Никоретте, Микролакс
16.04.2024 07:51
18+


Сам себе хирург: фармрынок занялся радикальным самолечением

Сам себе хирург: фармрынок занялся радикальным самолечением фото

2015 и 2016 гг. можно назвать эпохой "очистки" лекарственного рынка. Правда, совсем не от того, от чего необходимо.

"В 2015 г. оборот розничной торговли упал так, как не падал последние 45 лет», – констатировал генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк, выступая перед участниками III Всероссийского конгресса "Право на лекарство".

Розничные рекорды ударили и по фармации. Самые доступные препараты стали исчезать из аптек. Жизненно важные лекарства не сходят с газетных страниц и новостных интернет–сайтов, но исправно покидают фармацевтический рынок. До лучших времен. До исправления экономической ситуации. До того, как заработают совместимые с фармпроизводством механизмы ценового регулирования. И речь идет не только об отечественных медикаментах — импортеры тоже сокращают поставки.

СУБСИДИЙ МЕНЬШЕ — РАСХОДОВ… БОЛЬШЕ. У ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Вот и первый способ "очистки" лекарственного рынка. Назовем его "экономным". Почему в кавычках? На долю ЖНВЛП стоимостью менее 50 руб. за упаковку (т.е. тех препаратов, которые первыми снимают с производства) приходится 7% рынка в денежном выражении. И более половины рынка — в натуральном!

Если предположить, что процесс вымывания недорогих, но жизненно важных никто не остановит, то, по оценкам аналитиков DSM Group, государству придется раскошелиться на 162 млрд руб. дополнительных расходов. Доля ЖНВЛП выше в тех сегментах рынка, где платит не пациент, а система здравоохранения.

"ИМПОРТА ЗАМЕЩЕНИЕ" ПО–РУССКИ

Второй способ "очистки рынка" тоже можно назвать "экономным". Он отличается от первого лишь тем, что экономит не госбюджет (на поддержке для производителей ЖНВЛП и разработке новых методов ценового регулирования), а пациент (на лекарствах, которые ему прописал врач). Из–за роста цен все больше наших соотечественников выбирают препараты российского производства.

По данным исследования, недавно проведенного социологической маркетинговой компанией Nielsen, уже 52% наших соотечественников признаются: когда нужно покупать лекарства без рецепта, мы выбираем отечественное. 49% жителей нашей страны сегодня готовы позабыть о предписаниях врача, если стоимость фармпрепаратов окажется "неподъемной".

Медикаменты ощутимо дорожают — и это замечают 7 из 10 жителей нашей страны. Наши сограждане считают, что отечественные и зарубежные лекарства прибавляют в цене примерно одинаково: российские — на 50%, заграничные — на 54%.

ОПАСНАЯ ЭКОНОМИЯ: "ВЫИГРАННЫЕ" КОПЕЙКИ ЗАКРЫВАЮТ АПТЕКИ

71% наших соотечественников не жалеет времени, чтобы сэкономить даже незначительную сумму денег. Наш пациент стал сравнивать цены в Интернете. И остается верным своим вычислениям: среди участников исследования 91% выбирает лекарства там, где дешевле. Скидки, акции и карты лояльности россиян интересуют мало. Не столь важным фактором становится и местоположение аптеки. Силы и время жаль меньше, чем семейный бюджет: сегодня определяющий критерий для покупателя, пришедшего в аптеку, — цена и только она. А это значит, что стартует еще один механизм "очищения" рынка. Но снова не тот, который нужен пациенту.

"Сокращение расходов на лекарственные препараты — не самая популярная стратегия экономии: лишь один из пяти покупателей в России говорит о том, что стал экономить на лекарствах в связи с кризисом", — цитирует пресс–служба Nielsen руководителя группы исследования покупателей Nielsen в России Екатерину Петрову.

В 2015 г. аналогичный опрос проводил Общероссийский народный фронт. Год назад импортное на отечественное меняли всего 39% россиян (найти дженерик "нашего" производства удавалось 4 из 5). 34% наших соотечественников и не думали об аналогах, а покупали все, что доктор прописал.

КОГДА ГРАНИЦЫ МАЛО ЧТО ЗНАЧАТ

Может быть, на цену фармпрепарата смотрит только российский покупатель? Увы, в этом отношении пациенты ведут себя одинаково. И совсем не важно, где они живут и лечатся, в США, в Швеции, в Италии…

"Исследования показывают: рост личных расходов граждан на медикаменты уменьшает использование лекарств. Это влияет на состояние здоровья тех, кто болен хронически. Свой результат — рост бюджетных расходов на госпитализацию — получает и государство. Когда поднимаются цены, более бедные люди ждут более тяжелого состояния, реже восполняют запасы и самостоятельно снижают дозировку. В Канаде рост соплатежей снизил потребление важнейших лекарств на 15–22%, а количество неотложных госпитализаций и нежелательных явлений у пациентов "подскочило" сильнее. Экстренная нагрузка на стационары выросла на 43–78%. А нежелательных реакций стало больше на 88–117%", — поясняет начальник учебного управления Северо–Западного государственного медицинского университета Святослав Плавинский.

Исследование, проведенное в Италии в 2014 г., еще раз подтвердило: на поведение пациента гражданство не влияет. Когда внедряются соплатежи, больные перестают быть дисциплинированными. И в первую очередь те, кто раньше выполнял все предписания врача.

А ведь расходы на медикаменты ложатся на плечи больного еще не полностью, а лишь частично.

Подобное происходит и с пациентами Швеции: когда государство поднимает соплатежи, граждане начинают меньше лечиться. Даже в случае эпилепсии. У шведов, страдающих этим заболеванием, приверженность лечению упала с 93–96% до 91.

Казалось бы, немного, но со временем число экономящих на лекарствах растет в любой стране. Чем дольше цены растут или держат высокую планку, тем меньше пациентов соблюдают предписания докторов. Даже США, которые принято считать страной благополучной, теряют около 100 млрд долл. в год из–за своих граждан, которые по тем или иным причинам не лечатся.

ЛОЯЛЬНОСТЬ К БРЕНДУ — ГОТОВНОСТЬ ПЛАТИТЬ БОЛЬШЕ. ЗА ТО ЖЕ САМОЕ!

Одной из главных причин сегодняшней "очистки" рынка стал один из главных драйверов его роста. А именно реклама, призванная "сориентировать" пациента в "нужную" сторону. Как сообщает маркетинговый инфоцентр группы компаний TNS в России, в I кв. 2016 г. лекарства и биодобавки обогнали по медиабюджетам все остальные товары. Даже косметика — и та стала лишь третьей. А продукты питания вообще оказались четвертыми.

Маркетинг и продажи — это одна четверть стоимости лекарственного препарата — 25% от цифры на ценнике. "Что такое лояльность к бренду? Это готовность платить больше за то же самое, — иронизирует заместитель генерального директора STADA CIS Иван Глушков. — В Германии мы уволили всех медицинских представителей, и продажи… выросли. В России же штат наших медпредставителей только растет. Если не продвигать свое лекарство всеми законными способами, то оно никому не будет нужно". Главное различие между немецким и российским рынком — система лекарственного возмещения. В одной из двух стран она уже давно действует.

КАК РАСПОЗНАТЬ "ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ МУСОР"?

Следующий способ "очистки" фармацевтического рынка совсем не похож на предыдущие. Речь идет об инвентаризации Государственного реестра лекарственных средств — провести ее до 10 января 2017 г. поручил президент России Владимир Путин. Глава государства призвал обратить внимание на лекарственные средства с недоказанной эффективностью и безопасностью. А также на те дженерики, которые когда–то оказались зарегистрированы без отчетов о доклинических и клинических исследованиях. Следующим этапом после инвентаризации должно стать собственно удаление сомнительных препаратов из реестра.

Очистить аптеку от всего неэффективного и небезопасного фармсообщество предлагает давно. Вспомните обсуждение закона "Об основах охраны здоровья граждан"! Тогда, летом 2011 г., о лекарствах, которые не лечат, заявляли и эксперты, и представители государственных органов. Долю "фармацевтического мусора" оценивали как очень высокую — от 40 до 80% всех препаратов, которые обращаются на отечественном рынке.

Вопрос только в том, как быстро обнаружить этот самый "мусор". Когда система фармаконадзора в стадии становления, выполнить задачу практически нереально. Именно поэтому в декабре 2015 г. заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Надежда Шаравская предлагала начать "генеральную уборку" с самого простого. Распределить Госреестр на две большие группы препаратов: лекарства, которые есть в аптеках и больницах, и лекарства, которые существуют лишь на бумаге.

ЧЕМ ОПАСНЫ "БУМАЖНЫЕ ПРЕПАРАТЫ"?

Препараты, прошедшие регистрацию и не вышедшие на рынок тем не менее влияют на множество процессов в фармации. Чтобы быть зарегистрированным, лекарству необходима цена. Как только она появляется — она тут же становится ориентиром для своего сегмента. Если лекарство, которого нет, стоит слишком дорого, подорожают и остальные средства с тем же МНН. Если же все с точностью до наоборот, то ценовая планка для производителя аналога будет настолько невысока, что его продукция станет убыточной. А это вновь "экономные" способы "очистки" рынка.

Дорогие дженерики обрушивают спрос, дешевые дженерики обрушивают предложение. Препараты с недоказанной эффективностью и безопасностью обрушивают веру в медицину... И пациент опять же не лечится.

Вроде бы все логично: перестать бегать по замкнутому кругу и вернуться на правильный путь развития поможет "генеральная уборка" фармацевтического рынка. Вот только начинать нужно не с эффективности и безопасности, а с более простых вещей: удалить из Госреестра те препараты, которые существуют лишь на бумаге. Тогда и инвентаризация на предмет "неубедительных" медикаментов станет возможной.

"ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ" КАК ЗАЩИТНИК ПРАВ ПАЦИЕНТА

Есть мнение, что от "фармацевтического мусора" рынок начал "чистить себя сам". С каждым годом конкуренция среди фармпроизводителей все жестче и жестче. Предприятий, еще не внедривших правила GMP, все меньше и меньше. А времена, когда можно было зарегистрировать дженерик даже без исследований биоэквивалентности, кажется, уже стали историей.

И производитель оригинального препарата, и производитель дженерика готовят свою продукцию из одних и тех же субстанций. Различия в химическом составе инновационного и воспроизведенного встречаются все реже и реже.

А это значит, что стандартизировать можно хотя бы качество. "Мне кажется, постановление "третий лишний" — это в первую очередь защита прав пациента. Уже половина участников AIPM (60 из 30) создали производство на территории нашей страны, — замечает Иван Глушков. — Международные компании строго следят за тем, чтобы на всех их заводах соблюдали одни и те же стандарты качества".

Впрочем, правил GMP отрасль ждала многие годы. А ведь есть и другие правила надлежащей практики — например, те, что касаются клинических и доклинических исследований…

А пока — рынок "чистит" себя сам. Как умеет. Не всегда с пользой для себя и пациента.

По материалам III Всероссийского конгресса "Право на лекарство"

 

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"