Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 03:44
18+

В такой аптеке поддельных лекарств быть не может

В подмосковной Апрелевке успешно работает аптечная сеть «Целитель», руководители (они также и сотрудники, и дизайнеры, и вдохновители самых разных проектов) которой — супруги Валентина Владимировна и Александр Георгиевич Тавровские. Сегодня сеть насчитывает 11 аптек и аптечных пунктов, в которых работают 80 человек. Аптечный бизнес для Тавровских — нечто большее, чем просто дело, приносящее доход.

Подтверждение тому — две аптеки-звезды! Они отличаются от других и оформлением, и собранием антикварной аптечной посуды, и картинами, и музейной обстановкой. И если сами супруги, и местные жители уже привыкли к своим необычным аптекам, то покупатели, впервые попадающие в них, не перестают восхищаться, фотографировать и рассказывать, как о диковинке, друзьям и знакомым. Среди тех, кто оказался под впечатлением, — корреспондент «МА». Семья Тавровских рассказала о своем деле, о новых задумках, показала свои удивительные аптеки. А так как делают они уже на протяжении десятилетия все вместе, то и на вопросы отвечали тоже сообща.

Валентина Владимировна, для Вашей семьи аптечный бизнес — это еще и своего рода хобби?

В.В.: Можно сказать и так. Это наш семейный бизнес. Мы с мужем дополняем друг друга. Я как генеральный директор аптечной сети «Целитель» и провизор по профессии c 35-летним стажем занимаюсь всеми организационными и сугубо аптечными делами. Мне интересна работа специалистов и все, что связано с аптекой, производством. Я сама начинала работать в производственной аптеке. В одной из аптек сети мы сохранили производственный отдел и изготовление очковой оптики. А Александр Георгиевич — мой заместитель, он придумывает различные идеи, которые мы вместе потом воплощаем.

Как начинался Ваш бизнес?

В.В.: В аптеку на Больничной улице, где мы сейчас находимся, я пришла на практику в 1979 г. и с тех пор неизменно работаю здесь. В 1992 г. стала ее совладелицей (вместе с коллективом сотрудников). Вышло это абсолютно случайно. В тот год приключилась неприятная история: наша аптека была наделена всеми функциями (вплоть до отпуска наркотических средств и психотропных веществ), поэтому, как и положено, находилась под охраной. Разбили входные стеклянные двери. Я обратилась за помощью в головной офис в Наро-Фоминске, но там отказались нам помогать, посоветовав выкручиваться самим. Наша аптека всегда была доходной, выручка направлялась в головной офис, но в сложный момент мы оказались предоставленными самим себе. Обидно и несправедливо! Вы помните, что в начале 1990-х гг. самое время было начинать и придумывать что-то новое. Один наш покупатель, по совместительству чиновник местной администрации, помог коллективу оформить аптеку в собственность, благо здание принадлежало администрации, и посоветовал на нашем примере показать, как аптека может жить самостоятельно. Здание мы получили, но остальные вопросы решали сами.

Расскажите о людях, работающих в сети.

В.В.: В моем коллективе до сих пор работают сотрудники, которые пришли сюда в советские времена, некоторые дольше, чем я. Новых сотрудников обучаем сами, да так, что потом жалко отпускать, такие хорошие специалисты получаются. Но от нас редко уходят. Куда сложнее найти специалистов для вновь открывающихся аптек сети «Целитель». Даем объявления о найме, иногда «сарафанное радио» помогает. Приходят к нам и сотрудники, которые долгое время работали в Москве, но устали от долгой дороги туда и обратно ежедневно.

Что держит людей у Вас?

В.В.: Придумываем всегда что-то новое для своих сотрудников. Например, дополнительно к отпуску даем бесплатно три «халатных» дня. Ежегодно на День медицинского работника устраиваем вылазку куда-либо: проехали вместе все города Золотого кольца.

А.Г.: Сегодня, думаю, ни один руководитель подобного предприятия не возьмет на себя такие материальные затраты. Процентов 85 преследуют одну цель — получить прибыль. А если человеку что-то не нравится, уходи. А Валентина Владимировна может заменить сотрудника в ночную смену, если возникла проблема. Поспать потом на диванчике и снова в смену. Она трудится наравне с другими сотрудниками. Люди, видя такое отношение к делу, готовы и в свой отпуск подработать, лишь бы не подвести.

Александр Георгиевич, расскажите о своих идеях, которые Вы реализовали в аптечной сети.

А.Г.: В подвале аптеки на Больничной улице с советских времен сохранилось много аптекарской утвари и приборов, которые сейчас уже не используются. Мы задумались, где можно было бы разместить все это богатство.

Извините, а не было мысли выбросить мензурки, гирьки и тому подобное?

А.Г.: Что вы! Выбросить такие вещи? Ни в коем случае! Рука не поднялась!

Когда в 2010 г. приближалось открытие аптеки «Целитель» на Цветочной аллее, я предложил супруге сделать маленький музейный уголок. Пусть люди приходят, покупают лекарства, да еще и смотрят на то, с чем когда-то работали аптекари, приготовляя лекарства. Чтобы как-то увязать экспонаты с открывавшейся аптекой, мы заранее подобрали мебель, стилизованную под старину. И я решил замахнуться на создание панорамы в аптеке на Цветочной аллее, случайно увидев на одном из арт-сайтов картину немецкого художника XIX века Макса Фюрмана «Алхимик».

В создании панорамы (размером 3×2 м) принимала участие интернациональная команда. Друзья из Украины — художники-керамисты – сделали куклу алхимика в полный рост, которую мы не без приключений провезли через украинскую границу. Московский художник Виталий Провалов почти полгода рисовал фон для панорамы. Ребята-строители воссоздавали нижнюю часть картины. Друг из Башкирии помог достать продукцию со стеклозавода, который в советское время выпускал приборы для химических лабораторий. Старший сын, увлекающийся охотой, подарил череп дикого животного (символ алхимии). Копию картины, по которой создана панорама, мы тоже получили с приключениями. Из Англии нам не захотели высылать постер картины. Тогда я обратился к знакомой женщине-гиду, живущей в Великобритании и сопровождавшей нас на экскурсии в Лондоне несколько лет назад. Она выкупила постер и позднее передала его с сестрой, которая летела через Москву.

Когда аптека открылась, это стало событием. Люди до сих пор с фотоаппаратами приходят к нам. «В этой аптеке поддельных лекарств быть не может, если люди душу вкладывают даже во внутреннее наполнение», — сказала одна из посетительниц.

Ваша семья, я знаю, увлекается антиквариатом. Какие коллекции, связанные с аптечным делом, вы собрали?

А.Г.: Все, что сегодня есть в аптеке-музее сети «Целитель» в Селятино, собиралось достаточно долго: какие-то экспонаты покупались у коллекционеров, антикваров, разыскивались по Интернету, целенаправленно искались во время путешествий по разным странам на блошиных рынках, а что-то даже делалось по специальному заказу.

Здесь собрана коллекция аптечной посуды: флаконы и пузырьки дореволюционной России; сосуды для хранения лекарств, многочисленные вариации весов, сделанных из разных материалов, с помощью которых аптекари отмеряли дозы выписанных пациентам лекарств; наборы разнообразных гирек, помогавших рассчитывать препараты до милли- и сантиграммов; разнообразные штангласы для лекарственных средств.

На стендах размещены аптечные рецепты царской России — индивидуальные этикетки-сигнатуры для каждого отпускаемого флакона с лекарством, на котором указывались данные врача и давались рекомендации по приему.

целитель4

У нас собраны 11 выпусков всех Фармакопей, выпущенных в России (всего их на сегодня вышло в свет 12 изданий, начиная с царского до настоящего времени). Это и «Курс Фармации» под редакцией В.А. Тихомирова (М., 1905 г.), и мн. др. Есть и копия Декрета о национализации аптек, подписанного В.И. Лениным.

Посетители так интересуются экспонатами, что пришлось повесить табличку «Не продается».

Валентина Владимировна, возвращаясь в наше время, хочу спросить, следили ли Вы за работой Первого съезда фармацевтов, прошедшего весной в Москве?

В.В.: Да, и думаю, такие встречи продуктивны. Один из вопросов, поднимавшихся на съезде, делать ли аптеку магазином, или все-таки остаться учреждением здравоохранения. Считаю, что аптека – это только учреждение здравоохранения. В аптеке должны работать специалисты. Мы против того, чтобы в супермаркетах продавали даже безрецептурные препараты.

Каковы Ваши аргументы против такой торговли?

Прежде всего, надо сохранить аптеку как единицу. Люди, если дело касается их здоровья, всегда доверяли именно аптекам. Я часто слышу от посетителей, что в магазин за лекарственными препаратами они не пойдут. Как без консультации специалиста покупать лекарства в магазинах? А соблюдение условий хранения? А правильная выкладка… Вместе с продуктами?

Были ли попытки купить Вашу сеть?

Да, были, но без наскока. Мы встречались с представителями одной известной аптечной сети. Хотелось посмотреть на людей. Но после того как я рассказала, что не смогу расстаться с местом, где проработала не одно десятилетие, вложив в него душу, попытки прекратились.

А как Вы относитесь к многочисленности аптек, зачастую дверь в дверь, в крупных городах? Что дает такая конкуренция?

В.В.: У нас в стране этот вопрос просто не регулируется. В советское время расстояние между аптеками не менее 500 метров должно было быть. Думали, что чем больше аптек, тем ниже цены. Но это не стало решением вопроса. Цены на лекарственные препараты растут каждый день. Ну, а чтобы быть конкурентоспособными, одного расположения рядом мало. Я спокойна за наше предприятие.

Каков ассортимент лекарственных препаратов в аптеках сети «Целитель»?

В.В.: У нас ассортимент широкого профиля. Работаем по дефектуре. Даже если мы не знаем, что за препарат требует посетитель (торговых наименований теперь огромное количество!), бывает и такое, то все равно находим, выходим на производителя. Например, достаточно дорогой препарат Каламин — от ветряной оспы для детей, бесцветная лечебная жидкость. Мы заказываем его напрямую у производителя на отпуск во всех предприятиях сети. Препарат пользуется спросом.

К тому же, замечу, одна из аптек «Целителя» имеет производственный отдел — единственный на весь район!

целитель1

Расскажите, пожалуйста, о посетителях Ваших аптек.

В.В.: У аптеки на Больничной улице постоянные посетители — это пожилые люди. Каждый идет к своему первостольнику. Мы делаем большие скидки владельцам социальных карт. На Цветочной аллее покупатели — продвинутая молодежь. Они приходят в аптеку с перечнем медикаментов в сотовых телефонах. Своими вопросами они иногда ставят в тупик, но мне интересно общаться с молодежью.

В нашей сети действует система доставки заказов (в микрорайоне обслуживания доставка бесплатная). Стараемся работать индивидуально с каждым покупателем.

А как относитесь к дистанционной торговле лекарствами?

В.В.: У нас не работает система интернет-заказов, но мы можем принять заявку по телефону, и при наличии всех препаратов в аптеке доставить этот заказ на дом.

Интернет-торговля, вообще, — это палка о двух концах. Мы уверены, что должно быть законодательно закреплено: если у вас есть лицензия на аптеку, то вы можете открыть интернет-аптеку. Чтобы человек был уверен в ее надежности. А чего только не продается сегодня в интернет-аптеках! Некоторые препараты даже запрещены к ввозу на территорию России!

Валентина Владимировна и Александр Георгиевич, кому бы вы с легким сердцем передали бы или доверили свое дело?

Мечтаем, чтобы наше дело перешло к сыновьям. Они уже сейчас помогают нам, участвуют в нашем бизнесе.

«Московские аптеки» желают вам удачи!

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024