Приложение АптекаМос

Телемедицина: от новинки к практической пользе

Телемедицина: от новинки к практической пользе
20 августа 2019

В прошлом году у граждан появилась возможность пользоваться телемедицинскими консультациями не только за свой счет и по ДМС, но и в рамках программы обязательного медицинского страхования (ОМС). Однако число тех, кто предпочел онлайн-обращение очному приему врача, пока невелико.

Кроме того, из-за проблем с реализацией телемедицины возникает парадоксальная ситуация: в регионах потребность в таком виде помощи выше, но условия для ее оказания есть не везде, зато в крупных городах, где недостатка больниц и поликлиник не наблюдается, жители охотно прибегают к телемедицине.

Без энтузиазма никуда

По мнению экспертов, есть две основные причины того, что телемедицинские консультации пока не стали простыми и доступными – это недостаток необходимой инфраструктуры и взаимодействия с цифровыми сервисами и отсутствие тарифов ОМС, которое не позволяет в полной мере развивать телемедицину в регионах. По словам директора ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Натальи Мокрышевой, аудит 20 регионов, проведенный специалистами Центра, показал, что многие из них не готовы к внедрению телекоммуникаций. На это влияет не только материально-техническая оснащенность, но и проблема кадров и человеческий фактор. Если в клиниках нет энтузиастов, которые готовы взаимодействовать с коллегами с помощью телекоммуникаций – участвовать в консилиумах, разбирать сложные случаи, советоваться, то развитию телемедицины не помогут ни новейшее оборудование, ни достаточное финансирование.

Есть места, где тарифы на виртуальный прием врача уже разработаны. Например, в ЯНАО стоимость консультации составит 1600 руб., в Краснодарском крае – 410 руб., а в Свердловской обл. – 685 руб. Однако в тарифном соглашении регионального ТФОМС не указано, что именно входит в данную услугу. Удивительно, но в Москве и Санкт-Петербурге, где телемедицинские консультации популярны, тарифы для них пока не созданы.

Также для полноценного проведения телемедицинских консультаций во всех регионах страны необходима полноценная цифровая инфраструктура, например, Единая государственная информационная система здравоохранения (ЕГИСЗ), которую планируется внедрить в ближайшие годы.

Все это приводит к тому, что сейчас телемедицина доступна по большей части в рамках пилотных проектов или в некоторых крупных профильных учреждениях.

Например, в ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" проходит дистанционный мониторинг пациентов с сахарным диабетом и другими эндокринными заболеваниями.

Телемед300

Наталья Мокрышева считает, что в отличие от очного приема врачу бывает сложно составить точное впечатление о пациенте по телеконсультации, поэтому они носят, прежде всего, рекомендательный характер и не отменяют последующего обращения к специалисту, однако могут использоваться для корректировки лечения и назначения дополнительных обследований.

Пациенты доверяют здоровье человеку

По мнению руководителя Ассоциации разработчиков и пользователей искусственного интеллекта Бориса Зингермана, из-за того, что телемедицина по-прежнему воспринимается как особое направление, а не компонент в системе медицины, она не может в полной мере реализовать свой потенциал. Вместо этого она требует от врачей больше времени, которого у них и так не хватает, и отвлекает от основной работы. Проблему кадрового дефицита в нашей медицине она при этом не решает. Однако телемедицина требуется пациентам и руководству медучреждений, но ее полноценное внедрение тормозят недоработки и пробелы в законодательстве.

Эксперт также отметил, что программы искусственного интеллекта, способные к самообучению, все равно не смогут заменить врача. Это особенно заметно при взаимодействии с чат-ботами и голосовыми помощниками, которые не всегда понимают даже простые вопросы.

К телемедицине через Госуслуги

Генеральный директор медицинской компании "Доктор рядом" Денис Швецов полагает, что сделать телемедицину доступнее можно с помощью создания системы дистанционных консультаций в пилотном режиме на базе сайта Госуслуг. Пользователи смогли бы записаться к нужному врачу и получить его консультацию в режиме онлайн. Это дало бы возможность нашим организаторам здравоохранения посмотреть, насколько такая услуга будет востребована, и выявить ее эффективность для граждан. Благодаря такому подходу телемедицина не на словах, а на деле станет ближе к людям.

Эксперт добавил, что в клиниках "Доктор рядом" ежемесячно проходит всего 5-6 тыс. дистанционных консультаций, несмотря на то, что этой услугой могут воспользоваться 5 млн. человек. Но это не означает, что телемедицина им не нужна – пациенты не всегда знают о том, как пользоваться данной услугой и в каких случаях к ней нужно прибегать.

Денис Швецов подчеркивает, что пациенты зачастую предпочитают записываться на очный прием или вызывать врача на дом. Мешает полноценной реализации телемедицинских консультаций и разрозненная система: например, врач, консультирующий дистанционно, не может закрыть электронный больничный или выписать электронный рецепт. Из-за этого пациенты предпочитают обращаться к врачу очно, потому что в большинстве случаев им приходится делать это после телемедицинской консультации.

По материалам конференции "Телемедицина 2019", организованной конференционным центром "Событие"

Источник: Ирина Обухова, журналист 

Все статьи и новости АптекаМос >>