"Дай бог, если через пять лет мы начнем потихоньку выходить из кризиса", — предупредил участник осеннего аптечного саммита. Шел 2015 год.
КОГДА ПРАКТИКИ НЕ ОШИБАЮТСЯ
Давно минувший 2015-й иногда считают «годом коренного перелома» в экономическом кризисе. Дно было достигнуто, и начался путь наверх. Но...
Вот уже три года фармацевтическая розница почти не растет в упаковках. Видимость положительного движения создавал рост в рублях, но и он в прошлом году сошел на нет.
Выходит, верным оказалось мнение руководителя аптечной сети?
Неудивительно, что сегодня все чаще вспоминают о драйверах роста, а это сочетание успело превратиться в клише.
"Драйверы роста фармацевтического рынка. Глобальный взгляд". Такая тема была выбрана и для пленарной сессии III Всероссийской GMP–конференции с международным участием, прошедшей в Казани в конце августа.
КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ — В ЛЕКАРСТВЕННОМ ВОЗМЕЩЕНИИ?
Фармации помогут программы лекарственного обеспечения и сбалансированное развитие экспортного и внутреннего потенциала, замечает Александр Кузин, гендиректор компании "НоваМедика": "Экспорт — это, безусловно, правильно. Мы начинаем "отъедать" не от своего "тортика", а от соседних. Но почему бы одновременно с этим не увеличить и свой "пирог"? Тогда увеличится и доступность лекарства для пациента".
Система комплексного лекарственного возмещения — на пятом месте среди факторов, на которые надеются участники GMP–конференции. В ходе интерактивного голосования за "самый эффективный драйвер роста на ближайшие десять лет" она набирает 11,5% голосов.
При этом лекарственное возмещение можно считать... составной частью того «фактора развития», который по результатам опроса вышел на первое место с 37,9% предпочтений участников.
ОСТРОВОК ПЛАНИРОВАНИЯ
Эффективной мерой может стать офсетный контракт, обращает внимание Кристина Волконицкая, заместитель руководителя московского Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства.
Офсетный контракт — по сути, островок планирования в бескрайнем рыночном море.
Ведь инвестор получает не только обязательства и льготную аренду земельных участков, но и гарантированный спрос — право без торгов заключать договоры с государственными заказчиками данного региона.
Как замечает эксперт, "не рынком единым жива столица...".
ГЛАВНЫЙ "ДРАЙВЕР ФАРМАЦИИ" — ПАЦИЕНТ?
Единственный "драйвер роста" для фармацевтики при ее нынешней экономической модели — это деньги пациентов. И этот "драйвер" вот–вот исчерпает себя, предупреждал на страницах МА топ–менеджер одного из отечественных фармпредприятий.
Предупреждал даже раньше, чем грянул "кризис–2014"... И тоже обращал внимание на необходимость лекарственного возмещения.
Верность прогнозов зачастую осознается в момент, когда уже нужно срочно оперировать фактами.
НЕ ВАЛЮТОЙ ЕДИНОЙ
"В 2009 г. объем отечественного фармацевтического рынка составлял около 20 млрд долларов, — рассказывает Петр Родионов, генеральный директор компании "ГЕРОФАРМ". — А сейчас в долларах составляет ровно столько же. Но в рублях — вдвое больше. Надо найти сбалансированный подход к регуляции: чтобы могли расти и рынок, и технологии. На мой взгляд, регуляторная среда — это фундамент для развития фармацевтики, а GMP— ключевой фактор. Меры поддержки были бы менее эффективны, если бы не было этих стандартов".
С точки зрения валюты — "Фарма–2020" результатов не показала. С точки зрения строительства заводов и трансфера технологий — оценка госпрограммы будет противоположной.
Развитие фармации может быть изучено по различным параметрам — коммерческим и научным, долларовым и рублевым, количественным и качественным, дженериковым и инновационным...
КИТАЙСКИЙ РАЗВОРОТ
"Нет вредных веществ — есть вредные количества", — сказал как–то великий русский химик Дмитрий Менделеев. Переоценить значение одного из "драйверов роста фармацевтики" — значит, произвести передозировку. В глобальном масштабе.
Установка на инновационность — принцип во многом полезный. Как положительный пример работы с этим принципом, исполнительный директор AIPM Владимир Шипков представил "китайский разворот в переоценке глобальных драйверов".
Что же сделал Китай? Обнуление ввозных пошлин.
Все эти меры действительно способны стать драйверами, но не для рынка, а для развития монополий...
ЗАЩИТА ИННОВАЦИЙ ИЛИ ИХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ?
"Когда Китаю надо было развивать свою фармацевтическую отрасль, он закрыл глаза на эти права, — прокомментировал Петр Родионов. — Но как только "импортозаместили" очень многие препараты — страна стала защищать разработки. В том числе и свои".
Необходимо публичное обсуждение "вопроса о вечнозеленых патентах", убежден руководитель "ГЕРОФАРМ": "Сформировалась широкая практика выдачи патентов, которые защищают не инновационную молекулу, а... новые модификации и комбинации давно известных лекарственных препаратов, новые составы, новые показания, применение по второму-третьему показанию и другие "изобретения", которые, по сути, таковыми не являются.
Такие патенты защищают не инновации, а их владельцев — защищают от конкурентной борьбы, т.к. продлевают монопольное положение препарата на рынке. А это негативно отражается на развитии отрасли и на доступности лекарств для населения".
Когда защита интеллектуальных прав превращается в злоупотребление правом, страдает пациент. Ему подчас перекрыт доступ и к "оригиналам", и к дженерикам.
ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФУНДАМЕНТ
Базой для «китайского разворота» стали и другие меры. Фокус на пострегистрационный контроль, т.е. фармаконадзор. Быстрое включение препаратов в списки лекарственного возмещения. Параллельное стимулирование производства "высокоприоритетных" дженериков и биоаналогов.
Если первую группу мер, принятых восточным соседом, объединяет ориентированность на крупные компании, то вторая группа — не что иное, как усиление и упорядочение регуляторного участия в фармации.
О том, что драйверами рынка могут быть рыночные принципы, сегодня мало кто говорит...
Однако почти 67% участников конференции полагают: главным драйвером для роста отечественной фармацевтики на ближайшие 10 лет станут регуляторные меры.
ПОДДЕРЖИВАТЬ,РЕГУЛИРОВАТЬ, СТИМУЛИРОВАТЬ
37,9% считают, что основой развития фармации станет сильная регуляторная система в целом.
14,9% видят будущий успех в совершенствовании мер поддержки и преференций.
13,8% полагают, что главные стимулы для развития фармы — это стимулы регуляторные и экономические.
Роль лекарственного возмещения, в сравнении с этими цифрами, отметили немногие. Но как организовать его за рамками регуляторной системы?
Второй по популярности ответ — развитие производства "полного цикла". Возрождение синтеза фармсубстанций на территории нашей страны. В качестве главного "драйвера" его назвал примерно каждый пятый участник конференции (21,8% голосов).
И снова вопрос — возможны ли российские АФИ без регуляторной базы?
А экспорт, который назвали одним из главных "факторов роста" многие докладчики на трибуне пленарной сессии?
А GMP–инспекция, благодаря которой расширились возможности международного обмена регуляторным опытом?
В числе возможных "факторов прогресса" для фармации звучали даже маркировка и "цифровизация". Но стоит ли ставить знак равенства между возможностью развития и рабочим инструментом?
"Регуляторика — основной "драйвер", — подводит итог Алексей Алехин, директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России. — От того, как выстроить отрасль, зависит ее развитие. Фармации необходима координация регуляторов".
То есть не объединение органов власти, а согласованность их действий...