С момента начала работ по формированию общего рынка лекарственных препаратов (ЛП) на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС) наблюдается устойчивый рост заявлений на приведение в соответствие с общими требованиями Союза регистрационных досье ЛП, зарегистрированных по правилам государства-члена.
Отмена национальной регистрации во многом привела к пересмотру всего вектора регуляторного движения. Многие заявители справедливо оценили нецелесообразность рассеивания своих временных, трудовых и финансовых ресурсов на несколько регуляторик и больше времени стали уделять переходу на общий рынок.
С начала 2022 года дешевле и проще стало вносить ряд изменений в регистрационное досье одновременно с приведением его в соответствие. В апреле 2023 года началось внедрение внесения уведомительных изменений по союзным процедурам, а в декабре того же года вступили в силу изменения в Правила регистрации и экспертизы ЛП, упрощающие процедуру приведения регистрационных досье в соответствие с требованиями общего рынка. Таким образом, целый комплекс мер на каждом временном участке приводил к росту популярности этой процедуры. Однако важно отметить, что воспользоваться упрощенным порядком можно лишь в случаях, когда в заявлении указаны только те страны, где препарат уже ранее был зарегистрирован, то есть процедура не предусматривает расширение географии.
О том, насколько активно идет процесс и каковы первые результаты внедрения упрощенной процедуры приведения в соответствие для отечественного производителя ЛС, говорилось на площадке Научно-практической конференции «РегЛек 2024».
Как рассказала начальник контрольно-организационного Управления ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России Екатерина Рычихина, в России из почти 13,5 тыс. уже зарегистрированных ЛП примерно половина приведена или находится в процессе приведения в соответствие с едиными требованиями. Почти все заявители отмечают простоту процедуры и высокий процент положительных исходов.
По словам начальника отдела регистрации московского представительства «Озон фармацевтика» Светланы Семеновой, с моментаполучения в 2019 году первого в стране РУ по правилам ЕАЭС (по результатам приведения в соответствие регистрационного досье по процедуре взаимного признания) к текущему моменту компания привела в соответствие свыше 240 РУ. Еще свыше 30 досье находится на экспертизе по процедуре приведения в соответствие и примерно столько же на экспертизе по процедуре регистрации по правилам Союза.
Вся работа по подготовке и подаче документов разделена в компании на 4 этапа. На подготовительномэтапепроисходит общая оценка досье, выявление отличий, определение стратегии по приведению в соответствие, оценка необходимости внесения изменений (до приведения соответствия или параллельно ему), перехода на листок-вкладыш, проводится работа с производителями АФС по предоставлению необходимых документов.
На следующем, основном этапе работы, осуществляется подготовка и формирование документов для регистрации досье, оценка их корректности и соответствия, внутреннее согласование утверждаемых документов, перевод и т.д. Как отметила С. Семенова, это самый трудоемкий и финансово затратный этап.
На заключительном этапе происходит формирование заявления и электронного досье, перевод в XML формат и валидация, а на четвертом, регуляторном этапе — все работы, связанные с обработкой ответа, поступившего из регуляторного органа.
Как подчеркнула С. Семенова, за счет сокращения числа обязательных документов первого и третьего модулей существенно уменьшается общий объем досье, количество возможных ошибок в документах, число необходимых переводов, а также финансовые затраты в целом.
С. Семенова рассказала: «Подводя итоги первого опыта, следует отметить, что срок основного этапа сократился на 1,5-2 месяца, снизилась трудоемкость подготовки досье, удалось существенно сэкономить на переводах документации (3-9 млн. руб. в среднем на 10 досье). Сроки проведения экспертизы за счет повторных запросов со стороны регулятора могут увеличиться, но сам факт снижения риска отказа в приведении в соответствие для предприятия является более значимым».
С учетом того, что ряд необязательных разделов впоследствии все равно придется представлять, руководством компании было принято решение не исключать из состава досье информацию, относящуюся к разделу 3.2.Р (Лекарственные препараты) и 3.2.А (Дополнительно). В отношении разделов, касающихся эффективности и безопасности ЛП, на данном этапе компания также предоставляет модули 2, 4 и 5 в полном объеме, поскольку эта информация может потребоваться в дальнейшем для регистрации ЛП в других странах в случае расширения географии.
С. Семенова сделала вывод: «Такое решение позволило иметь унифицированный формат для всех досье — и до внедрения упрощенной процедуры, и после нее, но при этом не сказалось на общем сроке подготовки досье ввиду того, что степень сложности и срок подготовки этих документов в нашей системе не является лимитирующим. Влияние упрощенной процедуры на сам жизненный цикл препарата оценить в полной мере можно будет позже, при последующем внесении изменений или подтверждения регистрации. Пока же это своеобразная «серая» зона. В отношении препаратов, обращение которых планируется только на территории РФ, мы оцениваем риски как минимальные».
Одним из вопросов, взволновавших участников, стал предельный срок подачи документов на регистрацию по упрощенной процедуре, особенно если препарат регистрируется не только в России, но и в других государствах ЕАЭС. Как известно, между РФ и другими странами-членами ЕАЭС наблюдается колоссальный разрыв в темпах приведения в соответствие. Так, по словам, заведующего сектором по вопросам ЕАЭС управления экспертизы лекарственных средств Департамента лекарственных средств и медицинских изделий при Минздраве Кыргызской Республики Акжолтой Болотбековой, в Кыргызстане на 1 апреля 2024 года поступило всего 240 заявлений и выдано 66 РУ в рамках упрощенной процедуры.
А. Болотбекова подчеркнула: «По национальной процедуре в стране зарегистрировано 6570 наименований, а по процедуре ЕАЭС — всего 96 или 1% от общего национального реестра ЛП. К сожалению, эта цифра настолько мала, что мы бьем тревогу, поскольку 31 декабря 2025 года истекает действие всех РУ, выданных по национальным процедурам. На текущий момент национальная процедура у нас не действует, и мы ждем принятия решения Советом ЕЭК, которое позволит нам продлить национальную процедуру еще на 1 год».
Однако не все участники дискуссии посчитали целесообразным продление процедуры приведения в соответствие. Вместо этого прозвучало предложение о внесении изменения в Решение 78 ЕЭК, и в качестве приведения в соответствие такой процедурой считать инициацию, то есть подачу заявления в референтное государство. Подобный шаг можно считать аналогией подтверждения регистрации, когда РУ будет действовать до окончания самой процедуры, что даст дополнительное время заявителям закончить процедуры в странах признания и тем самым не оставить рынки без лекарств.
По материалам сессии «Упрощенная процедура приведения в соответствие. Первый опыт» в рамках Научно-практической конференции «Регуляторная практика и регистрация лекарственных средств» — «РегЛек 2024»
Источники:
Рычихина Екатерина Михайловна, начальник контрольно-организационного управления Федерального государственного бюджетного учреждения «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России), кандидат биологических наук
Семенова Светлана, начальник отдела регистрации московского представительства группы компаний «Озон Фармацевтика»
Болотбекова Акжолтой Болотбековна, и.о. заведующего сектором по вопросам ЕАЭС Управления экспертизы лекарственных средств Департамента лекарственных средств и медицинских изделий при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики