Большинство современных ученых определяют понятие «здоровье» как способность человека к оптимальному функционированию в окружающей его среде. По определению Всемирной организации здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Если тело здорово, но нет ощущения радости и полноты жизни, то это уже болезнь. Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие. То есть быть духовно и физически развитым, иметь в здоровом теле здоровый дух, уметь «читать и плавать», как требовалось в Древней Греции.
Право на бесплатное здравоохранение и образование зафиксировано в Конституции Российской Федерации – основном законе нашей жизни. Ст. 41 гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». А что если существующий бюджет мизерный, а процент, выделяемый на здравоохранение, ничтожный?
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ», как никакой другой законопроект за последние годы, не вызывал столь ожесточенных споров и дискуссий, как принятый 21 октября 2011 г. Прежний закон был создан 18 лет назад, в 1993 г. Он переписан заново.
В Москве прошла конференция по итогам диалога власти и медицинского сообщества относительно этого закона.
— Можно с уверенностью утверждать, что была проведена тщательная и трудоемкая работа, – сказал президент общественной организации Национальная медицинская палата Леонид Рошаль. – В процессе подготовки закона ко второму чтению на четырех круглых столах было рассмотрено более 550 поправок, 109 из них были приняты на осенней сессии. Сегодняшним состоянием ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» я не удовлетворен. Главный наш тезис: делать государственное здравоохранение качественным, доступным и бесплатным – соблюден нечетко. Мы сформулировали восемь главных наказов избирателей, среди которых не только представители медицинской общественности, но и простые граждане, не только из Москвы, но и из многочисленных регионов России – на сайте Национальной медицинской палаты.
Кстати, как сказала на конференции председатель правления Ассоциации профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования Гузель Улумбекова, крайне недовольная существующей версией закона, еще 15 лет назад эта концепция была сформирована при министре здравоохранения Т.Б. Дмитриевой, где говорилось, что на гарантированное бесплатное медицинское обслуживание должно выделяться не менее 7% ВВП. А те 460 млрд долл., что В.В. Путин недавно «додал» из бюджета на развитие здравоохранения, даже не покрывают дефицит.
И хотя Л. Рошаль убежден, что «хороший врач вылечит и в хлеву, а плохому и компьютерный томограф не поможет», финансирование должно быть серьезным.
В документ на этапе обсуждения удалось внести поправки, которые касаются в т.ч. и платного оказания медицинских услуг (ст. 78). Так, по мнению Рошаля, платными должны быть только те услуги, которые основаны на пожеланиях пациентов о дополнительном комфорте. «Если человек хочет иметь в палате пять телевизоров и шесть туалетов – пусть платит», – считает он. Кроме того, платные услуги должны распространяться на иностранных граждан при оказании им плановых медицинских услуг, а также на тех, кто не имеет обязательного медицинского страхования. «Но экстренная помощь должна оказываться всем категориям бесплатно», – подчеркнул он. Также платить, по мнению Рошаля, следует за услуги, которые пациент хотел бы получить в отсутствие врачебного назначения, по принципу «а я хочу». Хочешь – плати. «В дополнение к законопроекту нужно разработать конкретные списки услуг, которые оказываются на бесплатной и платной основе», – дополнил эксперт.
— Мы понимаем, что не все удастся сделать сразу, – продолжает Л. Рошаль, – но самое главное – выбрать правильный вектор движения. Мы хотим, чтобы общественные средства, которые будут потрачены на эти цели, были использованы эффективно. А это значит, что все решения в сфере здравоохранения должны быть прозрачными. Ежегодно руководители Министерства здравоохранения и социального развития и органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации должны предоставлять Правительству РФ, Государственной думе РФ и населению ясный и публичный отчет о том, как мы продвигаемся к намеченной цели – сбережению российского народа.
О ЛЕКАРСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
В Программе народных инициатив Национальной медицинской палаты есть раздел о лекарственном обеспечении. Он гласит: «Из всех расходов россиян на лекарства только четвертая часть приходится на отечественные препараты. Неудивительно, что поход в аптеку зачастую обходится людям весьма недешево. Основная задача – обеспечить россиян доступными и качественными лекарствами отечественного производства.
Мы предлагаем:
«Прошу ваши наказы, слова поддержки и предложения направлять в Национальную медицинскую палату по адресу:
И как отметил вице-президент РАМН, председатель Попечительского совета Фонда «Здоровье» Владимир Стародубов, закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ» является рамочным, необходимо будет принять около сотни подзаконных актов для того, чтобы он реально заработал. По его мнению, необходимость принятия документа возникла в связи с изменением всей законодательной базы.
По словам экспертов, закон вступит в силу уже до конца 2011 г.