Говоря о потенциале любой отрасли, и фармацевтической отрасли в том числе, есть смысл говорить о некой производной от двух составляющих – это потенциал предприятий отрасли и потенциал внешней среды, в которой эта отрасль существует. Исходя из этого, для фармацевтической промышленности можно сформулировать три основных направления развития.
Ефимов Дмитрий Валерьевич
Генеральный директор ОАО "Нижфарм", вице-президент STADA по России и странам СНГ
ПОТЕНЦИАЛ
Платежи потребителей
Удельное потребление ГЛС, USD |
|
США |
672 |
Канада |
435 |
Франция |
427 |
Япония |
427 |
Швейцария |
373 |
Германия |
352 |
Испания |
322 |
Италия |
253 |
Великобритания |
250 |
Россия |
67 |
По некоторым данным, может сложиться такая ситуация, что потребление в России как минимум сравняется с Восточно-Европейскими странами, а как максимум – в ближайшие 10 лет выйдет на уровень Великобритании. Но если посмотреть другие данные, получается несколько иная картина – средний российский потребитель платит за лекарственные препараты не многим меньше, чем, к примеру, гражданин Германии. Если соотнести средние доходы в Германии и России, картина становится еще более плачевной. Максимум, на что мы можем рассчитывать – это на рост рынка, который будет коррелировать с ростом благосостояния населения. И это не факт, так как потребление располагается не в сегменте работающих и наиболее обеспеченных людей, но потенциал, безусловно, есть, хотя он не связан с органическим ростом рынка.
Если говорить о российском производстве, существует мнение, что наш потребитель не любит отечественные препараты. Всегда говорится о том, что доля российского потребителя ничтожно мала и падает. Однако есть некоторые данные, которые заставляют задуматься, так ли это. Более глубокий анализ предпочтений показывает достаточно нейтральные (как минимум) результаты: около половины россиян совершенно адекватно воспринимают российские препараты.
Структура рынка в упаковках |
Мнение российского потребителя о российских лекарственных препарата |
Предпочитаю покупать |
49% |
Более безопасны |
44% |
Более эффективны |
35% |
Оптимальны по соотношению цена/качество |
40% |
Вызывают больше доверия |
46% |
Но российского рынка недостаточно для того, чтобы фармацевтическая промышленность начала развиваться быстрыми темпами.
|
Кол-во рынков |
Кол-во продуктов |
Российские компании |
3, 5 |
173 |
Международные компании |
62 |
144 |
Важно рассмотреть вопрос «Что мы можем заработать на этом рынке?». Речь идет о различных инновационных препаратах и стратегиях. Нужно искать новые возможности, рынки, расширять границы. Совокупный объем рынков «других стран» составляет около 125 млрд долл. США или около 10 размеров рынка РФ.
Потенциал внешней среды: выводы
√ Фатальных, непреодолимых ограничений для развития российской фармацевтической отрасли с точки зрения внешней рыночной среды не существует. Российский потребитель охотно воспринимает лекарственные средства российского производства, считая их, в целом, надежными, эффективными, заслуживающими доверия.
√ Значительный рост российского рынка возможен лишь за счет внедрения новых форм финансирования, в рамках которых возможно создание дополнительного «регулируемого» спроса на российскую продукцию.
√ Потенциал экспортных рынков плохо изучен российскими компаниями. Его развитие способно придать существенный дополнительный импульс в развитии отрасли.
Потенциал российских компаний: ассортимент
– Основу ассортимента значительной части российских производителей составляют морально устаревшие дженерики с историей, насчитывающей несколько десятков лет.
– Ассортимент выпускаемой продукции отечественных компаний существенно пересекается, что приводит к ценовой конкуренции (при неэффективности производства), к отсутствию внутренних финансовых источников для роста.
Пример: Из первой десятки наиболее продаваемых МНН российского производства, 7 – производятся более чем 5 компаниями, а 2 МНН – более чем 50.
– Отсутствие возможностей для развития продуктового портфеля значительно ограничивает диапазон рыночных стратегий, фактически сводя его к одной (наименее перспективной) – ценовой войне.
Потенциал российских компаний: качество
– Сравнительно низкое качество производства, обусловленное отсутствием/недостаточностью инвестиций в развитие мощностей и обучение персонала. – Эффективность и безопасность ЛС играет большую роль в системе ценностей потребителя.
– Низкий уровень качества производства не позволяет реагировать на эту тенденцию, а также значительно ограничивает реализацию экспортных стратегий.
Потенциал российских компаний: экономика
– Российское производство представлено в основной массе предприятиями, выполняющими последние две-три фазы технологического цикла.
– Производство активных фармацевтических субстанций не развито. Также отсутствует адекватное предложение отечественного фармацевтического оборудования.
– У большинства российских производителей отсутствует иная возможность удерживать конкурентные цены на дженериковый ассортимент, кроме как в ущерб качеству выпускаемой продукции.
Российские производители не имеют никакого ощутимого экономического преимущества перед конкурентами из Китая и Индии. В самой ближайшей перспективе данный факт серьезно скажется на позиции российских компаний не только на экспортных рынках, но и на рынке РФ.
Заключительные выводы
– Потенциал отрасли реализуется ТОЛЬКО через использование возможностей, предоставляемых внешней средой.
– У нас нет никаких естественных или исторически сложившихся преимуществ.
– Текущее состояние отрасли требует немедленного вмешательства (поддержки!) государства:
«Индийский путь»?
Стимулирование полного цикла производства?
Преференции при госзакупках?
GMP как естественный фильтр?
По материалам форума "Бизнес в эпоху перемен"