Не состоялся аукцион по закупке лекарственных средств (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты), не подано ни одной заявки. Каков порядок установления начальной (максимальной) цены контракта при повторном аукционе?
Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения (далее — Порядок), установлен приказом Минздрава России от 26.10.17 №871н в соответствии с ч. 22 ст. 22 Федерального закона от 05.04.13 №44–ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон №44–ФЗ) и п. 1 постановления Правительства РФ от 08.02.17 №149.
Определение цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата осуществляется с применением методов, приведенных в п. 3 Порядка:
Следует заметить, что до сих пор не определены референтные цены в отношении всех лекарственных препаратов. В связи с этим в письме Минздрава России от 20.03.19 №25–2/254 отмечено, что на регистрации в Минюсте России находится приказ Минздрава России, в соответствии с которым переход на использование референтных цен не применяется до размещения соответствующих данных в ЕИС. Рассчитанные значения цен, отображаемые в поле "Референтная цена, руб." в ЕИС, являются средневзвешенными и могут применяться только в качестве справочных.
Согласно п. 5 Порядка за цену единицы планируемого к закупке лекарственного препарата заказчиком принимается минимальное значение цены из цен, рассчитанных им с одновременным применением методов, предусмотренных п. 3 Порядка. Иными словами, заказчик должен установить наименьшую цену единицы соответствующего лекарственного препарата из всех цен, определяемых перечисленными методами.
В отсутствие референтной цены на дату формирования НМЦК следует использовать минимальное из рассчитанных другими предусмотренными п. 3 Порядка методами значение (см. разъяснение в письме Минздрава России от 27.12.18 №18-3/10/2-708).
Если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК с ценой единицы планируемого к закупке лекарственного препарата, определенной методом сопоставимых рыночных цен или средневзвешенной цены, согласно п. 6 Порядка при объявлении следующей закупки в качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается референтная цена.
В отсутствие референтной цены на дату формирования НМЦК по общему правилу полагаем, следует использовать следующее минимальное значение из рассчитанных другими предусмотренными п. 3 Порядка методами. Косвенное подтверждение этому можно найти в п. 6.4.5 письма Федерального казначейства от 28.05.19 №07-04-05/21-10665, п. 5.13.1 письма Федерального казначейства от 08.10.18 №07-04-05/21-21405. Использование заказчиком средних значений цен единиц планируемых к закупкам лекарственных препаратов при проведении повторной закупки вместо следующих минимальных значений цен, рассчитанных в соответствии с п. 3 Порядка, признается нарушением (см. вышеприведенные материалы).
Если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК, рассчитанной на основании референтной цены, в силу п. 7 Порядка при объявлении следующей закупки цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата определяется путем увеличения референтной цены на показатель среднеквадратичного отклонения, который рассчитывается автоматически посредством ЕГИСЗ по формуле, приведенной в данном пункте.
В случае признания закупки с увеличенной референтной ценой несостоявшейся, если на участие в закупке не подано ни одной заявки, в соответствии с п. 8 Порядка цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата повторно увеличивается на показатель среднеквадратичного отклонения. При этом цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — ЖНВЛП), не должна превышать максимального значения цены, содержащейся в государственном реестре зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на ЖНВЛП (далее — Реестр), с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок.
В отношении ЖНВЛП, по которому референтная цена отсутствует, или закупка с НМЦК, рассчитанной в соответствии с п. 8 Порядка, признается несостоявшейся, в случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки, при объявлении следующей закупки в качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается цена не выше максимального значения цены, предусмотренного Реестром с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок (п. 9 Порядка).
К сожалению, из буквального прочтения приведенной нормы неясно, вправе ли заказчик определять НМЦК в таком порядке при отсутствии референтной цены сразу после первого же признания закупки несостоявшейся по причине того, что на участие в ней не было подано ни одной заявки, или же сперва все–таки следует провести закупку с определением НМЦК исходя из следующего минимального значения из одного из определенных с применением предусмотренных п. 3 Порядка методов. Понятно только, что дальнейшее повторение закупок с увеличением НМЦК на коэффициент, рассчитанный по формуле, приведенной в п. 7 Порядка, не предполагается, поскольку применение такого коэффициента этим пунктом предполагается именно к референтной цене. По нашему мнению, из сопоставления п.п. 5, 6, и 9 Порядка логически должен следовать именно первый вариант, т.е. переход к определению НМЦК в соответствии с п. 9 Порядка после первого же признания закупки несостоявшейся по причине того, что на участие в ней не было подано ни одной заявки, однако каких-либо официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, подтверждавших бы нашу точку зрения, нам найти не удалось.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Татьяна ЧАШИНА