В мае 2003 г. руководство фармацевтической группы «Новартис» приняло решение вернуть своему дженериковому подразделению историческое имя «Сандоз», основополагающими принципами которого являются: оперативность и поиск простых решений, ориентация на партнера и качество, доверие и взаимопонимание.
Российскому потребителю эта компания хорошо знакома как производитель дженериковых препаратов высокого уровня качества для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, антибиотиков, средств гормональной терапии. Наш сегодняшний собеседник – президент группы компаний «Новартис» в России, генеральный директор «Сандоз» в России – человек, отдавший более 30 лет своей жизни фармацевтической отрасли, г-н Алтан Демирдере.
Г-н Демирдере, расскажите, пожалуйста, об основных этапах развития компании «Сандоз».
Сразу хочу особо отметить, что на сегодняшний день продукция под общим брендом «Сандоз» пользуется спросом в 130 странах мира.
А история компании весьма познавательна и, можно сказать, уходит вглубь веков.
Официальной точкой отсчета нашей фармацевтической компании считается 1886 г., когда химик Альфред Керн и предприниматель Эдуард Сандоз открыли в Базеле (Швейцария) химическое предприятие «Керн и Сандоз», которое с 1895 г. занималось производством первой жаропонижающей субстанции – антипирина. В 1996 г. «Сандоз» объединяется с компанией «Сиба-Гейги», в результате крупнейшей корпоративной сделки возникает «Новартис». В мае 2003 г. с целью повышения узнаваемости среди специалистов здравоохранения «Новартис» объединил более 10 своих дженериковых компаний под общим корпоративным брендом «Сандоз», обеспечившим себе высокую репутацию в те времена, когда это имя носила компания – предшественница «Новартиса».
В дополнение к устойчивому внутреннему росту произошла интеграция компании «Сандоз» с целым рядом фармацевтических компаний, ускорившая его превращение во вторую по величине компанию в дженериковой отрасли по объему продаж. Тому способствовало приобретение компаний: в 2002 г. словенской «Лек», канадской «Сабекс», датской «Дураскан» (обе в 2004 г.), немецкой «Гексал» и американской «Ион Лабз» (обе в 2005 г.). Один из последних шагов в интеграции – приобретение онкологического инъекционного подразделения «Ебеве Фарма» (Австрия), что предоставляет нам дополнительные возможности для противостояния одному из наиболее серьезных заболеваний человечества.
На сегодняшний день у нас осуществляют свою деятельность 12 основных центров разработки, расположенные в Германии, Австрии, Словении, Аргентине, Канаде и США. Кроме того, создана развитая глобальная сеть из более чем 30 производственных площадок в США, Германии, Австрии, Японии, Китая и Словении. Создавая и производя лекарственные препараты, которые более не защищены патентами в связи с истечением их срока, с дальнейшей их реализацией дистрибьюторам, аптекам и ЛПУ, «Сандоз» стремится к более здоровому миру, в котором все имеют доступ к необходимым им лекарственным средствам, вне зависимости от своего статуса и места жительства.
Как бы Вы охарактеризовали экономическую деятельность компании «Сандоз» за последние несколько лет? Что из портфеля компании вы хотели бы отметить?
Мы уверены, что бренд «Сандоз» – это гарантия высочайшего качества. Пребывание в числе лидеров требует от нас не просто увеличения производства, «Сандоз» реализует экономическую стратегию за счет постоянного внесения инноваций в технологии производства дженериков, адаптируя структуру компании для того, чтобы своевременно реагировать на растущую конкуренцию.
В 2009 г. в компании «Сандоз» работали более 23 000 чел., продажи составили около 7,5 млрд долл. США.
Компания продолжает укреплять свои устойчивые позиции на фармрынке за счет расширения терапевтической линейки. Это продемонстрировал уверенный рост продаж в 2009 г. таких препаратов, как Линекс, Амоксиклав, Бронхо-мунал. Согласно данным IMS, среди лучших лекарственных препаратов, выведенных на рынок в 2009 г., фигурирует Амоксиклав Квиктаб (новая растворимая форма). В текущем году нами были выведены на фармацевтический рынок новые препараты: Биол, Рисполюкс, Фороза, которые уже успели хорошо себя зарекомендовать.
Портфель компании «Сандоз» – это около 1000 химических компонентов, представленных примерно в 5 тыс. готовых лекарственных форм, которые, как я уже отмечал ранее, успешно продаются в 130 странах мира.
«Сандоз» является мировым лидером в разработке и производстве биосимиляров. Что такое биосимиляры? Это официально одобренные и допущенные к выпуску аналоги инновационных биофармацевтических препаратов, поступающие на рынок после того, как истек срок действия патента на оригинальную разработку, соответствующие им по качеству, безопасности и эффективности, имеющие сходное международное непатентованное название. На сегодняшний день мы – единственная компания, которая на рынке в Евросоюзе продает 3 официально зарегистрированных биосимиляра, в мире «Сандоз» уже представил такой вид лекарственных средств, от Австралии в 2005 г. до Японии в 2009 г.
Какие ресурсы, по вашему мнению, помогут компании «Сандоз» пережить общий спад экономической активности в мире?
Несмотря на экономические неурядицы, сфера здравоохранения продолжает расти. Показатели роста в долгосрочной перспективе остаются неизменными, в скором времени произойдет широкое проникновение дженериков на фармрынок, особенно в развивающихся странах.
Вероятнее всего, продолжится консолидация ресурсов в отрасли, развитие требует соответствующего финансирования. В разгар кризиса свободных средств становится немного, оказывает свое влияние ценовое давление, из-за него наблюдается постепенное снижение прибыльности по отрасли. Все это происходит на фоне необходимости инвестиций в новые производственные мощности. Наконец, крупные фармацевтические компании все больше начинают понимать, что дженерики – перспективное направление, и, следуя примеру компании «Новартис», инвестируют средства в будущее.
Здесь я бы отметил, что мы стремимся к большему, чем производство стандартных воспроизведенных лекарственных средств. Мы направляем развитие и производство специализированных препаратов-дженериков, которые действительно меняют жизни людей, например, биосимиляров как лекарств будущего. Их победное шествие по миру будет способствовать избавлению человечества от хронических, аутоиммунных и онкологических заболеваний.
Сколько лет компания «Сандоз» работает на фармацевтическом рынке России? Как Вы оцениваете российский фармацевтический рынок, и какие возможности видите здесь для себя? Планирует ли компания запустить собственное производство в России?
История компании «Сандоз» в России насчитывает более 100 лет, когда уже в далеком XIX в. было открыто представительство компании, а в 1915 г. в Москве была построена фабрика, которая, однако, после революции была национализирована, а затем и вовсе закрыта. Возвращение бренда «Сандоз» в Россию произошло в 60-х гг. прошлого века, к тому времени компания имела производственные мощности по всему миру и превратилась в настоящего гиганта фармотрасли. Мы всегда верили в огромный потенциал России, и сегодня ее рынок является одним из приоритетных, руководство компании никогда не забывает об этом при принятии корпоративных стратегических решений.
Российский рынок очень динамичен, он постоянно привлекает инвестиции транснациональных корпораций. В 2009 г. мы продолжали повышать свою эффективность, адаптируясь к изменениям на российском фармрынке.
В настоящее время группа компаний «Новартис», в том числе и «Сандоз», ведет переговоры с представителями соответствующих министерств и ведомств федерального уровня, обсуждая возможные направления инвестиционной политики.
С какими проблемами вам приходилось сталкиваться как руководителю компании в России?
Нет ничего постоянного в нашем мире. Меняется законодательство, старые законы сменяются новыми – естественный и закономерный процесс. Глобальные изменения часто не происходят плавно, возникает множество вопросов. Поэтому мы считаем особенно важным участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать, быть способным идти на компромисс, прислушиваться друг к другу и уважать мнение остальных участников процесса. Правительство России считает, что новая система контроля за ценообразованием на лекарственные препараты сделает медикаменты более доступными для пациентов. Идея о том, что лекарственные препараты должны быть доступны, является ключевым элементом стратегии компании «Сандоз», здесь наши мнения с Правительством РФ совпадают.
Когда-то я работал в Венгрии и Турции и прилагал все усилия к тому, чтобы привести законодательства этих стран в соответствие с требованиями Евросоюза, памятуя о привлечении инвестиций. Теперь мне хотелось бы добиться того же самого и в России.
Какая часть деятельности компании «Сандоз» посвящена исследованиям?
Наши настоящие устремления простираются намного дальше, чем производство обычных дженериковых (воспроизведенных) ЛС. Взяв направление на развитие дженериковой отрасли фармацевтики, создаются научно-исследовательские центры по всему миру: мы стремимся к тому, чтобы наши дженерики не только не уступали оригинальным препаратам, но и имели улучшенные характеристики, положительно влияющие на их эффективность в процессе применения.
Сеть наших исследовательских центров охватывает все передовые технологии, например, пероральные твердые лекарственные средства пролонгированного действия, инъецируемые препараты и импланты, пластыри и респираторные устройства. Во всех центрах используется широкий спектр технологических возможностей разработки дженериков, прибавив к этому инновационное мышление, чтобы выявить весь потенциал воспроизводства продуктов: от базовых до сложных дифференцированных препаратов.
Расскажите, пожалуйста, о медицинских конференциях, которые проходят при организации и при непосредственном участии компании. Почему они важны для вас?
Мы сотрудничаем как с врачами, так и с сотрудниками аптек. Обмен передовым опытом с медицинским сообществом в сфере противодействия различным заболеваниям способствует предоставлению практикующим докторам последней информации, необходимой им для работы с пациентами. Компания «Сандоз» поддерживает организацию научных семинаров, конгрессов, конференций. Образовательная программа «Олимп», направленная на улучшение качества медицинской помощи детям, страдающим от частых респираторных заболеваний, а также вебинары – профессиональные онлайн-семинары для врачей в регионах – все это и многое другое проводится при нашей поддержке. Оказываемая помощь – для нас не просто жест доброй воли, мы принимаем близко к сердцу проблемы пациентов и хотим помочь каждому нуждающемуся.
Какие профессиональные и личные качества компания ценит в сотрудниках?
В компании «Сандоз» мы всегда и во всем планируем быть лучшими, и о сотрудниках я могу говорить только в превосходной форме. Возможно, каждая компания желает того же, но мы стремимся к цели своим, отличным от других, способом.
Наше видение определяет основополагающие идеи, которые мы хотим донести до тех, с кем работаем по всему миру: мы готовы стать партнером, которого пациенты выберут за современные, высококачественные и доступные препараты. С этой целью мы привлекаем лучшие таланты по всему миру. Основным фактором роста компании в России стали наши талантливые сотрудники, люди с разным профессиональным опытом, в различных регионах страны, именно они сумели создать в компании энергичную, деловую атмосферу, полностью принимая и выполняя миссию, которую несет «Сандоз». Наша деятельность определяется желанием максимально соответствовать требованиям индустрии дженериков, с помощью навыков и опыта в технологической сфере мы разрабатываем и производим дифференцированные лекарственные препараты.
Будучи ответственным работодателем, «Сандоз», в свою очередь, предоставляет сотрудникам конкурентную заработную плату, хороший социальный пакет и отличные возможности для профессионального развития. Для этого был основан корпоративный университет «Новартис», на занятиях в котором сотрудники могут совершенствовать свои профессиональные навыки.
Г-н Демирдере, а как Вы пришли в фармацевтику? Что для вас значит быть частью компании «Сандоз»?
С начала своей истории человечество мечтало о том, чтобы победить болезни. Руководствуясь этим стремлением, я выбрал себе дорогу в жизни. Я работаю в фармацевтической промышленности более 30 лет, и практически весь мой опыт связан с компанией «Сандоз».
В начале 80-х, когда я работал в департаменте научно-исследовательских разработок компании «Сандоз» в Швейцарии, я получил ученую степень в области фармацевтических технологий в Базельском университете.
В начале 90-х гг. в течение трех лет я занимал должность руководителя подразделения по Центральной и Восточной Европе, и Россия была одной из стран, входивших в сферу моей ответственности. И далее, в конце 80-х – начале 90-х гг. я продолжил активно заниматься развитием «Сандоз» – «Новартис» в этих странах.
Лично для меня быть частью «Сандоз» означает придерживаться ценностей, важность которых не переосмысливается со временем. Одной из них является здоровье, бесценный дар природы, о котором необходимо постоянно заботиться. Сейчас люди живут дольше и чувствуют себя при этом лучше, чем их далекие предки. И в этом большая заслуга фармацевтической отрасли, развитие которой за последние десятилетия достигло фантастических высот. В компании «Сандоз» мы гордимся тем, что непосредственно участвуем в этом захватывающем процессе, – продлеваем людям жизнь и улучшаем ее качество, а иногда и спасаем жизни.
Поделитесь, пожалуйста, своими планами на будущее.
Мы определили для себя следующие стратегические цели, достижение которых мы считаем ключом к успеху на сегодняшнем быстрорастущем и конкурентном рынке дженериков: укрепить наше нынешнее положение ведущей международной компании по производству дженериков, предоставляя значительный портфель доступных по цене препаратов по всему миру. И будем продолжать новаторскую работу с воспроизведенными, биофармацевтическими препаратами (биосимилярами), также способствуя их повсеместному распространению.