Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 03:48
18+

Вопрос — ответ специалистов

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения в своем составе имеет три производственные аптеки, которые осуществляют учет движения.

Позиции: поступление и отпуск в отделения и структурные подразделения, территориально обособленные от головной организации (филиалы) медикаментов, перевязочных средств, спирта, расходных материалов лечебного назначения (шприцы, системы переливания крови, скальпели одноразовые, салфетки дезинфицирующие спиртовые и т.д.), реактивов и расходных материалов лабораторного назначения (тест-полоски, химическая посуда), косметологических средств в соответствии с Инструкцией по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно–профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.87 №747. Списание материалов производится на основании актов о списании, оформленных по форме 0504230, при их выдаче из аптеки в отделения и структурные подразделения.

Правомерны ли действия учреждения по списанию медикаментов, перевязочных средств, реактивов при выдаче их из аптеки, а не путем осуществления внутреннего перемещения на материально ответственное лицо отделения и дальнейшее списание материальных ценностей на основании отчета МОЛ и утвержденных норм?

Допускается ли учреждению самостоятельно изменить локальным актом срок текущей потребности в лекарственных средствах, расходных материалах, реактивах?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения при их выдаче из аптеки в отделения и структурные подразделения осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.
Учреждение не может самостоятельно изменить срок текущей потребности в медикаментах.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА:

При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями Инструкции №157н и Инструкции №174н.

Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.87 №747 (далее — Инструкция №747), которая не утратила в настоящее время свою силу. Например, опираясь на положения Инструкции №747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в бюджетных учреждениях здравоохранения (см., например, письмо Минфина России от 25.03.16 №02-07-10/17036).

Отметим, что следует различать бухгалтерский и "специальный" учет медикаментов.

Предметно–количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медицинским учреждением согласно ст. 58.1 Федерального закона от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств". В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно–количественному учету, а также порядок их «специального» учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно–количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II Инструкции №747.

Пунктом 45 Инструкции №747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (структурные подразделения) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (структурным подразделениям) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства — 5–дневной, наркотические лекарственные средства — 3-дневной, все остальные — 10-дневной (п. 19 Инструкции №747). А также в отделении (структурном подразделении) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 Инструкции №747).

Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений Инструкций №157н и №174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.

При этом важным является вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения. Принятое решение закрепляется в учетной политике учреждения.

При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые. Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость осуществления особого учета наркотических средств.

При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:

  • потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
  • имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.

Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.

Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче из аптеки в отделение (структурное подразделение), так и по факту оказания медицинской услуги. Отражение выбытия медикаментов с балансового учета по факту оказания медицинской услуги является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается учреждением и закрепляется в рамках формирования его учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.

Бюджетное учреждение в целях организации бухгалтерского учета руководствуется законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, и формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий (п. 6 Инструкции №157н).

Перечень мероприятий, утверждаемых локальными актами учреждения, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику, поименован в п. 6 Инструкции №157н и положениях СГС "Концептуальные основы". При этом данный перечень является открытым.

По общему правилу, в рамках учетной политики закрепляются положения, порядок отражения которых законодательством четко не определен. В рассматриваемой ситуации п. 19 Инструкции №747 прямо установлен срок текущей потребности в медикаментах. Следовательно, учреждение не может самостоятельно изменить этот срок. Это будет противоречить Инструкции №747.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Татьяна ДУРНОВА
www.garant.ru

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024