За I полугодие 2017 г. в аптеках страны было продано 15,4 млн упаковок средств для ухода за больными на сумму 6,1 млрд руб. в розничных ценах. Это на 8,4% больше чем за аналогичный период 2016 г. в рублях и на 8% — в упаковках*.
"Средневзвешенная стоимость одной упаковки средства для ухода за больными в розничных ценах по итогам первых 6 месяцев 2017 г. незначительно увеличилась (на 0,4%) по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. и составила 392 руб., — отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. — Наибольшее увеличение средневзвешенной стоимости упаковки средств для ухода за больными среди ТОР–10 показали бренды Depend (+10,6%) и Molipants (+9,7%). Бренды Seni и Molinea отметились снижением стоимости на 7% и 4,2% соответственно".
В настоящее время аптеки предлагают порядка 13 типов товаров для ухода за больными. Наиболее востребованными являются урологические подгузники, которые занимают 58,2% в структуре продаж аптек в данном сегменте (на 0,9% меньше, чем в первые 6 месяцев 2016 г.). 20,6% средств потребители тратили на приобретение урологических прокладок (против 18,5% в январе—июне 2016 г.). 3 место по популярности в стоимостном выражении заняли урологические пеленки и простыни — 15,7% (доля выросла на 0,8%).
Ассортимент урологических подгузников, реализуемых через аптечные сети, достаточно широк: около 170 торговых наименований 15 различных брендов.
Бесспорным лидером уже многие годы остается бренд Seni, доля которого по итогам I полугодия 2017 г. составила 59,1% в стоимостном и 52,6% — в натуральном выражении. Показатели прироста объема реализации возросли на 5,4% в рублях и на 6,8% — в упаковках. Бренд Depend активно наращивает объем продаж в стоимостном и натуральном выражении (на 66,0% и 62,5% соответственно), в результате чего Depend смог сместить Molipants на позицию ниже, чем в соответственном периоде 2016 г.
Табл. 1 Рейтинг основных брендов категории средств для ухода за больными
"Урологические подгузники" (январь — июнь 2017 г.)
Бренд |
Доля, руб., |
Прирост 6 мес. 2017/2016, |
Доля, упак., % |
Прирост |
SENI |
59,1 |
5,4 |
52,6 |
6,8 |
TENA |
25,2 |
–3,7 |
20,4 |
–8,4 |
MOLICARE |
8,9 |
29,2 |
5,7 |
21,3 |
DEPEND |
3,0 |
66,0 |
3,9 |
62,5 |
MOLIPANTS |
2,5 |
15,2 |
16,2 |
5,0 |
Второе место по популярности у потребителей по праву принадлежит сегменту "Урологические прокладки", которые с каждым годом всё больше набирают популярность (в 2012 г. предпочтение данному сегменту отдавали 15,8% потребителей, а в 2017 уже 20,6%). Закупки средств данного сегмента возросли за первые 6 месяцев 2017 года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года на 20,5% в стоимостном и 18% — в натуральном выражении. Ассортимент сегмента более узок: на рынке присутствует лишь 9 брендов, производимые 6 компаниями. Стоит отметить, что рынок урологических прокладок очень высоко концентрирован. Тройка лидеров занимает более 97,2% объема продаж аптек. Лидером стоимостного рейтинга стал бренд Molimed (37,5% потребителей в январе — июне отдали своё предпочтение данному бренду). В рейтинге по натуральному объему продаж лидирует бренд Seni (доля рынка составила 42,3%).
Наиболее быстрорастущим брендом пятерки лидеров стал Molimed: +41,2% в рублях и +29,3% в натуральном выражении. Данный прирост повлиял на увеличение присутствия бренда на рынке как в стоимостном, так и в натуральном выражении (+5,5% в рублях и +1,6% — в упаковках).
Табл. 2 Рейтинг основных брендов категории средств для ухода за больными
"Урологические прокладки" ( январь — июнь 2017 г.)
Бренд |
Доля, руб., % |
Прирост 6 мес. 2017/2016, руб., % |
Доля, упак., % |
Прирост 6 мес. 2017/2016, упак., % |
MOLIMED |
37,5 |
41,2 |
30,4 |
29,3 |
SENI |
34,8 |
23,5 |
42,3 |
27,8 |
TENA |
24,9 |
–3,0 |
24,6 |
–3,6 |
MATOPAT |
1,4 |
6,2 |
1,2 |
4,6 |
EURON |
0,6 |
25,4 |
0,6 |
17,4 |
Третьей по емкости среди средств для ухода за больными являются "Впитывающие пеленки и простыни". Она занимает 15,7% рынка в стоимостном объеме и 19,2% в натуральном. Данная группа значительно выросла по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. (14,9% в рублях и 18,6% — в упаковках). Лидером в этой группе является бренд Seni, занимающий долю около 40% от объёмов продаж группы в стоимостном выражении. При сравнении двух периодов максимальный рост принадлежит брендам Euron (68,6% в руб. и 73,4% — в упаковках) и Seni (+56% в руб. и 59,6% в упак.), сокращение показал бренд Tena (—33,1% в руб. и в упак.).
Табл. 3 Рейтинг основных брендов категории средств для ухода за больными
"Впитывающие пеленки и простыни" ( январь — июнь 2017 г.)
Бренд |
Доля, руб., % |
Прирост 6 мес. 2017/2016, руб., % |
Доля, упак., % |
Прирост 6 мес. 2017/2016, упак., % |
SENI |
40,4 |
56,0 |
35,8 |
59,6 |
TENA |
23,8 |
–33,1 |
25,1 |
–33,1 |
MOLINEA |
21,4 |
44,3 |
12,4 |
50,7 |
АНГЕЛИНА |
5,0 |
–17,4 |
12,3 |
–14,6 |
EURON |
4,8 |
68,6 |
8,3 |
73,4 |
------
* По данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России DSM Group