Проблема "Как выжить самостоятельным аптечным предприятиям в условиях кризиса?" на сегодняшний день волнует многих руководителей.
В фармации не могут работать люди равнодушные, аптечные работники прекрасно понимают, что, даже являясь сотрудниками торгового предприятия, каким считается аптека, в первую очередь они остаются работниками здравоохранения.
Корреспондент МА пообщалась с заведующей аптечным предприятием ООО «Эликом», расположенным в районе «Текстильщики» Мариной Константиновной Студент, которая также подтвердила мысль о том, что в аптеку обращаются люди, когда им плохо, физически или психологически, и провизор должен помочь и поддержать – в кризис особенно важно доброе, человеческое отношение друг к другу.
Марина Константиновна! Расскажите, пожалуйста, когда открылась ваша аптека? Как начинала работать?
— В прошлом 2008 году нашему аптечному пункту «Эликом» исполнилось 5 лет – он была создана в 2003 году, а я здесь работаю с января 2007-го. В настоящее время в нашем коллективе, кроме меня, трудятся 5 фармацевтов и администратор. Когда аптечный пункт открывался, здесь было всего лишь 2 фармацевта и заведующая – Светлана Александровна Семенова, которая сама занималась заказами, приемом товара. Со дня основания предприятия в коллективе работает фармацевт Елена Алексеевна Прусакова. Начав здесь работать, я приняла много новых сотрудников. Знаете, рядом располагалось несколько аптечных предприятий, т.е. конкуренция была серьезная. Но на сегодняшний день не все смогли выжить, многие закрылись. Сначала у нас была одна касса, сейчас мы открыли вторую, чтобы не задерживать людей. Действительно, в нашем аптечном пункте много посетителей, но сотрудники справляются – коллектив у нас внимательный, вежливый. Могу с уверенностью сказать: у нас работают только опытные специалисты. «Эликом» знают, любят, многие приходят именно к нам, хотя аптека удалена от метро, и здесь нужна своя специфика работы.
И в чем же специфика работы вашей аптеки?
— Очень важно, что в аптечном пункте богатый ассортимент, можно выбрать препарат на любой кошелек – у нас есть как импортные, дорогие лекарства, так и отечественные. Учитывается и контингент людей, проживающих в районе. К нам часто приходят молодые мамы с детьми, очень много пожилых людей, которым нужно уделить больше внимания, чем остальным посетителям, выслушать, успокоить, иногда помочь прочитать рецепт или инструкцию. Зачастую приходят люди озабоченные, раздраженные, и нужно постараться помочь им обрести спокойствие. Поэтому сотрудникам аптеки нужно быть очень терпеливыми. Я считаю, что настоящий фармацевт должен очень любить людей, иначе невозможно работать!
Привлекаете ли вы население акциями, скидками?
— Конечно, в нашем аптечном пункте часто проходят различные акции, при покупке препаратов посетители получают подарки – это всегда приятно. Также мы предоставляем скидку 3% по «Социальной карте москвича», что немаловажно в нынешних условиях.
Что позволяет вашей аптеке эффективно работать?
— Очень важно, что наш аптечный пункт работает в дежурном режиме, а это, согласитесь, немаловажный фактор! Часто именно к нам направляют людей и из других районов города. За счет большого ассортимента мы удерживаем хорошие цены. Несмотря на то, что мы зарегистрированы как аптечный пункт, многие аптеки могут позавидовать тому перечню лекарств, который мы предоставляем – в наличии имеются все дозировки препаратов различных фирм, синонимы, аналоги, не говоря уже о богатом выборе косметики и парафармацевтики. Мы понимаем, какую роль сейчас играет Интернет в информационном обеспечении людей, поэтому данные о наличии препаратов в аптеке даем в фармсправку. Аптечный пункт «Эликом» расположен недалеко от поликлиники, поэтому многие врачи и медсестры сами приходят к нам за лекарствами и направляют пациентов. Мы не сотрудничаем с врачами напрямую, но свой авторитет зарабатываем каждодневным кропотливым трудом. Конечно, мы тесно общаемся с медицинскими представителями, знакомимся с новинками, появляющимися на фармацевтическом рынке, в аптеке проходят различные консультации, фармкружки, приветствуются всевозможные тренинги. Так, например, мы работаем с косметикой Vichy, наши специалисты получили достаточно серьезную профессиональную подготовку по косметике и могут дать профессиональную консультацию, предлагая продукцию этой компании.
Что Вы можете сказать о Надлежащей аптечной практике? Насколько важно качество обслуживания населения?
— После окончания ММА им. И.М. Сеченова я начинала свою трудовую деятельность в государственной аптеке рядовым фармацевтом. И сейчас могу с уверенностью сказать, что работа нашего коммерческого аптечного предприятия мало отличается от государственного. Человек, приходя в аптеку, должен получить любое выписанное ему лекарство или аналог. К сожалению, не секрет, что люди часто приходят без рецепта. Я думаю, что в будущем должна быть разработана серьезная система компьютерного учета данных пациента, при которой он в поликлинике будет получать назначение в соответствии с историей болезни, начиная с рождения. При выписке препарата очень важно брать во внимание все факторы – состояние здоровья, особенности организма, совместимость препаратов. А на сегодняшний день я могу гордиться моими сотрудниками, очень одаренными, внимательными специалистами, которые всегда могут дать грамотную консультацию и даже побыть психотерапевтами, поддержав больного человека психологически.
Сказывается ли нынешний кризис на работе?
— Конечно, сказывается. Но пересматривать ценовую политику в сторону увеличения мы не стали. На сегодняшний день мы продаем некоторые препараты по ценам, установленным до 1 января 2009 года. Поэтому переход на новую ценовую политику, исходя из увеличившейся закупочной стоимости, у нас происходит постепенно. Конечно, мы как хорошие хозяева рассчитываем свои средства, и если раньше я закупала товар с запасом, то сейчас беру небольшими партиями, наблюдаю за движением, планирую свои возможности так, чтобы не было отказов. Хочу заметить, что мы сократили количество закупаемых товаров, но это никак не отразилось на ассортименте аптечного пункта, а наш товарооборот увеличился. Согласитесь, можно взять 20 упаковок и продавать их в течение месяца, а можно взять 5 и продать за неделю, что разумно с точки зрения оборачиваемости средств. Конечно, многие делают переоценки в условиях кризиса, но мы работаем не с государственными, а с собственными штрих-кодами. Я думаю, что закрывать аптечное предприятие на учет в период кризиса – очень большая потеря. Поэтому мы оставили все, как есть, – и людям приятно чувствовать стабильность, и мы продолжаем работать.
Не замечаете, что падает покупательская способность?
— Я не могу сказать, что покупательская способность очень сильно упала. Да, люди стали чаще интересоваться и сравнивать цены, может быть, позволять себе меньше тратить на средства по уходу за кожей, волосами. Но на лекарствах же человек не может экономить, лечиться все равно необходимо. Жизнь продолжается, и люди должны помнить о том, что в аптеку нужно приходить не только за лекарствами, но и за витаминами, заниматься профилактикой своего здоровья. В нашем аптечном пункте всегда огромный выбор фиточаев, трав, минеральной воды. Также мы предлагаем богатый выбор косметических средств для женщин, мужчин, много товаров для детей и молодых мам.
Ваши отношения с дистрибьюторами не изменились?
— У нас сложились прекрасные отношения с дистрибьюторами, которые остались неизменными. Мы работаем с крупными поставщиками – «Протек», «СИА Интернейшнл», «Фармалайн», всегда стараемся вовремя оплачивать товар. В свою очередь, дистрибьюторы нас никогда не подводят, за что мы им очень благодарны! Такая двусторонняя оперативность помогает эффективно работать. Ведь отношения дистрибьютора и аптеки – это работа с людьми, грамотное выстраивание взаимоотношений и постоянный диалог!
Каковы ваши планы на будущее?
— Работать дальше! Да, сейчас много говорят о том, что весь мир переживает кризис… Но ведь мы этого изменить не в силах. Что мы можем? Помогать людям, так как наша аптека держится на плаву не только благодаря хорошему ассортименту, но и внимательному отношению к посетителям. Очень важно выстроить взаимоотношения между людьми, ведь в нашем коллективе – один за всех и все за одного!