Сегодня практически каждый работодатель, подбирая нового сотрудника для своей компании, предпочитает начать знакомство с ним на основании резюме.
И часто именно этот документ открывает для соискателя дорогу к новому месту работы. В том числе и в области фармацевтики. Но происходит это только тогда, когда резюме составлено правильно. Обратимся к компетентному специалисту CCE ICF, провизору, заместителю директора по развитию розничной сети ООО "ПРАЙД", Наталье Иванченко.
Понятие "резюме" в дословном переводе с французского (résumé) означает "сводка". На практике имеется в виду документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и других характеристиках претендента на вакантную должность в той или другой компании.
Чаще всего сначала резюме читает HR–менеджер, которому, согласно статистическим данным, достаточно первых 15 секунд, чтобы принять решение, стоит ли дальше знакомиться с документом. За это время он посмотрит на фото, ФИО и ожидания соискателя относительно заработной платы.
Прежде чем приступить к составлению резюме, нужно (в порядке увеличения):
Часто появляются вакантные места на должность фармацевта/провизора. Специалист, знакомый с работой розничного сегмента фармрынка, сразу поймет — требуется специалист первого стола или просто первостольник. Если эта должность именно та, что вам нужна, внимательно изучаем все предлагаемые работодателем условия.
Первое — обратите внимание на то, на какой улице и в каком районе города предлагают трудиться первостольником — местонахождение очень важно. И для того, чтобы не тратить лишнее время на поездку до места работы, и для понимания степени загруженности специалиста, осуществляющего отпуск, и для представления прибыльности данной торговой точки. Но здесь еще нужно иметь в виду такой момент — адрес, указанный в вакансии, не всегда может совпадать с реальным местонахождением самой аптечной организации. Хотя бы потому, что нередко пишется локализация центрального или административного офиса, тогда как торговые точки сети могут быть разбросаны по разным районам. Поэтому при первичном общении с HR–менеджером следует сразу же уточнить адрес аптеки, в которую требуется сотрудник.
Второе — выясните, какую заработную плату предлагает работодатель. Сейчас многие из них указывают число, соответствующее денежному вознаграждению, которое работник получит «на руки». Бывает, что указывается "вилка" — от 39 до 60 тыс. рублей, например, т.е. либо для каждого соискателя будет назначена фиксированная зарплата, которая будет находиться в этих пределах, либо она может варьироваться в зависимости от доходности аптечной организации и личного вклада конкретного первостольника. Если же указывается заработная плата, скажем, от 30 тыс. рублей, значит, меньше этой суммы она быть не может. Верхняя планка заработной платы точно не будет перекрыта, если работодатель написал "до" определенной суммы.
Третье — внимательно изучите требования и обязанности, которые перечислены в тексте вакансии работодателя.
Считается, что резюме должно быть грамотно структурировано. Тогда его легче читать и быстрее понять, какой именно человек стоит за, казалось бы, скупыми строчками документа. Оптимально его основная часть должна состоять из следующих пунктов:
1. Фотография кандидата. Она должна быть корректной для позиции фармацевтического работника. Хорошо, когда используется нейтральный фон, официально-деловой стиль одежды (или кэжуал). Легкая улыбка говорит о том, что претендент на рабочее место может проявлять эмоции.
Помните, лицо — главное, на изображении не надо фиксировать какие–то действия, будь то работа за компьютером или сюжет, демонстрирующий специалиста на отдыхе.
2. Контактная информация о кандидате.
3. Название должности, на которую претендует специалист.
4. Лаконичное перечисление основных навыков.
5. Отображение опыта работы по специальности в обратном хронологическом порядке. Как правило, речь идет о трех последних местах работы. Но, если в послужном списке соискателя самой значимой компанией и должностью является, например, четвертая, ее также нужно отразить в документе.
Когда опыта работы нет — это стоит написать. Если работали не по специальности, можно указать все занимаемые должности. Работодатель поймет, что хоть у соискателя нет стажа по специальности, но зато есть активная трудовая позиция.
6. Описание образования, включая дополнительные профессиональные курсы, а также посещение семинаров, вебинаров, конференций, тренингов и т.п. Все это должно быть подкреплено дипломами, сертификатами и другими свидетельствами. Обязательно указываем год окончания учебы в вузе или среднем учебном заведении, его полное название, факультет и полученную специальность. Так же информируем о незаконченном высшем или среднем специальном образовании.
7. Личные достижения и доступные для ознакомления рекомендации.
Основной текст резюме можно дополнить. Часто именно эта его часть может стать той "вишенкой на торте", которая поможет вызвать к себе особенный интерес у работодателей. Это информация:
1. О членстве в профессиональных союзах, ассоциациях и других сообществах.
2. О научных публикациях и авторских патентах.
3. Об увлечениях. Это важно потому, что во многих компаниях активно развивают корпоративную культуру, и перечисленные хобби могут в этой связи очень даже пригодиться. При этом не стоит использовать популярные сокращения, типа "Ч/Ю" (чувство юмора) или "без В/П" (без вредных привычек).
Если претендуете на место первостольника, лучше не упоминать о таких навыках и опыте работы, как, например, мастер по маникюру. Как не странно, но практика HR–менеджеров свидетельствует о том, что эта позиция сейчас очень распространена у молодых женщин. И они по какой-то непонятной причине указывают ее в своих "аптечных" резюме.
А еще нужно уточнить свое семейное положение. Как правило, работодатели всегда позитивно относятся к кандидатам, у которых уже есть семья. Считается, что это наиболее надежные сотрудники, которые, заботясь о благосостоянии своих родных, будут ответственно относиться к своей работе, как источнику финансирования.
Наряду с письменным резюме, которое можно разместить на интернет–ресурсе, отправить по электронной почте или предъявить лично, существуют и так называемые видео-резюме. Они представляют собой небольшой видеоролик, в котором кандидат на рабочее место представляет себя и рассказывает о своих навыках. Такая форма резюме может пригодиться в том случае, когда представитель компании работодателя, включая руководителя, по каким–то причинам предпочитает ознакомиться с соискателем по видео–связи. Но даже репрезентабельного видео–резюме, как правило, бывает недостаточно. Оно хорошо работает только в паре с письменным вариантом, который является обязательным.
Очень важно, чтобы файл с резюме, который вы отправляете работодателю по электронной почте, имел правильное название. Подойдет ФИО и должность, на которую претендуете. В противном случае адресат сразу не сможет определить, что это за послание и, недолго думая, просто перейдет к просмотру писем других соискателей.
Важен адрес электронной почты. В этой связи очень некорректно выглядит письмо, присланной под именем "Верунчик", "Киса" или что–нибудь подобное, — да, такие примеры встречаются на практике. Особенно неподходящим выглядит такое имя, если соискатель претендует на руководящую должность. А вот просто фамилия — подойдет.
Очень часто стандартного резюме бывает недостаточно. Тогда на помощь приходит сопроводительное письмо. Считается, что оно особенно выручает тех соискателей, у которых нет опыта работы по данной специальности. Такое послание помогает работодателю понять, почему именно этого специалиста можно принять на работу. Для этого, наряду с образованием, надо указать, чем вас заинтересовала данная вакансия, где вы ее нашли, а также выразить свою благодарность за то, что это письмо прочитано.
И в случае с резюме, и в случае с сопроводительным письмом один из самых главных факторов является честность.
Корректное резюме является той ступенькой, благодаря которой у соискателя появляется возможность встретиться с представителем работодателя. Отправляясь к нему на собеседование, нужно помнить, что не только вам могут задавать вопросы, но и вы вправе это делать. Например, можно обратиться с просьбой:
Важно, чтобы в заключении был задан вопрос на позитивной ноте — для улучшения эмоционального состояния участников интервью.
Итак, если резюме сработало хорошо, вас пригласят на интервью. Настраиваясь на собеседование, необходимо иметь в виду, что на встречу с руководителем аптеки ни в коем случае нельзя опаздывать. Если по каким–то причинам вы все–таки не можете соблюсти пунктуальность, предупредите об этом HR-менеджера. То же самое нужно сделать, если вы вынуждены отложить встречу. Объяснять причину ни в том, ни в другом случае не надо. Это никого не интересует. А вот высказать свою заинтересованность данным местом работы стоит. Для этого достаточно поинтересоваться, можно ли перенести собеседование на другое время.
В том случае, если вы вообще решили не приходить на интервью, так как подумали и сочли место работы неинтересным для себя, желательно тоже предупредить HR–менеджера. Не удивляйтесь, если тот спросит вас, с чем связано такое решение. Дело в том, что на основании ваших слов работодатель сможет проанализировать свою вакансию и, возможно, скорректировать свои требования или предложения.
Важна и одежда, в которой вы собираетесь прийти на собеседование. Одеться нужно так, чтобы вам было комфортно. Но даже в случае жаркой погоды не следует выбирать такой костюм, как будто вы на отдыхе. Если претендуете на руководящую позицию, строгий деловой стиль — это то, что нужно.
Надо обратить внимание и на так называемые коммуникативные сигналы. Например, менеджеры по подбору персонала отмечают, что нередко соискатели на ту или иную должность в аптечной организации заходят в комнату, где проводится собеседование, и при этом не здороваются. Во–первых, это неуважительно. А во–вторых, становится ясно, что у соискателя "проседает" одна из компетенций, т.е. умение наладить коммуникацию. И если потенциальный первостольник не может это сделать с будущим руководителем, то вряд ли способен выстроить правильные отношения с покупателями.
Что касается самого интервью, то сначала соискателю следует дождаться вопросов со стороны работодателя или его представителя, потом, ответив на них, можно задать и свои вопросы, если таковые имеются.
Прежде чем вы отправите свое резюме, прочитайте все о той компании, в которой требуется специалист вашего уровня. Во–первых, это поможет вам в какой-то степени обезопасить себя. Ведь в этом случае вы поймете, насколько устойчиво положение данной организации на рынке, как в ней относятся к рядовым работникам, не задерживают ли там зарплату и т.п. Во–вторых, на собеседовании вас могут спросить: "Что вы знаете о нашей компании?"
Очень популярными стали вопросы — кейсы, которые отражают реальную рабочую ситуацию. На основании их проверяются компетенции потенциального сотрудника.
Существует определенный "вопросник", с помощью которого HR–менеджеры выясняют для себя уровень подготовки первостольника. В частности, проверяют его мотивацию, вариативность мышления, стрессоустойчивость, правдивость, клиентоориентированность и целеустремленность. Вот примерный список таких вопросов:
Запомните, у многих работодателей есть мнение, что, если потенциальный первостольник при поступлении на работу не может ненавязчиво, но убедительно и позитивно представить себя, то вряд ли ему удастся сделать это с продаваемым в аптеке товаром.
По материалам вебинара "Резюме фармацевтических специалистов" (организатор: учебный центр дополнительного последипломного образования фармацевтов и провизоров "Провизор24")