Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
22.10.2024 17:38
18+

Российский фармрынок: сложен, интересен и темен

В 2016 г. Группа компаний "Эркафарм" после 22 лет успешного присутствия на российском розничном фармрынке решила изменить внутреннюю политику — из закрытой для общения со средствами массовой информации превратиться в компанию, готовую делиться с прессой событиями из своей жизни.

А поделиться есть чем. Анастасия Карпова, генеральный директор ГК "Эркафарм", рассказала о результатах работы ключевых сетей компании ("Озерки", "Доктор Столетов") в 2015 г. и о планах на текущий год.

По итогам трех кварталов прошлого года ГК занимала 5–е место в рейтинге крупнейших аптечных сетей (по версии IMS): 317 аптек (всех брендов компании) в 12 регионах страны, более 3500 сотрудников, более 21 млрд руб. выручки в 2015 г.

Карпова_Эркафарм

"Мы сильно выросли за последние два года. Близко к нам никому не подобраться. Дискаунтер "Озерки" — основной генератор выручки", — уверена А. Карпова. На развитие этого бренда компания делает особую ставку. Если до последнего времени аптечная сеть "Озерки" была знакома, в основном, жителям Санкт–Петербурга (первое место в регионе с долей в 38,27%), то теперь с брендом знакомятся и в столице. В августе ушедшего года первая аптека сети открылась на Кузнецком мосту. В связи с непростой ситуацией у коллег по бизнесу план развития сети "Озерки" в Москве был скорректирован. "Будем развивать этот бренд", — сообщила гендиректор компании. Аптекам этой сети уже, можно сказать, тесно в Северной столице. Емкость местного рынка не позволяет компании увеличивать количество аптек под брендом "Озерки", и так в Санкт–Петербурге в сети в месяц делается более 1 млн покупок. Потребителей привлекают низкая наценка, ассортимент и качество продукции, а также дополнительные сервисы: электронная очередь, программа лояльности "Забота о здоровье", позволяющая покупателям получать скидки до 30% на дорогостоящие лекарственные препараты. По словам А. Карповой, до недавнего времени сеть не предоставляла скидок, т.к. наценка на препараты была и без того низкой.

"Ценовое преимущество не может быть единственным. Ценовая война не очень продуктивна", — уверена А. Карпова. ГК "Эркафарм" заключила долгосрочную программу сотрудничества с Санкт–Петербургской государственной химико–фармацевтической академией, в рамках которой студентам будет предоставляться возможность стажировки в аптеках компании. "У нас работают более 1000 провизоров и фармацевтов. Мы являемся одним из крупнейших работодателей в регионе", — напомнила А. Карпова.

Гендиректор "Эркафарм" прокомментировала и текущую ситуацию, связанную с ажиотажным спросом на противовирусные препараты в аптечных сетях. "Такого спроса не ожидал никто, тем более что массовой эпидемии гриппа не было с 2010 г. Производственный цикл некоторых препаратов не позволяет быстро восполнить запасы. Каждый день мы ищем товар у дистрибуторов, берем его по предоплате, и он сразу раскупается. Спрос превышает предложение", — отметила она.

МАЛО КТО СТРОИТ ПЛАНЫ НА 5 ЛЕТ ВПЕРЕД

Не у всех компаний на розничном фармацевтическом рынке дела обстоят так хорошо, не все смотрят вперед с оптимизмом.

Дмитрий Кряжев, создатель геомаркетингового сервиса "VM–Навигатор", дал свою характеристику российскому фармрынку и обозначил основные тенденции, происходящие на нем.

Кряжев_Вадемекум

Помимо того, что этот рынок очень живой и интересный в плане развития, он еще и один из самых сложных и темных, по выражению эксперта. К примеру, такого понятия, как аптечная сеть, по большому счету нет в нашей стране. "Аптечные сети сидят на льготном режиме налогообложения, по сути представляя из себя группу из 50 или более компаний, которые между собой не связаны юридически, но управляются как холдинг. 90% российского розничного рынка представлены такими компаниями", — отметил Д. Кряжев.

Сегодня идет мощная волна консолидации рынка, а также серьезная реструктуризация на фоне объединения группы "36,6" с компанией "А5" (имущество последней, находящееся за пределами Московского региона, активно распродается, например, челябинский филиал выкуплен компанией "Фармленд" из Башкирии).

О закрытости рынка говорит и тот факт, что при составлении дважды в год рейтинга специалисты геомаркетингового сервиса обращаются к компаниям с просьбой предоставить отчетность. Так вот из 200 компаний, которые входят в мониторинг, сегодня отвечают на запросы лишь 20. "Многие аптечные сети сами не могут ответить на вопрос, прибыльны ли они, потому что качество их собственного аудита очень приблизительно", — сказал Д. Кряжев.

Еще одна характеристика — на розничном фармрынке много «мыльных пузырей», когда компании, хоть и быстро развиваются, но не следят за качеством своих аптек, стараясь открыть их как можно больше, чтобы собрать как можно больше выручки. "Гонка за быстрым ростом влияет на показатели многих игроков. Быстрый рост не всегда оправдывает себя, если смотреть на многолетнюю перспективу, мало компаний, которые мыслят сегодня на период времени в 3–5 лет", — подчеркнул эксперт.

Актуальна для рынка и проблема долгов. Риск невозврата аптечными сетями денег дистрибуторам и производителям будет темой номер один в 2016 г. Товарный кредит — это практически банковский, те, кто предоставляют этот кредит, требуют определенных условий и гарантий.

"Протек" предъявил к "36,6" исков на 1,6 млрд руб. По мнению Д. Кряжева, ситуация должна быть урегулирована, никто не заинтересован, чтобы пострадал такой крупный игрок, как "36,6". Компания и в 2016 г. останется главным ньюсмейкером на фармрынке, необязательно, правда, что новости буду позитивными. Эксперт прогнозирует по итогам 2016 г. совокупную выручку компаний "А5" и "36,6" в размере 60 млрд руб. "Такого игрока списывать со счетов нельзя", — добавил он.

В 2016 г. продолжит развитие формат дискаунтера, который, кажется, полюбил весь рынок. По словам эксперта, некоторые аптеки-дискаунтеры, называя себя так, не являются ими по сути. "Магия дискаунтера в умении управлять соотношением количества и качества", — уверен маркетолог.

В любом случае, по мнению Д. Кряжева, 55 тыс. (а по некоторым данным — 57) аптечных учреждений, работающих в стране, дадут в 2016 г. повод говорить о себе, анализировать их работу, прогнозировать и составлять рейтинги.

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"