Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 03:08
18+

Вопрос — ответ специалистов

Государственный контракт на поставку лекарственных средств (ЛС), в том числе жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), заключен в феврале 2010 г. Цена является твердой и не может быть изменена в процессе исполнения государственного контракта. По нему началась поставка лекарственных средств по ценам, зарегистрированным до 01.04.10. Теперь же начиная с 01.04.10 вступили в силу изменения, в силу которых применение старых зарегистрированных цен на ЖНВЛС является нарушением законодательства.

По каким ценам поставлять ЖНВЛС, как внести изменения в государственный контракт?

Федеральным законом от 21.07.05 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №94-ФЗ) установлены жесткие ограничения на изменение государственного контракта.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 9 Закона №94-ФЗ цена государственного контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением строго определенных случаев, предусмотренных п. 2.1 ч. 2 ст. 55, а также ч.ч. 4.2, 6, 6.2-6.4 ст. 9 Закона №94-ФЗ. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг по общему правилу должна осуществляется по цене, установленной государственным контрактом.

Вместе с тем в РФ законодательством установлено государственное регулирование цен на ЛС (ст. 5 Федерального закона от 22.06.98 №86-ФЗ «О лекарственных средствах»). А в соответствии с требованиями постановлений Правительства РФ от 08.08.09 №654, от 09.11.01 №782 (далее – постановление №654 и постановление №782 соответственно) с 01.04.10 не допускается реализация жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя. Такая реализация после 01.04.10 (пусть и по договорам, заключенным ранее) согласно п. 8 постановления №654 рассматривается как нарушение лицензионных условий (п. 16 письма Росздравнадзора и Федеральной службы по тарифам от 28, 29 января 2010 г. №№01И-52/10, СН-466/7).

Поскольку законодательство о размещении заказов в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №94-ФЗ основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, при определении цены контракта следует учитывать положения статей 421, 422, 424 ГК РФ.

По смыслу п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, если закон не предусматривает применение цены (тарифа), устанавливаемого или регулируемого уполномоченными на то государственными органами.

Поэтому, если на момент реализации ЛС, предусмотренные государственным контрактом цены превышают зарегистрированные в установленном порядке предельные отпускные цены на соответствующие ЛС, стороны контракта обязаны привести условие контракта о цене в соответствие с законодательством.

Согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В рассматриваемой ситуации в постановлениях №654 и №782 такого указания нет, однако в них четко указано, что с 01.04.10 реализация жизненно важных и необходимых лекарственных средств, которая производится в рамках договоров, должна происходить по новым правилам. Следовательно, можно сделать вывод, что названные постановления должны распространяться на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Естественно, что требования постановлений №654 и №782 о соблюдении предельной цены адресованы продавцам лекарственных средств (производителям, организациям оптовой торговли, аптекам). Завышение регулируемых государством цен, предельных цен установленных надбавок к ценам является нарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.6 КоАП РФ.

Кроме того, к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки (п. 4 Указа Президента РФ от 28.02.95 №221).

Согласно п. 2 ст. 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. В рассматриваемом случае, поскольку исполнение государственного контракта (то есть реализация и оплата товара) по цене, превышающей зарегистрированную цену, приведет к нарушению законодательства, цена контракта в соответствии с ч. 4.1. ст. 9 Закона №94-ФЗ может быть по соглашению сторон снижена без изменения предусмотренных контрактом количества товаров и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта.

При этом внесение изменений в условия государственного контракта, касающиеся определения его цены, следует представить в виде дополнительного двустороннего соглашения о внесении соответствующих изменений в государственный контракт.

Как отмечено в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 08.08.07 №6006-ВС, внесение данных изменений необходимо прежде всего для предотвращения нецелевого расходования средств федерального бюджета. Невнесение указанных изменений и расходование средств бюджета на условиях действующих в настоящее время государственных или муниципальных контрактов может быть рассмотрено проверяющим органом как нецелевое расходование средств бюджета соответствующего уровня.

При отсутствии такого соглашения заинтересованная сторона, по нашему мнению, вправе на основании ч. 8 ст. 9 Закона №94-ФЗ обратиться в суд с требованием об изменении или расторжении контракта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении (если иное не предусмотрено контрактом или не вытекает из его существа). Такое изменение (расторжение) возможно при одновременном наличии предусмотренных п. 2 ст. 451 ГК РФ условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

При этом изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (п. 1 ст. 451 ГК РФ).

Как показывает судебная практика, лицо, требующее изменения либо расторжения действующего договора, должно доказать наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, а также наличие совокупности перечисленных в подпунктах 1-4 п. 2 ст. 451 ГК РФ условий (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.07.09 №А79-8271/2008, ФАС Северо-Западного округа от 08.05.09 №А56-23035/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.09 №А32-4389/2008, ФАС Поволжского округа от 29.02.08 №А65-7965/07, президиума Ярославского областного суда от 01.03.06 №44-г-35/06).

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Обращаем внимание на то, что вышеизложенное является экспертным мнением. Разъяснения официальных органов по данному вопросу нам неизвестны.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Татьяна Штукатурова, Алексей Александров

На каком счете бюджетного учета необходимо учитывать пакеты для медицинских отходов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Пакеты для медицинских отходов следует учитывать на балансовом счете 010506000 «Прочие материальные запасы».

ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА:

Единый порядок ведения бюджетного учета в Российской Федерации установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.08 № 148н (далее – Инструкция №148н).

П. 51 Инструкции №148н определено, что к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости.

В рассматриваемой ситуации пакеты для медицинских отходов используются однократно и полностью потребляются в процессе выполнения работ (оказания услуг), следовательно, относятся к материальным запасам.

Согласно п. 50, 63 Инструкции № 148н материальные запасы в форме сырья, материалов и готовой продукции, предназначенные для использования в процессе деятельности учреждения, а также для продажи, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета к счету 010500000 «Материальные запасы».

Для того чтобы решить, на каком счете аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» должны учитываться пакеты для медицинских отходов, сначала необходимо определить, к какому виду материальных запасов они относятся.

Понятия медикаментов и перевязочных средств приведены в Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее - Инструкция N 747).

Согласно п. 1 Инструкции N 747 к медикаментам относятся лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п., к перевязочным средствам - марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.

Понятие лекарственных средств дано в ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах". К лекарственным средствам относятся вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Пакеты для медицинских отходов - это медицинские пакеты для сбора, хранения и удаления любых отходов лечебно-профилактических учреждений, они являются одноразовыми. Отходы из больниц и поликлиник относятся к особому классу мусора, поэтому для медицинских отходов различных классов опасности используют медицинские мешки с разными свойствами.

В соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.728-99 "2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.1999 N 2, пакеты для медицинских отходов делятся на четыре класса по степени опасности отходов, для которых они предназначены:

неопасные отходы, опасные (рискованные) отходы, чрезвычайно опасные отходы, отходы, по составу близкие к промышленным, - каждый вид мусора требует специального класса медицинского пакета. Поэтому, чтобы обезопасить окружающую среду от контакта с потенциально опасным мусором, в медицинских учреждениях применяются различные мешки для медицинских отходов.

Исходя из приведенных понятий, можно сделать вывод о том, что пакеты для медицинских отходов не относятся к медикаментам и перевязочным средствам, а являются медицинскими расходными материалами, имеющими специальное назначение. Следовательно, в соответствии с п. 69 Инструкции № 148н они подлежат учету на счете 010506000 «Прочие материальные запасы».

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Юлия Кошелева, Делгер Хенкеева

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024