Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 02:50
18+

Семь дней в неделю не только успеха, но и добра

Наш сегодняшний собеседник Овик Варданович Навасардян, весьма интересный человек.

Он — владелец аптечного предприятия, который в сегодняшних нелегких экономических условиях не побоялся начать аптечный бизнес буквально с нуля, открыв аптеку "7–Плюс" в так называемом спальном районе Москвы Братеево. В его небольшой аптеке есть все, что может заинтересовать посетителей: обширный ассортимент, профессионалы за прилавком, наличие дополнительных услуг, расширенный график работы, удобный интерьер. Способствует привлечению покупателей выгодное месторасположение. Возможно, его примеру в дальнейшем последуют другие энтузиасты, а читателям будет любопытно узнать подробности.

Вы согласитесь с таким высказыванием: "Бизнес — это, прежде всего, то, что вам небезразлично"?
— Абсолютно согласен. Без ложной скромности скажу — я прирожденный бизнесмен. Эта аптека на ул. Ключевой — не первый мой предпринимательский опыт. Около двадцати лет тому назад я уже открывал аптечное предприятие у себя на родине, в Ереване. И тогда мне это тоже было небезразлично. Хотелось не только оправдать собственные инвестиции, но и сделать добро людям, оставить о себе добрую память. Теми же соображениями я руководствовался и теперь, когда полгода назад открывал аптеку в Братеево. На мой взгляд, бизнес — это очень важно, потому что предпринимательская деятельность не только помогает выжить, но и закаляет характер.

Расскажите, пожалуйста, почему выбрали для бизнеса розницу фармрынка? Кому пришло в голову такое необычное название аптеки — "7–Плюс"?
— Дело в том, что я никогда не бежал от ответственности. Мне нравится руководить, строить планы, а потом следовать им, перспективам на будущее. Аптечная сеть — целое государство, с его законами и порядками. В борьбе за существование сети выжить легче, чем единичному предприятию. Но… единичное может ведь со временем перерасти в сеть. Вот и мой семейный бизнес, смею надеяться, будет расти и развиваться, главное — удивлять и радовать покупателей. Все впереди. Во многих странах Европы аптеки являются семейным бизнесом, и я с этим согласен.

О названии аптеки меня спрашивали еще при ее открытии. Поскольку я не сомневаюсь в своем успехе, то по количеству дней в неделе аптека и получила столь запоминающееся название.

С трудностями столкнулись за эти полгода работы аптеки?
— Любое дело начинать всегда нелегко, приходится решать множество проблем, порой даже не зависящих от тебя. Я заметил, в Ереване и в Москве люди по–разному относятся ко всему новому. В Ереване доброжелательно, в Москве — с осторожностью, одно слово — мегаполис. И главное, что позволяет завоевать доверие людей, — стараться избегать ошибок, они могут поджидать везде, в т.ч. и в маркетинге. Но я знаю главное — удовлетворение нужд клиента должно стоять на первом месте. За тот небольшой срок, что работает аптека, она уже успела приобрести постоянных клиентов. Люди возвращаются к нам, и не только из-за вполне удовлетворяющих их цен на лекарства и сопутствующие товары. Возможно, клиентам нравится отношение персонала — терпеливое, вежливое, внимательное. У нас в зале стоят детский стул и столик, на нем альбомы, карандаши, фломастеры — дети иногда приходят к нам порисовать — такая мелочь, а приятно. Мамы в это время могут спокойно выбирать товар. Пожилые люди могут измерить артериальное давление сами, а в случае необходимости им и фармацевты помогут. Женщины в самом расцвете красоты лишний раз убедятся в собственной неотразимости путем взвешивания. Помним мы и о маломобильных гражданах, к подъему в аптеку приспособлен пандус.

Мы рады видеть посетителей с 8 утра и до 22 часов ежедневно, что также помогает быть успешнее конкурентов — большинство работают по 12 часов.

И все–таки, расскажите, с какими трудностями может столкнуться начинающий предприниматель в аптечном бизнесе?
— Сразу скажу, что не стоит бояться трудностей, — они неизбежны. Но важно видеть конечную цель и четко следовать по пути ее достижения. На начальном этапе могут быть проблемы материального характера, которые требуют финансовых вложений, если вы, конечно, не имеете богатого спонсора. Необходимо оформление долгосрочной аренды, проведение ремонта в помещении, приспособленном под аптеку, налаживание контактов с поставщиками. Для того чтобы бизнес не разочаровал новичка–предпринимателя, важно четко следовать ключевым показателям аптеки — оборачиваемости, товарным запасам, дефектуре. Но кроме экономических критериев успешности, не менее важна в новом деле профессиональная работа специалистов. Обычно на оформление всех необходимых бумаг перед открытием аптеки уходит 3–4 месяца. Я рассчитал все верно, распахнул двери перед посетителями в сентябре, перед простудным сезоном, и не прогадал.

Какие нюансы учитываются, когда аптека начинает работать в «спальном» районе мегаполиса? Насколько важно в аптечном бизнесе месторасположение?
— Аптечный бизнес выгоден при условии расположения аптеки в хорошем месте. В спальном районе лучше всего открывать аптеку эконом-класса, в этом случае риски меньше, и покупатели могут позволить себе экономить до 20–40% своих денежных средств. Я тщательно подходил к решению выбора места под новую аптеку. Перед тем как остановить свой выбор на Братеево, посетил Балашиху, Бутово, Жулебино — там огромное количество сетевых аптек, многие из которых уже заработали себе отрицательные отзывы у покупателей. Все аптеки очень похожи друг на друга, и, по мнению местных жителей, их хватает. В Братеево также достаточно аптек, но учитывая средний показатель обеспечения населения аптеками, здесь выгоднее открывать бизнес. Еще не мной замечено, что в спальном районе потребитель склонен переходить к вновь появившемуся конкуренту, если таковой появляется поблизости, поэтому в аптеке, которая дорожит потребителями, должна быть своя "изюминка".

В условиях жесткой конкуренции, что помогает быть аптеке успешной в своем развитии? Какие факторы выходят на первый план?
— В любом бизнесе присутствует четкий порядок организации. Важно не забывать, что не стоит ожидать быстрой окупаемости, бизнес непременно будет успешным, если вы сами в него верите. К факторам, которые помогают успешно конкурировать, относится, в первую очередь, формирование ассортимента. Перед тем как открывать собственную аптеку, я ознакомился с ассортиментом ближайших конкурентов — сетевых аптек. В настоящем, практически в каждом аптечном предприятии сформировалась собственная покупательская линейка, как результат, в районе аптеки широкого профиля. Выходит, что ассортиментом мы вряд ли удивим покупателей. Стало быть, «изюминка» должна быть в ином. Процесс управления продажами выходит на первый план, уступает ему ценообразование. В нашей аптеке низкие цены и большие (до 10%) скидки — вот, чем мы привлекаем покупателей, и, конечно, качественное и быстрое обслуживание.

Есть ли в аптеке дополнительные сервисы?
— Пока есть возможность у посетителя измерить артериальное давление. Заказы на отсутствующие препараты аптека принимает и выполняет их за день–два. Жаль, что пока законодательно не утверждена доставка лекарств на дом, ведь есть категории людей, которым это жизненно важно! Недавно у нас в аптеке был такой случай. Пришел старый, немощный человек, нужного препарата не оказалось в ассортименте. Я пообещал, что принесу его сам клиенту на дом бесплатно. И на следующий день выполнил свое обещание. Теперь при надобности в аптеку возвращается не только он, но и все, кому новый клиент о нас рассказал.

Поддерживаете ли Вы законодательно подтверждение интернет–продаж?
— В крупных городах за интернет–продажами будущее. В небольших населенных пунктах покупатели привыкли все увидеть собственными глазами, не доверяя рекламе. Услуга эта выгодна со всех сторон, конечно, при условии наличия у аптеки собственного сайта. У нас, к сожалению, пока его нет. Но в ближайшем будущем появится. Информация о нашем ассортименте размещена на сайте www.mosgorzdrav.ru

Сейчас многое говорится о профессиональном росте работников первого стола? Какие требования Вы предъявляете к соискателям при приеме на работу?
— В нашем семейном бизнесе одни фармацевты: супруга Диана — моя помощница, сын и я — все имеем фармацевтическое образование и гордимся этим, потому что аптечный бизнес требует много знаний. Лично мне помогло мое фармацевтическое прошлое, когда я несколько лет имел собственную аптеку, прошел через все трудности и даже, может это не совсем скромно говорить, получил благодарность от мэра Еревана за успешную работу, оказание помощи детским домам. Персонал в аптеку я также подбираю по себе: образованный, с уступчивым характером — этого требуют современные условия проживания в большом городе.

В отношении опыта я смотрю проще. У нас четыре месяца работает фармацевт Ольга, которая недавно окончила фармколледж и получила диплом, и пока не разочаровывает. Я привык верить выпускникам средних специальных заведений и вузов, мы сами когда-то были такими. Алла Львовна — провизор с опытом работы в аптеке 7–8 лет. В разговоре я узнал, что аптечные сети она избегает принципиально, больше верит работодателям некрупных предприятий, значит был неприятный опыт в прошлом.

Ко всем своим сотрудницам у меня такие пожелания в работе — они просты — встречать людей улыбкой, не провоцировать споры и не участвовать в них. Всем специалистам аптеки посетители говорят только слова благодарности, в чем вы и сами могли убедиться. Так что персонал аптеки — это наше самое надежное звено!

Следует ли в современных экономических условиях повышать ответственность аптеки перед потребителями? Ваш взгляд на самолечение.
— За качество собственной работы должны отвечать все — от уборщицы до генерального директора. Любой посетитель аптеки может написать отзыв о ее работе. За прошедшие со дня открытия аптеки полгода я слышу только положительные отзывы о качестве обслуживания. Ответственность повышается у любой аптеки не только из-за опасения проверок контрольных органов, но и благодаря такому часто забываемому в настоящем качеству человеческой натуры, как совесть. Человек должен хорошо трудиться не за страх, а за совесть. Именно она не позволяет совершать специалисту административные проступки, навязывать покупателю ненужный ему товар, опираясь на запросы любителей лечить себя самостоятельно.

В США, к примеру, только 20% лекарственных препаратов реализуются в безрецептурной продаже, в России — 51%. Из цифр все видно. За рубежом люди лучше лишний раз сходят к врачу и не прогадают. А наш потребитель — слишком самоуверенный. Но ведь если купленное им лекарство подействует совсем не так, как от него требуется, виновата будет аптека, т.е. последнее звено на пути к потребителю. А в том, что каждое заболевание, прежде чем его лечить, требуется диагностировать — думаю, никто не сомневается. Так что без врача не обойтись! А на нас лекарственное обеспечение медицинской помощи.

По вашему мнению, необходимо ли более тесное взаимодействие аптеки со специалистами из районной поликлиники, медпредставителями?
— Это взаимодействие будет в интересах потребителей. Провизор поддерживает осведомленность врачей районной поликлиники в периодических поступлениях новых лекарственных форм, специалист из поликлиники направляет пациента в конкретную аптеку района, сообщая ему при этом самые выгодные цены и подчеркивая надежность аптеки (реализация товара, исключая фальсификат).

От медпредставителей требуется периодичность в ознакомлении персонала аптек со всеми новинками производства компании. Я такую периодичность наблюдаю ежемесячно. Крупные фармпроизводители обычно рассылают информационный материал по электронной почте, затем присылают медпредставителей. От них обычно ждут обоснования выпуска новинки, указания ее полезных качеств и свойств. Медпредставители желают знать: с каким успехом реализуется тот или иной лекарственный препарат.

Какой будет Ваша аптека через 5 лет?
— Очень непросто ответить на этот вопрос. Лучше я немного изменю его формулировку: "Какими будут через пять лет аптеки в Братеево?" Думаю, что аптечных предприятий разного уровня здесь будет больше, чем сейчас. Сказывается приветливое отношение потребителей и всесторонняя помощь ведомственных структур и местных органов власти. В районе хорошее отношение самих конкурирующих аптек друг к другу.

Вот только, к сожалению, производственных аптек в Братеево не появится, если только государство не возьмет на себя их финансирование, — не рентабельно.

Овик Варданович, какой вопрос не был задан, но Вы хотели бы на него ответить?
— В последнее время в прессе много обсуждается тема продажи безрецептурных препаратов в супермаркетах. По–моему, это недопустимо! Аптечные предприятия должны хранить свой суверенитет, и столь радикальный отказ кроется в заботе о людской безопасности. В супермаркете можно реализовывать вату, бинты — не более. Важно помнить, что даже самые безобидные таблетки от головной боли иногда могут для некоторых потребителей стать опасными, т.к. имеют противопоказания. В супермаркете, у витрины с лекарственными препаратами не поставишь фармацевта.

Каждый должен быть на своем месте. Кроме того, нигде, кроме как в аптеке, не умеют правильно хранить лекарственные препараты. В случае неверного хранения препараты утрачивают полезные свойства, и в «лучшем» случае становятся просто пустышкой, в худшем — токсичными.

Напоследок хочется пожелать всем читателям газеты — будьте здоровы, и не забывайте, что на ул. Ключевой есть аптека "7–Плюс", в которой вас встретят с улыбкой и, надеюсь, постараются удовлетворить все ваши потребности в медикаментах.

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024