Специализированные мероприятия:

РАС – как наладить контакт с реальностью?

РАС – как наладить контакт с реальностью?
14 ноября 2018

Год от года число детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) возрастает.

По данным последнего отчета Центра по контролю заболеваемости и профилактике США (CDC), данная патология наблюдается у одного школьника из пятидесяти. В США средние затраты семьи на занятия и реабилитацию ребенка с РАС составляет 50 тыс. долларов в год. Несмотря на то, что раннее выявление заболевания и его коррекция значительно сокращает расходы, точных и эффективных средств для лечения аутизма пока не разработано.

Впервые описание характерных для РАС симптомов появилось в XVII в., а тремя столетиями позже психиатрами Лео Каннером и Гансом Аспергером были описаны ранний детский аутизм, характеризующийся быстрым проявлением симптомов, и синдром Аспергера, проявления которого заметны на 2–3 году жизни ребенка, при этом его интеллект соответствует возрастной норме или даже превышает ее.

Существует несколько теорий возникновения РАС, в разное время каждая из них считалась основной. Специалисты полагали, что РАС появляется из-за органического повреждения ЦНС, генетических сбоев или это вовсе одна из разновидностей шизофрении. Сегодня специалисты все больше склоняются к генетической природе заболевания.

Также нельзя оставлять без внимания тот факт, что 18–20% от общего числа популяции больных РАС утрачивают признаки заболевания к подростковому возрасту. Изучение особенностей жизни этих людей поможет выяснить, какие методы реабилитации привели к прогрессу.

В нашей стране проблема оказания специализированной помощи детям с РАС выражена сильнее, нежели в Европе и США. Основная причина – отсутствие единых протоколов лечения. Из-за этого часть пациентов сталкивается с гипердиагностикой, другие же упускают время, необходимое для начала коррекции состояния, поскольку специалисты не видят у них признаков патологии. Без клинических протоколов нельзя вести статистическую работу и посчитать средние финансовые расходы семьи на ребенка с РАС. Еще одна сложность заключается в том, что врачи при постановке данного диагноза часто руководствуются МКБ-10, являющейся классификатором, а не диагностическим инструментом. Нельзя не отметить и недостаточную квалификацию специалистов первичного педиатрического звена, которые не знают, как проводить необходимые для выявления РАС скрининги.

Из-за этого диагноз РАС в нашей стране обычно ставят детям после 3 лет, однако есть признаки, указывающие на нарушение психического развития раньше. Как отметил психиатр клиники "МЦР дети" Андрей Хаванов, родителям стоит насторожиться, если к году у ребенка отсутствуют гуление, лепет и указующий жест, в 16 месяцев он не произносит слова, а к двум годам – фразы. Еще один плохой признак – регресс развития. Как правило, РАС начинает явно проявляться, когда требования социальной среды превышают возможности ребенка. Также ребенок может испытывать стойкий дефицит социальной коммуникации, не имея при этом задержки развития, у него бывают ограниченные формы поведения, интересов и активности.

В 70,8% РАС сопровождается различными коморбидными расстройствами – ОКР, агрессивным и аутоагрессивным поведением, тревожными и психотическими расстройствами, депрессией, гиперактивностью и дефицитом внимания. Поэтому для коррекции состояния применяют не только различные виды когнитивной терапии, но и современные психотропные препараты, не ухудшающие состояние пациента.

Одним из эффективных методов реабилитации пациентов с РАС служит АВА-терапия, основанная на принципе прикладного анализа поведения. Используя законы поведения, она эффективно обучает необходимым навыкам: мелкой и крупной моторике, самообслуживанию, имитации, речи, коммуникации, а также корректирует нежелательное поведение. Достоинство данного метода в том, что все методы, позволяющие добиться цели, этичны, решение о применении того или иного метода принимается, исходя из индивидуальных особенностей пациента, а основной упор делается на мотивацию. Если навык сложный, то его освоение разбивают на множество мелких шагов. Хороший эффект АВА-терапия дает, если проходить ее в интенсивном режиме – 20 часов в неделю.

В Москве лечением и реабилитацией пациентов с РАС занимаются несколько специализированных клиник и центров. Один из них – Междисциплинарный центр детской реабилитации.

Сначала ребенка обследуют специалисты реабилитационной бригады, куда входят клинический психолог, психиатр, логопед, эрготерапевт и кинезиотерапевт. Комплексная диагностика позволяет поставить правильный диагноз и оценить текущее состояние пациента, это необходимо для разработки индивидуальной программы занятий, учитывающей потребности ребенка и его семьи. Занятия проходят совместно с родителями – это позволяет им освоить коррекционные методики и в дальнейшем применять их дома, а после завершения программы родители могут получить дистанционную поддержку специалистов МЦР.

По материалам мероприятия МЦР "Аутизм – особенности реабилитации и социализации детей"

Источник: Ирина Обухова, журналист

Все статьи и новости АптекаМос >>