Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 11:08
18+

Система последипломного образования нуждается в реформации

Основополагающим требованием для каждого из нас является положение Международной фармацевтической федерации, главной целью которой является сохранение и поддержание высокого профессионального уровня на продолжении всей трудовой карьеры фармацевтического работника, который в современном мире сталкивается с новыми профессиональными обязанностями.

Комиссинская Ирина Геннадьевна
Заведующая кафедрой фармации ФПО КГМУ, д.фарм.н., проф.

Изменения требуют анализа подготовки специалистов, в частности на этапе последипломного образования. Какие знания, умения и навыки сейчас наиболее актуальны для современного провизора? Более того, какие принципы организации на последипломном этапе является приемлемыми и адекватными для фармацевта?

Для ответа на данный вопрос на базе нашей кафедры было проведено исследование образовательной потребности персонала в зависимости от вида их деятельности.

Основополагающей посылкой для данного исследования явилось то обстоятельство, что в современном фармацевтическом мире очень сократился период обновления профессиональных технологий.

В исследовании приняли участие как провизоры, так и фармацевты, в т.ч. занимающие руководящие должности. Для исследования было разработано 6 видов анкет, приняли участие представители 6 территориальных образований Российской Федерации общей численностью более 1000 человек.

При этом оказалось, что провизоров немного больше, чем фармацевтов. Среди провизоров 66 респондентов имеют единую специальность «фармация», 16 из них занимают руководящие должности, почти одинаково распределились представители аптечных сетей и самостоятельных аптечных структур. Руководители составляют 42% всех первостольников.

Каждому участнику опроса был задан ряд вопросов. Вопросы касались реформирования последипломного образования, реализации принципа непрерывности образования, с мотивацией, удовлетворенностью содержания и отношения к последипломному образованию.

1. Нуждается ли существующая система последипломного образования в реформации?

Более 60% респондентов ответили «да», 30% – «все устраивает, как было». Стремление к реформированию в большей степени выражено у фармацевтов, нежели у провизоров и у представителей самостоятельных структур.

Получив ответ «Что не все так хорошо, как нам кажется», последующие вопросы были направлены на то, почему такое видение у фармацевтических работников.

Одним из факторов в данном направлении является «Реализация непрерывного образования на последипломном этапе».

К сожалению, только 15% всех практических работников считают, что непрерывность, к которой мы стремимся, реализуется полностью. Основная часть респондентов проходили повышение квалификации 2 или более раз, что свидетельствует о достаточной компетентности.

2. Какие мотивы и стимулы определяют повышение квалификации?

На 1-е место вышел ответ «Повышение качества результатов профессиональной деятельности, стремление качественнее оказывать помощь». На 2-м месте – «Требование нормативного документа периодически повышать квалификацию». На 3-м месте – «Карьерный рост и рост зарплаты».

3. Насколько соответствует образовательным потребностям реальный курс образования?

Ответы были разнообразные. Более половины респондентов в значительной степени довольны реальным курсом образования.

4. Является ли для фармацевтического персонала достаточным прохождение повышения квалификации раз в 5 лет?

Каждые трое из четырех участвующих в опросе сказали, что «нет»!

5. Каким образом, как часто и какой продолжительности хотели бы специалисты посещать образовательные мероприятия?

1-й вариант – две недели перед сертификацией и краткосрочно от 1 до 3 дней в течение всего 5-летнего предсертификационного периода. Был вариант, который соответствует современной форме подготовки, – 4 недели или 144 часа в течение 5 лет. Каждый пятый респондент сказал, что раз в 5 лет учиться мало, но, в общем-то, на сертификационных курсах можно пробыть 4 недели раз в 5 лет.

Более половины участвующих в опросе отметили, что хорошо было бы учиться две недели или 72 часа непосредственно перед сертификацией, и в предсертификационный период посещать другие образовательные мероприятия.

6. Каковы наиболее удобные формы обучения?

Более 40% хотят учиться очно, еще 9% – по вечерней форме подготовки. Половина респондентов хотела бы встречаться с преподавателями, общаться с профессорско-преподавательским коллективом. Меньше всего респондентов за заочную форму обучения.

7. Какие образовательные мероприятия помимо обязательных в сертификационных курсах посещают сотрудники аптечных организаций?

Все варианты ответов разделили на 3 группы: лекции, тренинги, проводимые на базе образовательных учреждений, аналогичные мероприятия, проводимые не образовательными учреждениями, а в аптеках (это могут быть медицинские представители и т.д.), конференции и др. мероприятия.

Более 70% респондентов хочет посещать в обязательном порядке тренинги и лекции, проводимые на базе аптечных организаций. Это говорит о том, что на сегодняшний день по факту, параллельно с официальной системой последипломного образования, сложилась и реально функционирует вторая система последипломного образования, которая проводится в отсутствие образовательных прав.

Полученные данные говорят о необходимости формирования принципиально новых подходов, о реорганизации и реформировании последипломного образования.

Одним из направлений такого образования может стать внедрение накопительной системы в зачетной форме единиц.

Данные варианты были обсуждены в сентябре 2007 г. на заседании проблемной комиссии Минздравсоцразвития России и было принято решение провести широкий опрос мнений фармацевтической общественности по этим вопросам. Провести конференции, опросы в фармацевтических изданиях, опросы преподавателей образовательных учреждений.

Определение принципов сочетания факторов активности фармацевтов, т.е. в каких пропорциях имеет смысл и правомерно сочетать участие в сертификационных пунктах и продолжительность.

Сопоставление актуального перечня видов использования по накопительной системе. Мало определить перечень, где участвовать – в конференциях, тренингах или семинарах, необходимо определить значимость или рейтинг каждого из мероприятий в общероссийский перечнях.

Когда это будет сделано, накопительная система зачетных единиц начнет работать.

По планам проблемной комиссии Минздравсоцразвития России система накопительной системы зачетных единиц должна появиться в 2008 году.

Обобщенное представление о каждом из видов последипломного образования в мировом опыте представлено во всемирных стандартах по повышению структуры медицинского образования (разработано в 2003 г.). Стандарты разработаны, как для обучения на факультетах последипломного образования, так и на мероприятиях непрерывной профессиональной технической подготовки.

В России можно разделить последипломное образование: на образовательные мероприятия (конференции, семинары и т.д.) и на самостоятельную образовательную деятельность.

На сегодняшний день вся группа сотрудников последипломного образования надеется, что обсуждение перечня состоится в коллективе и специализированной прессе.

По материалам Всероссийской конференции «ФармМедОбращение–2007»

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024