Введение экономических санкций против России, ослабление национальной валюты (а сегодня рубль подешевел как никогда раньше) не могли не сказаться на фармотрасли.
Цены на лекарства растут, компаниям ограничен доступ к кредитным деньгам, поэтому они стараются искать инвестиции вне банковского сектора.
Так высказался о препятствиях на пути развития розничного сектора Давид Мелик–Гусейнов, директор НП "Центр социальной экономики". И предложил участникам конференции поставить себя на место потребителя, которого волнуют и всегда будут волновать, прежде всего, цены на лекарства. Вопрос цен, уверен эксперт, должен постепенно уходить в плоскость государственных гарантий, а именно в систему лекарственного страхования. Пациент к этому готов. А вот готовы ли аптеки, в основном, региональные, к лекарственному возмещению, эксперт сомневается.
Пациента также волнует физическая доступность аптек: в столице переизбыток аптечных организаций, в регионах их не хватает. Неслучайно все чаще звучат предложения ввести на квоты на их распределение.
Еще потребителю нужен сервис. "Но что считать сервисом: продажу, отпуск в аптеке или что-то третье? Думаю, надвигающийся кризис даст ответ. Для товаропроводящей цепочки следующий год будет очень сложным, особенно для розничного звена", — уверен Д.В. Мелик–Гусейнов.
Дополнительные возможности для развития своей компании в условиях кризиса видит Андрей Гусев, генеральный директор компании "Аптечная сеть А5". Сегодня сеть — один из лидеров розничного звена российского фармрынка. Кризис, по его мнению, поспособствует развитию конкуренции и очищению рынка от малоэффективных аптечных учреждений. Чтобы не оказаться в числе слабых, руководство сети будет активно развивать в своем составе аптеки-дискаунтеры. Например, до 500 наименований ЛС (особенно пользующихся спросом у пожилых, а значит, небогатых людей) продаются в аптеках такого формата без наценки.
"А5" продолжит открывать новые аптеки: в следующем году запланировано порядка 260. Продолжит работу по прямым контрактам с фармпроизводителями, где дистрибуторы выполняют роль логистического оператора (аптечная сеть обеспечивает 16% собственного оборота по прямым контрактам). Будет также развивать проект собственных торговых марок.
А.В. Гусев отметил, что ограничение общения представителей фармпроизводителя с врачами, выписка рецептов по МНН, сужение возможностей в рекламе способствовали тому, что зона влияния на покупателя переместилась в розницу — аптечные организации. Они забрали эту роль у дистрибуторов, диктуя на фармрынке свои условия.
При этом, по словам Андрея Витальевича Гусева, аптечная сеть занимается и деятельностью, которая убыточна. Речь идет о реализации наркотических лекарственных препаратов в 62 аптеках сети "А5" в Московской обл. Это социальная нагрузка на сеть, но отказываться от нее руководство не собирается и планирует открыть еще 6 подобных аптек в Подмосковье в наступающем году.
Продолжая тему сервиса для пациентов в аптеках, А.В. Гусев рассказал, что в "А5" развивают услугу интернет-бронирования, в аптеках-дискаунтерах делают открытыми прикассовые зоны, в аптеках обычного формата размещают отдельные залы с лечебной косметикой для комфорта покупателей. Также аптеки "А5" открыты во всех клиниках крупной сети "Семейный доктор".
Глава компании уверен, выбраны удачные направления развития сети, чему свидетельствует тот факт, что в разгар кризиса "А5" получила нового акционера – европейскую компанию, которая посчитала для себя инвестиции в российскую фармрозницу эффективным шагом.
КАК НЕ ВВЕСТИ СЕБЯ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ
Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия", рассказала на первый взгляд смешную историю о своей попытке пресечь нелегальную деятельность представителя интернет–торговли, пытавшегося через объявление на столбе продать Виагру за 100 руб.
Вопрос о разрешении аптекам продавать дистанционно лекарственные препараты, а также доставлять их до клиента активно дискутируется в фармсообществе. Пока законодательная база для такого вида фармдеятельности не разработана, и вовсю процветают такие вот продавцы.
В ответ на обращение главы "Аптечной гильдии" Росздравнадзор не смог ничего предпринять, так как в объявлении не было юридически значимой информации, только мобильный номер продавца. Федеральная антимонопольная служба ответила, что столб — это не рекламный носитель (как и сайт). В конце концов, в возбуждении уголовного дела УВД по Юго-Восточному административному округу Москвы было отказано. Дело ограничилось штрафом продавца в 500 руб.
Е.В. Неволина процитировала официальный документ, поступивший из органов: "Отказать в возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 306 "Заведомо ложный донос" УК РФ в отношении исполнительного директора НП "Аптечная гильдия" ввиду возможного ее заблуждения по обстоятельствам, изложенным в заявлении".
Так что, поиронизировала Е.В. Неволина, "сама себя ввела в заблуждение". Но она неслучайно привела подобный пример. Весь прошедший год "Аптечная гильдия" боролась за поправки в ФЗ-61, предоставляющие право исполнительному органу в досудебном порядке закрывать сайты, торгующие лекарственными препаратами без лицензии на право ведения фармацевтической деятельности. Поправки приняты Госдумой РФ. Следующий шаг профессионального сообщества — добиться узаконивания понятия "доставка лекарственных средств" потребителю. Е.В. Неволина подчеркнула, что эта услуга востребована и не замечать ее невозможно. Ее поддержал Сергей Шуляк, генеральный директор компании DSM Group: "Нельзя запрещать то, что нельзя победить. Это надо возглавить и упорядочить". Он также добавил, что не видит в торговле лекарственными препаратами добросовестными участниками розничного фармрынка через Интернет угрозы существованию другим аптекам, ведь менталитет покупателя в отношении того, где покупать лекарства, быстро не изменится.
По материалам конференции Pharma Russia