2017 г. мы отметили 25 лет работы. Подбор кадров велся очень тщательно: приглашались педагогические кадры из школ, медицинские кадры из медицинских организаций. Да, люди увольняются из-за разных жизненных ситуаций, но, как правило, они уходят в науку или преподавать в высшей школе. И когда вливаются в коллектив новые молодые кадры, они быстро адаптируются. Когда стабильный коллектив, это легче происходит. Текучки кадров нет. Наши специалисты постоянно повышают свою квалификацию, участвуют в семинарах, конференциях. Мы сами для других много транслируем свой опыт, это тоже повышает квалификацию специалиста, когда он обобщает свою работу и делится результатами с другими.

Мне рассказывали, что в Москве появились поддельные заключения о создании специальных условий обучения для детей с ОВЗ (якобы от имени московской ПМПК). Что делается в Санкт-Петербурге, чтобы избежать таких дискредитирующих моментов?
– За 17 лет моего руководства ЦПМПК и почти 22 года работы здесь (с 1995 г.) такое было один раз, когда мы столкнулись с подделанным родителями заключением Комиссии, правда, не для итоговой аттестации. Все.

Были единичные случаи, когда фальсифицировали медицинские документы, чтобы получить специальные условия проведения итоговой аттестации для своих детей. Для предотвращения этого мы делаем официальный запрос в медицинскую организацию. Больше такого не повторялось.

Как Вы считаете, в задачах и работе Комиссии ожидаются какие-то изменения?
– Есть проект Минобразования РФ о внесении изменений в Положение о работе ПМПК. Суть их в том, чтобы те заключения, которые дают комиссии, были единообразны во всех регионах страны. Потому что по закону ребенок из одного региона, имеющий на руках заключение ПМПК, вправе приехать с ним в другой регион и предъявить, если не вышел срок действия (1 год). Вот в этом направлении идет работа. Каких-то значительных изменений не планируется.

В последние годы идет активное реформирование системы образования. Уместно ли, по Вашему мнению, экспериментировать в вопросах образования детей с ОВЗ?
– В некоторых регионах были перегибы на местах, когда закон "Об образовании в Российской Федерации", принятый в 2013 г., регламентировал, что есть общеобразовательные учреждения, и не обозначил специальные коррекционные, но в то же время в подзаконных актах говорилось, что у нас все организации общеобразовательные, но они реализуют разные образовательные программы. Есть школы с основной общеобразовательной программой, а есть те, которые в качестве основной реализуют адаптированную общеобразовательную программу для определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья (раньше это было коррекционной школой). Минобразования РФ направляло в регионы разъяснительные письма о том, что недопустимо сворачивать сеть образовательных организаций, реализующих адаптивную программу обучения.

В законе "Об образовании в Российской Федерации" не говорится, что надо закрыть все коррекционные школы. На мой взгляд, наоборот, положение закона, что все образовательные организации называются общеобразовательными, устранили неравноправие ребенка. Когда-то он получал аттестат с записью об обучении "специальная коррекционная школа такого-то вида", а сейчас дети получают аттестат о том, что они освоили программу основного общего или среднего общего образования в общеобразовательной организации. Пусть и были созданы специальные условия, но знания ребенок получил в соответствии с требованиями государственных стандартов. Закон как раз дал возможность родителям не бояться обучать детей по адаптированным программам. Никакого эксперимента. У нас в регионе с момента принятия закона не закрылось ни одной коррекционной школы, только они стали называться по-другому. И параллельно развивается инклюзивное образование. На мой взгляд, родители должны иметь право выбора, где обучать ребенка: либо в условиях инклюзивного образования, либо в условиях образовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.

К сожалению, это происходит не везде. В Санкт-Петербург приезжают из других регионов, покупают жилье, чтобы обучать детей в нашем городе. У нас действительно хорошее образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Справка:
ЦПМПК создана Комитетом по образованию Санкт-Петербурга в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проживающих на территории города, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее выданных рекомендаций.

Одно из направлений деятельности ЦПМПК – выработка рекомендаций по проведению государственной итоговой аттестации (ГИА) для обучающихся с ОВЗ, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования (9 класс) и среднего общего образования (11 класс), с учетом их индивидуальных особенностей.

Согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в РФ", обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Источник: Анна ШАРАФАНОВИЧ, журналист

Все статьи и новости АптекаМос >>