Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 02:44
18+

Вопрос — ответ специалистов

Государственное бюджетное учреждение Курганской обл. (поликлиника) планирует передать в аренду помещение под аптеку. 

Поликлиника заинтересована в том, чтобы ее пациенты могли получать лекарства в аптеке на льготных условиях (речь идет об отдельных категориях граждан, имеющих на это право в соответствии с законодательством). Однако не все аптечные организации Курганской обл. имеют договоры с органами государственной власти о льготном обеспечении населения лекарственными препаратами.
Будет ли нарушением и ограничением круга участников аукциона установление требования о льготном обеспечении граждан лекарственными препаратами в качестве условия допуска к участию в аукционе?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Учреждение не вправе устанавливать требование о льготном обеспечении граждан лекарственными препаратами в качестве условия допуска к участию в аукционе, однако может предусмотреть в документации об аукционе и (или) проекте договора аренды условие об обязанности арендатора осуществлять такое льготное обеспечение.

ОБОСНОВАНИЕ ПОЗИЦИИ:

В соответствии с ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон №135-ФЗ) бюджетное учреждение (далее также — Учреждение) заключает договор аренды государственного имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления, по результатам проведения торгов. При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в т.ч. создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, если иное не установлено федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Закона №135-ФЗ). Нарушение этих правил является основанием для признания судом торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в т.ч. по иску антимонопольного органа (ч. 4 ст. 17 Закона №135-ФЗ).

Согласно п. 17 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (утверждены приказом ФАС России от 10.02.10 №67, далее — Правила), участником торгов может быть любое юридическое или физическое лицо, претендующее на заключение договора. В соответствии с п. 18 Правил участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ к таким участникам. Организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам торгов (п. 19 тех же Правил).

Таким образом, учреждение вправе установить какие-либо требования к участникам аукциона на право заключения договора аренды помещений, в т.ч. для размещения в них аптек, только в том случае, если такие требования установлены законодательством. В противном случае итоги аукциона могут быть признаны недействительными (см. п. 1 разъяснений ФАС России от 01.11.11, утв. приказом ФАС России №67 от 10.02.10, решение комиссии Челябинского УФАС России от 13.11.13 по делу №54–07/13, постановление ФАС Северо–Западного округа от 13.07.11 №Ф07–5399/11).

Законодательство, в т.ч. законодательство Курганской обл. (см. Положение о порядке предоставления в аренду государственного имущества Курганской области, утвержденное постановлением Курганской областной Думы от 23.06.10 №178), не устанавливает такого требования к участнику конкурсов или аукционов на право аренды помещений для размещения в них аптек, как наличие у них прав и (или) обязанности на осуществление льготного обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан.

Поэтому мы полагаем, что Учреждение не вправе устанавливать требование к участникам аукциона о льготном обеспечении ими населения лекарственными препаратами, а также отклонять заявки на участие в аукционе в связи с тем, что участник не представил подтверждение наличия у него обязанности по такому обеспечению, вытекающей, например, из договоров, заключенных с органами государственной власти субъекта РФ. Косвенное подтверждение этому выводу содержится в Решении Курганского УФАС России от 18.12.15 №106(29)/2015, в котором антимонопольный орган отклонил довод заявителя жалобы о недопустимости участия в аукционе организации, у которой отсутствовали полномочия по льготному обеспечению граждан лекарственными препаратами.

Вместе с тем можем отметить следующее:

Условия договора аренды, не противоречащие императивным нормам законодательства, определяются по усмотрению сторон (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). Антимонопольное законодательство не запрещает включать в договор аренды условия, определяющие порядок использования арендованного имущества в связи с осуществлением арендатором тех или иных видов деятельности. Более того, согласно п. 110 Правил документация об аукционе может содержать требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества, требования к описанию участниками аукциона оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик. Запрещается лишь включать в документацию в форме таких требований требования к участнику аукциона (в т.ч. требования к его квалификации), а также требования к его деловой репутации, к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов (п. 111 Правил).

С нашей точки зрения, к таким требованиям может быть отнесено и требование о льготном обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в течение срока действия договора аренды помещений для размещения аптеки. Аптечные организации вправе реализовывать лекарственные препараты на льготных условиях гражданам, имеющим на это право, даже если они не принимали на себя эту обязанность в соответствии с государственными контрактами, и вправе заключить контракты (соглашения) с органами исполнительной власти субъекта РФ о возмещении им неполученных при этом доходов за счет средств бюджета, если это предусмотрено региональным законодательством. (Хотя, полагаем, даже оценка такого условия как финансово обременительного сама по себе не означает, что оно ограничивает число участников торгов.)

Тем не менее, разумеется, не исключено, что заинтересованные лица обжалуют включение в документацию об аукционе вышеописанного требования или итоги проведенного аукциона, и нельзя исключить, что антимонопольный орган при этом не займет другой позиции. Материалов правоприменительной практики, в которых рассматривалась бы аналогичная ситуация, мы, к сожалению, не обнаружили.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павел ЕРИН
www.garant.ru

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024