Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 03:54
18+

Удар ниже пояса. Эректильная дисфункция

На самые актуальные вопросы о мужских проблемах отвечает Армаис Камалов, д.м.н., президент организации «Мужское здоровье», вице–президент Российского общества урологов, главный уролог Департамента здравоохранения г. Москвы.

Для любого мужчины полноценный секс очень важная составляющая его здоровья. К сожалению, сегодня все чаще сильный пол ощущает свою несостоятельность в постели и все моложе возраст, когда секс перестает быть радостью. К счастью, мужчины уже не стесняются этой проблемы и начинают обращаться к врачам. Свои жалобы они озвучивают как «импотенция» или «слабость половой функции».

—Правильно говорить «эректильная дисфункция» (ЭД). Поскольку это название отражает весь комплекс проблем, с которыми сталкиваются мужчины, и убирает слово «слабость». Оно здесь неуместно: нарушение половой функции не признак слабого мужчины. ЭД — это одно из самых распространенных мужских заболеваний, симптом, который может подсказать врачу: у мужчины есть другие, более серьезные проблемы со здоровьем.

При каких болезнях происходит снижение потенции?

УрологКамалов

— 20 лет назад многие врачи считали, что ЭД не что иное, как психогенное заболевание. На самом деле, по этому ведомству лишь 30% случаев, а 70% — это органические нарушения, прежде всего, сосудистые. Например, у 20% пациентов урологи первыми выявляют диабет второго типа, заболевание, которое, казалось бы, не имеет отношения к эрекции. Пациенты не торопятся на диспансеризацию, но приходят к урологам с жалобами на половую дисфункцию. По существующему алгоритму врач обязан проводить определенные исследования, которые и обнаруживают проблемы по части эндокринологии, хотя мужчины и не подозревают о том, что у них диабет, причем в очень запущенной форме.

Но почему первый сигнал подается от органа ниже пояса?

— Потому что сосуды полового члена значительно уже, чем сердечные и те, что снабжают головной мозг. ЭД можно рассматривать как некий барометр здоровья мужчины, подсказку: развился диабет, появился гиподинамизм (снизилась секреция мужских гормонов, что влечет за собой ожирение), есть атеросклероз, а в будущем возможны инфаркт, инсульт и др. проблемы. Но кто из мужчин обращает внимание на уровень холестерина в крови?

Скорее он побежит за спасительными таблетками для поднятия эрекции, которых сегодня развелось немало. Как урологи относятся к этим средствам?

Мы, врачи, за то, чтобы появлялось как можно больше эффективных препаратов. Это повышает диапазон оказания медицинской помощи. Но беда в том, что в этой ситуации мужчина уповает только на самолечение, которое на самом деле убивает на корню возможность излечения десятков тысяч наших граждан. Почему это происходит? Человек верит рекламе: «Я выпью таблетку — тут же наступит мгновенная эрекция». А препарат не действует. Мужчина впадает в депрессию: «Все очень плохо, раз уж супертаблетка не помогает». Дальше — больше: он нервничает, его мучают мысли, что он несостоятелен как мужчина, избегает встречи с женщиной, становится замкнутым. Жена думает: «У мужа кто–то появился, раз я ему не нужна». В семье назревают конфликты. А между тем сегодня у врачей есть реальные возможности помочь в возникшей ситуации.

Но мужчины предпочитают лечиться у аптечных киосков, в лучшем случае спросят совета у аптечного провизора.

— Конечно, работник аптеки может предложить покупателю лекарство, повышающее потенцию. Но порой это препараты, которые не проходили серьезных клинических испытаний. И даже если средство стоящее, только уролог понимает, что помимо него пациенту нужно как минимум 5 препаратов еще — сахароснижающие, нормализующие уровень холестерина в крови и прочие-прочие. Ведь основное заболевание прогрессирует. Рано или поздно и таблетка не будет помогать, и человек может просто умереть. К тому же у этих препаратов немало противопоказаний. Именно поэтому лечение ЭД — прерогатива врача.

Я призываю всех мужчин после 50 лет (а лучше после 40) хотя бы раз в год — даже если ничего не беспокоит — прийти на профилактический осмотр к урологу. Провериться на заболевания предстательной железы и урогенитального тракта. Сегодня могут быть еще скрытые формы течения болезни, а завтра им — увы! — суждено бурное развитие.

Ох, и любят врачи стращать пациентов…

— Я не хочу запугивать мужчин. Я хочу их убедить. Вы неправильно понимаете престиж как таковой. Не в красивой дорогой машине сила мужчины. Престижно быть здоровым. Посмотрите, мужчины в России умирают в 54–60 лет. В Японии, стране, которая перенесла столько катаклизмов, в т.ч. и ядерные взрывы, средняя продолжительность жизни мужчины — 85–87 лет, а наши соотечественники не доживают до пенсии. Во многих европейских странах медики всерьез озабочены тем, как обеспечить мужское здоровье в тюрьмах. Российские мужчины выглядят жутко на этом фоне. «Я хочу пить, курить, переедать, но при этом дайте мне крепкую эрекцию, я хочу быть мужчиной, у которого все в порядке с женщиной» — ни один доктор не сможет помочь такому пациенту.

Надо законодательно принять такой акт, по которому работодатель отвечал бы за здоровье своего сотрудника. Я имею в виду обязательную диспансеризацию. Нужно, чтобы шеф говорил подчиненному: «Фирма не может продлить с тобой контракт, пока ты не пройдешь диспансеризацию». Странно некоторые мужчины устроены: за ежегодный ТО своего автомобиля им не жалко 20 тыс. руб. выложить, а на себя любимых потратиться «жаба душит». А между тем человек со здоровым уровнем тестостерона добьется в жизни гораздо большего.

Не опасно ли состояние, когда пациент подсаживается на препарат, поскольку понимает: без него эрекция уже невозможна?

— Оставаясь без уролога, человек может прибегать лишь к БАД. Когда же он обращается к доктору, у него расширяются возможности лечения.

Многие пациенты, действительно, считают, что безопасным лечение может быть только БАД, а на остальные препараты можно подсесть как наркоману на иглу. Но, во–первых, препарат действует на время его нахождения в организме до момента его выведения. Во–вторых, опасаться того, что привыкнешь к лекарству, не стоит, поскольку другого варианта порой нет. Есть так называемая дебютная форма ЭД у молодых людей, у которых и нет никаких органических проблем. Просто иногда половой акт происходит не в тех условиях, при которых должен случиться первый сексуальный опыт. Мужчина терпит неудачу, порой выслушивает неприятные слова от женщины. И у него появляется «бзик» — теперь он боится очередной неудачи.

Вовремя назначить препараты такому мужчине — эрекция вернется, психологические препоны уйдут, он начнет верить в себя. А рано или поздно от этих таблеток можно будет отказаться.

Чем раньше прописать препарат — тем больше шансов, что дальше мужчина сможет обходиться без него. Конечно, только в том случае, если нет какой–то органической составляющей. Препарат, повышающий потенцию, действует как симптоматический препарат. Его можно сравнить с анальгином, который вы выпиваете при головной боли. Это не значит, что завтра голова не будет болеть. То же самое и с препаратами для поднятия эрекции. Кому–то уролог назначает на протяжении остатка жизни, но при этом прописывает лекарства, которые борются с заболеваниями – виновниками в ЭД: снижают холестерин, помогают избавиться от лишнего веса, восстанавливают гормональный статус.

А это не опасно — мужчинам принимать гормональные препараты?

Сегодня многие женщины, особенно за границей, достигнув менопаузы, находятся на заместительной гормонотерапии (ЗГТ). Комбинированная гормональная терапия нужна и мужчинам при ЭД, и при снижении уровня тестостерона. Эффективность таких средств выше, чем при монотерапии. Самый простой домашний тест на недостаток тестостерона — измерить окружность живота. Если она больше 94 см, значит, в организме недостает тестостерона, и мужчине следует наведаться к врачам.

Благодаря кинематографу люди осведомлены, что голубые таблетки для поднятия эрекции нельзя сочетать с сердечными препаратами. От каких небезобидных соединений должен отговорить покупателя аптекарь?

Насколько корректно фармацевту спрашивать в аптеке покупателя, какие препараты он принимает? А вдруг покупатель еще ни разу не обследовался?

ЭД нельзя вылечить одной таблеткой, надо узнать причину недуга. Аптекарь должен первым делом спросить: «А вы были у врача? Тогда принесите рецепт».

Но если человек уже принимает назначенные врачом препараты и сам купил таблетку для эрекции, он должен быть осторожен при приеме гипотензивных средств (прописанных при повышенном давлении). Эффект от такого сочетания — страшен, вплоть до коллапса. Есть лекарства, от которых происходит нарушение цветоощущения, поэтому их запрещается использовать водителям. Будет ли фармацевт интересоваться у покупателя, кем он работает? Пусть он придет к врачу — доктор с этим разберется.

Есть препараты, которые могут привести к снижению эректильной функции?

— Препараты, вызывающие нарушения потенции, назначают по жизненной необходимости. Например, бета-блокаторы, которые прописывает кардиолог. Но продолжать принимать препараты или назначить им замену — решает врач.

Половой акт — это серьезная нагрузка. Есть особая форма стенокардии, которая возникает во время коитуса. В эти минуты в мужском организме вырабатываются эндорфины, он впадает в возбуждение и не ощущает боли. Закончился половой акт, а человека больше нет.

Поэтому кардиологи очень точно оценивают степень стенокардии и не разрешают заниматься сексом тому, для кого половой акт — чрезмерная нагрузка.

А случается ли прямо противоположная ситуация, когда другие болезни позволяют заподозрить, что у мужчины не все в порядке с эрекцией?

— Чаще всего пациенты приходят к нам от кардиолога, который обязательно спросит на приеме: «А как у вас дела с эрекцией?» Хотя и встретит непонимание пациента: «При чем здесь половая функция, у меня сердце болит». Но 40% мужчин, которые страдают ЭД сегодня, через 3–4 года имеют ишемическую болезнь сердца.

Но хватит ли у терапевта или того же кардиолога времени и желания расспросить обо всем?

— Увы, не всегда. В московской районной поликлинике врачу отведено 7 минут на консультацию, за которую государство платит доктору 64 руб. Причем врачам недостает не только времени и мотивации, но и знаний. Именно для взаимосвязи с врачами других специальностей — эндокринологами, кардиологами, терапевтами, неврологами — мы создали междисциплинарное общество «Мужское здоровье», члены которого должны строго соблюдать алгоритмы для обследования пациентов.

Сейчас в Москве начнет работать образовательная программа по урологии для терапевтов. Подобные проекты уже существуют в Екатеринбурге, в Пензенской и Ростовской обл. Надеемся, эффект будет такой же, как от программы «Раннее выявление заболеваний предстательной железы», начатой в столице с 2002 г. Сегодня к кому бы из врачей (хоть к окулисту и лору) ни пришел мужчина старше 50 лет — его направят на анализ для исключения рака предстательной железы.

Модернизация здравоохранения должна заключаться не только в том, чтобы купить оборудование. Деньги нужно тратить на врача, который принимает по 20–30 пациентов в день и просто не знает, как подойти к аппарату стоимостью в миллионы рублей. Он ведь еще и институт окончил 20 лет тому назад и ни разу с тех пор не повышал квалификацию на специальных курсах.

Мне кажется, есть еще одна беда: мужчины очень стыдливая публика.

— Это так. Мы в свое время делали горячую линию по проблемам ЭД. Удивительно, человек не решается прийти к врачу и открыто заявить о своей проблеме. А в телефонном разговоре анонимно спрашивает о том, о чем боится поинтересоваться у врача напрямую. Поэтому в идеале мужчина, оказавшись в поликлинике, первым делом должен зайти в «Кабинет мужского здоровья», где не будет в очереди женщин и детей, где он без стеснения может и захочет говорить о своих проблемах.

Тому в помощь — электронная запись на прием. Ведь есть кабинеты женского здоровья, женские консультации. Почему не должно быть мужских консультаций?! Сегодняшняя демографическая проблема не может быть решена без заботы о здоровье мужчин.

Какие задачи ставит сейчас перед урологами организация «Мужское здоровье?

— В России наше общество организовано прежде, чем в Европе и Америке. Но сейчас мы хотим повторить опыт тех стран. Минздрав дает профессиональным сообществам большие права для саморегулирования. Например, сертификация врачей ляжет на общественные организации. Попробуйте в Америке получить лицензию без ходатайства общества! Так же будет устроено и у нас: не будешь членом профессиональной организации — значит, не будешь урологом. Общественные профильные медицинские общества создадут некие единые правила игры для всех: лечить по определенному алгоритму и с использованием самых последних научных достижений.

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024