Никоретте, Микролакс
24.04.2024 21:29
18+


В высокой степени готовности

В высокой степени готовности фото

Находится ряд законопроектов о внесении изменений в Федеральный закон от 05.04.13 №44–ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

О готовящихся поправках рассказывает заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы России Ирина Куст.

Самой серьезной темой для ведомства в рамках госзаказа остается законопроект о внесении изменений в Федеральный закон №44–ФЗ, в соответствии с которым все торги и конкурсы должны быть переведены в электронную форму. ФАС надеется, что так долго откладывавшийся законопроект все-таки вступит в силу 1 января 2016 г. (несмотря на принятие документа Госдумой в первом чтении и одобрение ФОИВами (федеральными органами исполнительной власти), его принятия ждали и в середине 2014 г., и в начале 2015). Процедура электронного конкурса должна будет обеспечить прозрачность торгов, позволит экономить бюджетные средства и избежать дискриминации участников торгов. И.Ю. Куст напомнила, что сегодня конкурсные заявки на бумажном носителе могут подвергаться некоторым изменениям в ходе рассмотрения, страницы потеряться, а это уже является основанием для отклонения заявки.

Представитель ведомства обозначила "четыре столпа электронных конкурсов".

  • Во–первых, электронные конкурсы будут проходить на электронных площадках (список таких площадок есть в Интернете, создана даже Ассоциация электронных торговых площадок). Много было дискуссий о том, что торги должны проходить на официальном сайте (zakupki.gov.ru), но, напомнила И.Ю. Куст, сайт то зависает, то проводит профилактические работы. "Если что–то случается с одной площадкой, все торги на территории РФ не приостанавливаются, чего нельзя ожидать от официального сайта", — сказала она.
  • Во–вторых, единожды аккредитовавшись на электронной площадке, заявители смогут принимать участие и в конкурсах, и в аукционах.
  • В–третьих, и этот вопрос дискуссионный, подчеркнула И.Ю. Куст, должно быть денежное обеспечение, как заявки, так и исполнения контракта. Должен решиться наконец-то законодательно вопрос о возможности изъятия денежных средств в виде штрафов и пени. В принципе, у заказчика есть возможность не обращаться в суд, а просто удержать у заявителя сумму штрафов и пени, но законодательно этот вопрос сегодня не урегулирован.
  • Четвертый, основной, момент, касающийся электронных конкурсов, — это возможность понижения ценового предложения. Заявка состоит из нескольких частей. Часть, содержащая информацию о ценовом предложении, будет размещена в закрытом разделе электронной площадки. "Если в первой части заявки, где будет оцениваться качество предлагаемого товара или услуги, работы, участник вдруг сочтет, что оценено плохо, всегда есть возможность единожды понизить свое ценовое предложение", — пояснила И.Ю. Куст, добавив, что итоговый протокол будет автоматически формироваться электронной торговой площадкой.

УБИРАЕМ ИЗЛИШКИ ТРЕБОВАНИЙ

Также ожидается принятие законопроекта по внесению изменений в статью 37 "Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона" ФЗ–44. В соответствии с поправками, которые согласованы ФОИВами и поддержаны на уровне Аппарата Правительства РФ, из ст. 37 будут исключены части 9, 10.
"9. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

10. Обоснование, указанное в части 9 настоящей статьи, представляется:

1) участником закупки, предложившим цену контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, в составе заявки на участие в конкурсе при проведении конкурса. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной заявка на участие в конкурсе такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;

2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику аукциона, который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола."

Ирина Юрьевна пояснила: никто не понимает, что это должно быть за гарантийное письмо, и является ли оно основанием для отклонения заявки, ведь заказчики могут злоупотреблять наличием или отсутствием такой бумаги.

Представитель ФАС рассказала, что в ведомство поступил проект постановления о внесении изменений в "многострадальное 102–е постановление", его еще называют "третий лишний" (речь идет о постановлении Правительства РФ от 05.02.15 №102, которым утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска при закупках для государственных и муниципальных нужд. Заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Армении, Белоруссии и Казахстана, будут отклоняться при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий, страной происхождения которых являются Россия, Армения, Белоруссия или Казахстан).

Предлагается существенно расширить перечень, который прилагается к данному постановлению. И.Ю. Куст напомнила, что ФАС выступала против такого расширения. Сегодня попытка включения в рамки одного лота товара, входящего и не входящего в перечень, противоречит законодательству о контрактной системе.

ФАС также считает, что требование о предоставлении исключительно СТ1 (сертификата о происхождении товара.  Прим. ред.) излишне. Ведомство уверено, что достаточно любого документа, обозначающего страну происхождения товара: это может быть регистрационное удостоверение или иной акт, выдаваемый в соответствии с положениями Таможенного союза. "Сертификат происхождения (СТ1) выдается в соответствии с положением, которое не было согласовано с ФАС, — заметила представитель Службы — Получается, что Торгово–промышленная палата выдает сегодня два свидетельства о регистрации: первое — на год, после чего на каждую конкретную закупку нужно получить еще одно свидетельство и положить его во вторую часть заявки. Это не бесплатный документ, это дополнительное расходование средств и дополнительные административные барьеры".

Заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России привела статистику нарушений при проведении госзакупок лекарственных средств в 2014 г. (за 2015 г. данных пока нет). Центральным и территориальными управлениями ФАС проведены 1395 проверок, из них 727 внеплановых и 668 — по рассмотрению жалоб. Выявлены 1902 нарушения, 1437 из них по результатам проведения внеплановых проверок , 465 — по результатам рассмотрения жалоб. Выданы 630 предписаний, 390 из них по результатам внеплановых проверок. Нарушения, отметила Ирина Куст, существенных изменений не претерпели. Все так же фиксируются объединение в один лот оптовой и розничной поставки ЛС; закупка ЛС и медизделий с одновременным включением в тот же лот логистических услуг; излишние требования к таре, дозировке и упаковке. "На рынке закупок нарушения стабильны", — закончила свой обзор И.Ю. Куст.

По материалам III Партнеринга "Лекарства России — к междисциплинарному диалогу"

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"