В холодное зимне-весеннее время, когда не хватает солнечного тепла, а также в условиях плохой экологии, неправильного питания и из-за других неблагоприятных факторов человеческий организм испытывает нехватку в витаминах. Восполнить их помогут разнообразные витаминные комплексы, предлагаемые в аптеках.
Современные аптеки предлагают широкий выбор разнообразных витаминов и витаминных комплексов. В нашем обзоре мы рассмотрим группу витаминов, исключая витамины для беременных, детские витаминные комплексы и витамины «для красоты». Отдельно выделим витамины для детей и скажем пару слов об аскорбиновой кислоте (в т.ч. в комбинациях с другими препаратами). Все данные – в ценах аптечной закупки за 2011 г. в сравнении с 2010-м.
За рассматриваемый период выделенная группа витаминов насчитывает 96 брендов и 264 полных торговых наименования.
Лидер в группе (по объему в руб.) – Витрум. Его продажи за 2011 г. составили 715 млн руб. (табл. 1). За лидером следуют Компливит и Супрадин с почти равными долями рынка – у обоих по 14%. Впрочем, лидер ненамного их обогнал – его продажи в упаковках составляют 15% от продаж сегмента.
Табл. 1 ТОР-10 брендов витаминов и витаминных комплексов за 2011 г.
№ п/п |
№ в рейтинге по упаковкам |
Бренд |
Объем, млн руб. |
Прирост к 2010 г., % |
Доля от продаж сегмента, % |
1 |
10 |
ВИТРУМ |
715,301 |
13,2 |
15 |
2 |
4 |
КОМПЛИВИТ |
701,46 |
2,2 |
14 |
3 |
7 |
СУПРАДИН |
671,479 |
19,8 |
14 |
4 |
13 |
МУЛЬТИ-ТАБС |
338,072 |
16,5 |
7 |
5 |
6 |
НЕЙРОМУЛЬТИВИТ |
319,594 |
15,1 |
7 |
6 |
9 |
КОМБИЛИПЕН |
289,763 |
49,9 |
6 |
7 |
1 |
АЕВИТ |
247,624 |
6,4 |
5 |
8 |
12 |
ВИТАМИН Е |
137,442 |
–32,4 |
3 |
9 |
18 |
МАГНЕЛИС |
129,038 |
77,9 |
3 |
10 |
15 |
СЕЛМЕВИТ |
126,558 |
14,3 |
3 |
Источник: DSM Group
Однако, несмотря на лидерство в стоимостном рейтинге, в рейтинге по упаковкам Витрум занял всего лишь 10-е место. Больше всего упаковок за 2011 г. продано Аевита (23% от общего количества проданных упаковок), хотя в стоимостном рейтинге он всего лишь 7-й.
Всего выделенная группа витаминов по итогам 2011 г. насчитывает 4,85 млрд руб. и 82 млн упаковок; по сравнению с 2010 г. рост сегмента составил 9,8% в руб. и 4,2% в упаковках.
Следующая рассмотренная нами группа – витамины для детей. Для полноценного развития растущему организму требуется больше витаминов, чем он может получить с пищей, поэтому рынок детских витаминов также довольно многочислен – за рассматриваемый период на рынке витаминов для детей 21 бренд и 64 полных ТН. Лидер рынка по объему в руб. – Мульти-табс с 27% от общей доли продаж. На второй строчке – Аквадетрим, отстающий от лидера всего на 3%. Замыкает тройку Пиковит, не набравший и 20% от стоимостного объема продаж сегмента. В аналогичном рейтинге по упаковкам тройка лидеров та же, но доли рынков почти равны – у всех трех она около 23%. На первом рейтинге по количеству проданных упаковок – Аквадетрим, на сотые доли обогнавший Мульти-табс.
Табл. 2. ТОР-10 брендов витаминов для детей за 2011 г.
№ п/п |
№ в рейтинге по упаковкам |
Бренд |
Объем, млн руб. |
Прирост к 2010 г., % |
Доля от продаж сегмента, % |
1 |
2 |
МУЛЬТИ-ТАБС |
425,296 |
14,6 |
27 |
2 |
1 |
АКВАДЕТРИМ |
381,29 |
15,2 |
24 |
3 |
3 |
ПИКОВИТ |
265,674 |
–10,2 |
17 |
4 |
4 |
ВИТРУМ |
246,592 |
2,8 |
16 |
5 |
5 |
КОМПЛИВИТ |
94,5345 |
14,2 |
6 |
6 |
7 |
БИОВИТАЛЬ |
52,9864 |
–55,0 |
3 |
7 |
6 |
КАЛЬЦИНОВА |
47,4703 |
–9,5 |
3 |
8 |
8 |
ДЖУНГЛИ |
42,2022 |
–29,6 |
3 |
9 |
11 |
ОКСИДЕВИТ |
5,78015 |
16,5 |
0 |
10 |
12 |
ВИГАНТОЛ |
2,74061 |
–83,0 |
0 |
Источник: DSM Group
Всего рынок витаминов для детей за 2011 г. насчитывает почти 1,6 млрд руб. и 10 млн упаковок. По сравнению с 2010 г. рынок немного снижается – на 0,5% в руб. и на 6,5% – в упаковках.
Последняя рассмотренная нами группа – Аскорбиновая кислота, повышающая иммунитет и сопротивляемость организма. Объем ее продаж за весь 2011 г. – 770 млн руб. в стоимостном выражении и 79 млн руб. – в натуральном. Сегмент растет – на 17% в руб. и на 5% – в упаковках.
В целом витамины пользуются спросом круглый год, но особенно – в холодное время года или в межсезонье, когда меньше солнечного тепла и сложнее получать полезные вещества из овощей и фруктов. Следовательно, и далее продажи витаминов продолжат свой рост.