Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 02:46
18+

Телемедицина: что мешает ее развитию?

Телемедицинские консультации стали доступны в рамках ОМС в прошлом году, однако сегодня ими пользуется меньше пациентов, чем предполагалось. Виной этому, считают эксперты, недостаток необходимой инфраструктуры и взаимодействия с цифровыми сервисами.

Из–за этого регионы, где потребность в дистанционных консультациях выше, чем в крупных городах, не могут в полной мере обеспечить ими пациентов. Поэтому сейчас телемедицина доступна по большей части в рамках пилотных проектов или в некоторых крупных профильных учреждениях.

Один из таких проектов — дистанционный мониторинг пациентов с сахарным диабетом и другими эндокринными заболеваниями — сейчас проходит в ФГБУ "НМИЦ эндокринологии". По мнению главного врача Натальи Мокрышевой, для полноценного проведения телемедицинских консультаций во всех регионах страны необходима полноценная цифровая инфраструктура, например, Единая государственная информационная система здравоохранения (ЕГИСЗ), которую планируется внедрить в скором времени. Она также добавила, что по телеконсультации врачу бывает сложно составить точное впечатление о пациенте, в отличие от очного приема. Поэтому такие консультации носят прежде всего рекомендательный характер и не отменяют последующего обращения к специалисту, однако могут использоваться для корректировки лечения и назначения дополнительных обследований. Чтобы пациент был уверен, что его консультирует квалифицированный врач, необходимо ввести обязательную электронную цифровую подпись.

Борис Зингерман полагает, что развитие телемедицины тормозят проблемы с регуляторикой, неясность с оплатой консультаций и слабое желание врачей сотрудничать. Эксперт добавил, что подобные тенденции наблюдаются и в других странах.

ПОМОЩЬ С НЕОЖИДАННОЙ СТОРОНЫ

Оказывается, в развитие телемедицины может внести свой вклад такая организация, как "Почта России". Заместитель генерального директора по стратегии и государственному регулированию ФГУП "Почта России" Ярослав Мандрон напомнил, что почтовые отделения работают почти на всей территории России, причем даже в самых маленьких и отдаленных населенных пунктах, где кроме почты может отсутствовать другая инфраструктура. При этом все они имеют стабильный доступ в Интернет, что позволит использовать почтовые отделения в качестве инфраструктуры для медицинских проектов в рамках ОМС и частных медицинских услуг.

По словам Мандрона, уже есть положительный опыт сотрудничества организации с региональными министерствами здравоохранения, которые испытывают не только дефицит медработников, но и не всегда обладают полной информацией о состоянии здоровья граждан, особенно жителей маленьких и отдаленных населенных пунктов. Важно, что для сбора этих данных медицинского образования не требовалось, поэтому было решено доверить эту задачу предварительно прошедшим обучение почтальонам.

Специалисты НМИЦ им. В.А. Алмазова подготовили опросник, позволяющий узнать общую информацию о здоровье человека и на основе его образа жизни выявить факторы риска и возможные проблемы. Приходя в дом к адресату, почтальоны предлагали ему заполнить опросник. Удивительно, но никто не отказывался!

Пилотные проекты уже успешно завершились в Новгородской и Костромской обл., и теперь "Почта России" надеется реализовать их в Ульяновской и Самарской обл.

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗ ПЕРВОГО МЕДА

Закон о телемедицине также предусматривает понятие телемедицинского стационара на дому. Сегодня развитием данного направления занимаются в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова. Директор Института цифровой медицины Георгий Лебедев рассказал, что в настоящее время на базе прикладной цифровой платформы дистанционного наблюдения за состоянием здоровья идет разработка модулей по направлениям "Гинекология", "Урология" и "Паллиативная помощь". Новые информационные системы научат ухаживающих правильно оказывать помощь пациенту, а лежащие в их основе искусственные нейронные связи создадут систему наблюдения за сиделками и оценят их действия. Врачам они предоставят возможность дистанционно отслеживать состояние пациента и оперативно корректировать назначения.

УВЕЛИЧИТЬ ДИСТАНЦИЮ — СЭКОНОМИТЬ ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ

Управляющий продуктом ДМС СПАО "РЕСО–Гарантия" Борис Болдырев поделился опытом реализации телемедицинских консультаций в рамках добровольного медицинского страхования. Возможность получить дистанционную консультацию появилась у клиентов компании, оформивших полис медицинского страхования, в 2016 г. Чаще всего полис ДМС с этой возможностью приобретают люди в возрасте 28–35 лет, т.е. те, кто уже достиг определенного уровня жизни, обзавелся семьей и начал больше времени уделять здоровью.

Активнее всего новой услугой пользуются в регионах — 37%, на один процент им уступает Москва, 17% — Московская обл., в Санкт-Петербурге — 9%. Меньше всего интересуют телемедицинские консультации тех, кто живет за рубежом, а также жителей Ленинградской обл. — их доля в статистике всего 1%.

После терапевта и педиатра самыми востребованными специалистами для клиентов "РЕСО–гарантия" стали невролог, эндокринолог, аллерголог–иммунолог и гастроэнтеролог. Как отмечает эксперт, консультации позволяют клиентам сэкономить: например, прохождение 50 дистанционных консультаций с врачом помогает сохранить в среднем 100 тыс. руб.

ЧТО СКАЖУТ КЛИНИКИ?

Несмотря на возникающие время от времени пессимистичные прогнозы о потере у клиник интереса к телемедицине, данное направление набирает популярность в частном сегменте медицинских услуг. Положительным опытом внедрения телемедицинских консультаций поделился исполнительный директор медицинской компании "Доктор рядом" Денис Швецов. Специалистами клиники уже проведено около 20 тыс. дистанционных медицинских консультаций, а число пользователей сервисных пакетов и предоплаченных программ превысило 4 млн. Эксперт уверен, что в 2019 г. на телемедицинский рынок выйдет еще больше клиник, что приведет к конкуренции и повышению требований к игрокам.

К числу условий, необходимых для успешного развития телемедицинских консультаций в клинике, Швецов отнес не только желание руководства и персонала развивать данное направление и наличие необходимых для этого технологий, но и умение чувствовать потребности пациентов.

По материалам бизнес–бранча "Телемедицина 2019. Вызовы и перспективы", ИД "Коммерсантъ"

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024