Никоретте, Микролакс, Тизин
25.01.2025 05:44
18+

Те, кто работает за первым столом, — это зеркало аптеки

Пройдя небольшим тихим сквером, разделяющим два выхода из станции метро "Красные Ворота", вашим глазам откроется красивое асимметричное здание в стиле ар–деко Центральной поликлиники ОАО "РЖД", где с торца вы увидите зеленый крест и вход в аптеку.

Соблазн зайти велик, тем более приятно, что там вас встречают вежливые, внимательные и терпеливые к самым требовательным посетителям сотрудники аптеки. Сегодня МА в гостях у заведующей аптекой Наталии Ивановны Шимохиной, состоявшегося профессионала, провизора высшей категории, влюбленного в свою работу, для которой аптека — второй дом.

Что вам дает ведомственное подчинение?
— Конечно, прежде всего, наша аптека сейчас является структурным подразделением Центральной поликлиники ОАО "РЖД", лечебного учреждения высокого уровня и богатых, почти вековых традиций. Ведомственное подчинение, в первую очередь, пробуждает чувство гордости от того, что работаешь в такой огромной корпорации и сопричастен столь важному делу, как сохранность и забота о здоровье большой армии работников российских железных дорог, и, конечно, повышенную персонализацию ответственности за качество выполняемой работы. Ведь в аптеке все должно быть lege artis, тем более, когда клиенты постоянные и уже почти как родные.

Ну и, конечно, мы как московская аптека общего профиля работаем с учетом требований федерального и регионального законодательств и плюс к этому – ведомственных приказов и внутренних приказов центральной поликлиники. В аптеке действуют скидки на препараты как для сотрудников ОАО "РЖД", так и всех клиентов поликлиники в размере 3 и 5% соответственно.

Расскажите о сотрудничестве с врачами ведомственной поликлиники.
— Сотрудничество с врачами ведомственной поликлиники — значимая часть нашей работы. Каждое утро по внутренней сети на рабочее место каждому врачу мы предоставляем ежедневно обновляемую полную, достоверную информацию о наличии, остатках и стоимости препаратов в аптеке.

Часто советуемся с нашими врачами при заказе товара в аптеку, оперативно реагируем на их заявки, делаем замену отсутствующих препаратов аналогами в пределах своей компетенции, при необходимости консультируем, а также решаем вместе все возникающие вопросы по работе. Как говорится, с врачами работаем в тесном контакте. Своевременное обеспечение лечебного процесса гарантированно качественными лекарственными препаратами – существенное условие успешной терапии.

Почему Вы выбрали фармацию? Что можете сказать о своей работе? Поделитесь секретом, столько лет работать в фармации — это сложно?
— Меня всегда привлекали химия и медицина. После школы, правда, я выбрала редкую специальность — инженера химика–технолога биологически активных соединений и по окончании института сначала работала в издательстве реферативного журнала в разделе "Химия лекарств", но волею судьбы оказалась в аптеке в должности химика–аналитика и поняла, вот оно, мое любимое дело — фармация!

Переучилась, а точнее доучилась на провизора, и продолжаю с удовольствием совершенствовать свои знания. Работала в аптеке практически на всех участках — провизором первого стола, химиком-аналитиком, провизором–информатором, заместителем директора аптеки по закупкам, коммерческим директором. Я считаю свою профессию очень мудрой и люблю во всех ее ипостасях. Меня радует, что и сын, и дочь в выборе профессии пошли по моим стопам. Именно в этой аптеке я работаю уже 15 лет. И, конечно, не всегда было легко.

Самые трудные и сложные моменты — это, пожалуй, ремонты, реконструкции, автоматизация и многочисленные реорганизации. Такое время — время перемен. И хотя перемены чаще позитивные, однако не дают нам скучать, напротив, еще и стимулируют ответственность перед покупателями и перед самими собой. В аптеку редко приходят работать случайные люди, в основном здесь работают знатоки своего дела. Так что преодолеваем возникающие трудности вместе — всем коллективом, с оптимизмом глядя в будущее.

Познакомьте нас, пожалуйста, с коллективом аптеки. Какие качества, на Ваш взгляд, необходимы первостольнику?
— Коллектив аптеки замечательный! В основном это провизоры и фармацевты с опытом работы, ответственные и болеющие за свое дело люди. Каждый на своем месте — мастер. Я дорожу каждым из них. Мой заместитель Ольга Александровна Жаринова работает в этой аптеке с 1987 г., сразу после окончания фармучилища №10. Это чрезвычайно грамотный, ответственный и очень обаятельный сотрудник, который занимается вопросами снабжения аптеки. На ее хрупких плечах груз большой ответственности за оптимальность и целесообразность ассортимента лекарственных средств в аптеке. Ведь от этого во многом зависят популярность и экономический успех.

ржд_КОЛЛЕГИ

Начальник отдела готовых форм Вера Викторовна Савельева работает в аптеке с 1989 г.

Грамотный, педантичный, справедливый руководитель, она имеет большой авторитет у сотрудников своего отдела. А это именно те специалисты, которые работают за первым столом. У нас в аптеке это квалифицированные, грамотные специалисты с высшим (в основном) и средним специальным образованием, отзывчивые, терпеливые, исполнительные, честные, пунктуальные, имеющие огромный багаж знаний по фармакологии, фармакотерапии, а также хорошо подкованные в вопросах медицинской этики и психологии.

Хотелось бы упомянуть еще об одном сотруднике аптеки. Это Татьяна Павловна Осипова — специалист отдела "Оптика", работающая в нашей аптеке с 1968 г. Энергичный оптимист, бесценный консультант с огромным опытом работы, она обладает просто талантом убеждать.

И, пожалуй, самое главное в нашем коллективе то, что каждый сотрудник выполняет свою нелегкую, но престижную работу с удовольствием.

Как поднимаете уровень профессионализма фармацевтов?
— Безусловно, работники аптеки должны постоянно повышать свой профессиональный уровень, владеть актуальной информацией, совершенствуя свои знания и навыки. Это не только обязательная сертификация каждые пять лет, но и регулярно проводимые тренинги, так называемые фармкружки, по изучению новых лекарственных препаратов, нормативных документов, требований фармпорядка, фармакологии, фармакотерапии, мерчандайзингу. На них присутствуют провизоры, фармацевты, иногда и врачи. Фактически — это бесценный обмен опытом.

Опишите, пожалуйста, кто они — ваши постоянные покупатели.
— Прежде всего, они — люди — со своими вопросами, проблемами, тревогами, надеждой на понимание и помощь. Конечно, в основном это пациенты нашей поликлиники, но есть и другие постоянные клиенты. Это не только жители нашего района, но и других различных регионов, которые нам верят и приходят к нам. Ведь благодарные нам покупатели часто рекомендуют нашу аптеку своим знакомым и родным. Мы одинаково внимательно относимся ко всем. И очень приятно, когда из разряда случайно зашедших люди становятся нашими постоянными покупателями.

ржд_ЗАЛ

Поделитесь, пожалуйста, опытом: как действуете, если замечаете, что поведение покупателя неадекватное? Приходилось ли фармацевтам аптеки сталкиваться с мошенничеством со стороны покупателей?
— Может, нам везет, но такое встречается не часто. Стараемся нормализовать ситуацию силами дежурного администратора аптеки. Иногда бывает, что мы обращаемся в службу скорой помощи поликлиники или вызываем охрану — все зависит от ситуации. Когда в аптеку вваливается шумная компания людей, ведущих себя развязно по отношению к остальным посетителям, или не в меру агрессивный посетитель буйно требует лекарство, мы, конечно, воспользуемся тревожной кнопкой для вызова охраны! А если вдруг бабушке покажется, что ей неправильно отсчитали сдачу, — постараемся не только ее успокоить, но и вежливо объяснить, что это не повод, чтобы к нам больше не приходить.

На что Вы ориентируетесь, подбирая ассортимент?
— В первую очередь мы поддерживаем наличие в аптеке минимального аптечного ассортимента согласно распоряжению Правительства РФ №2724–р от 26.12.15.

И, конечно, ориентируемся на реальный спрос, который постоянно анализируется с помощью программы и работников первого стола. Плюс к тому – индивидуальные заказы покупателей и пожелания врачей поликлиники.

Сегодня популярность набирают сайты по поиску лекарств, аптеки имеют и собственную интернет–площадку, чтобы покупатель мог ознакомиться с ассортиментом, сделать заказ. Как Вы на это смотрите?
— Положительно. У нашей поликлиники есть сайт www.cprzd.ru и там имеется раздел "Аптека", где любой посетитель может ознакомиться с нашим ассортиментом, базовыми (без скидок) ценами, а также сделать заказ. Информация обновляется ежедневно.

Есть какие-то еще дополнительные услуги?
— Работа под заказ, т.е. оперативное обеспечение лекарственными препаратами не только по рецептам наших врачей, но также согласно индивидуальным заказам других посетителей аптеки.

Сейчас времена сложные, одно слово — "кризис". Люди, действительно, стали меньше покупать, выбирая более дешевые препараты? Ваши наблюдения…
— Мы сами тоже люди, иногда болеем, пользуемся услугами своей аптеки и выбираем порой… более дешевые препараты. Подбирая ассортимент аптеки, необходимо учитывать разные финансовые возможности покупателей, поэтому у нас в аптеке — препараты разного ценового уровня. Грустно порой смотреть на то, как покупатель вынужден себе иногда отказывать в полном комплексе лечения по экономическим причинам.

А дешевые препараты, к сожалению, не всегда бывают достаточно эффективны. Наука, как и жизнь, не стоит на месте, создаются новые лекарства, разрабатываются новые стандарты качества, которым мы обязаны следовать. Гарантия качества — это основной девиз работы в нашей аптеке. А качество никогда не оценивалось дешево.

Как Вы смотрите на импортозамещение и на «вымывание» из аптечной сети препаратов ценового диапазона до 50 рублей?
— Импортозамещение, где это возможно, конечно, хорошо. Двумя руками за отечественную фарминдустрию. Как обладатель инженерного образования по промышленному производству лекарственных препаратов, я хорошо представляю, насколько это важная и трудная задача. А вымывание препаратов ценового диапазона до 50 рублей… С этим приходится сталкиваться, и производителей можно понять. Производство дешевых, но качественных препаратов, не является рентабельным.

Следует ли в современных экономических условиях повышать ответственность аптек перед потребителем?
— Независимо от экономических условий, ответственность аптек перед потребителем была, есть и, конечно, должна быть всегда. Она регламентируется как федеральными законами "Об обращении лекарственных средств", "О защите прав потребителей", так и многими другими нормативными законодательными актами. Просто надо их скрупулезно, "как в аптеке", исполнять. Иначе это уже не аптека.

Считаете ли Вы полезной антикризисную инициативу — освободить препараты перечня ЖНВЛС от НДС?
— Это было бы логично и правильно. Я помню времена, когда все лекарства были освобождены от НДС. Выиграют от этого, прежде всего, наши покупатели.

Должно ли государство поддерживать фармотрасль? Ваши предложения.
— Наверное, да. Хотя бы на этапе становления и достижения уровня, необходимого для успешного импортозамещения. Также особого внимания и помощи заслуживают производственные аптеки.

Как руководителя, болеющего за свое дело, меня не может не волновать кадровый вопрос. Молодежь сегодня неохотно приходит работать в аптеки. Ответ прост: работа в аптеке кропотливая, напряженная, требующая постоянного совершенствования и глубоких знаний, а оплата труда, увы, невысока. Изо дня в день тут надо поддерживать престиж профессии, доказывать собственную состоятельность, не останавливаться на достигнутом. Конечно, все и сразу здесь не получится. Но, дорогая молодежь, у вас есть время, силы, ум и, коль попробуете освоить нашу специальность, то я уверена, что появится к ней интерес и даже верная любовь. Короче, мы вас ждем…

Как Вы относитесь к конкуренции? Поделитесь планами на этот год.
— К здоровой, честной конкуренции отношусь положительно. Реально в жизни так и происходит. Мы соревнуемся всю жизнь. Планы на год —  их много, в первую очередь работать и расти профессионально, ну и, конечно, с оптимизмом смотреть в будущее.

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"