Настоящая статья является продолжением серии статей, опубликованных в предыдущих номерах, посвященных правовым основам проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций.
Бородина Елена Михайловна
Юрисконсульт юридической компании «Юнико-94»
Данной статьей будет начат новый раздел данной серии, касающийся проверок, осуществляемых органами, деятельность которых не урегулирована Федеральным законом No 134-ФЗ. В статье рассмотрены особенности проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций органами милиции.
Деятельность милиции при проведении проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности организаций регулируется следующими нормативными актами:
Милиция в Российской Федерации, согласно ст. 1 Закона «О милиции» – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законодательством. В соответствии с назначением, одним из предоставленных милиции полномочий, в частности является право требования при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также право самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.
Указанными выше приказами выделяется 2 вида контрольных мероприятий: ревизии и проверки. Проверки проводятся согласно приказам МВД РФ No 177 и No 636, ревизия проводится только в соответствии с приказом МВД РФ No 636.
Пункты 12 и 18 Инструкции Приказа No 636 закрепляют следующие определения:
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Ревизию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (далее – ревизия) назначают уполномоченные на то должностные лица органа внутренних дел (органа милиции) в целях проверки имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
Согласно же п. 9 Инструкции Приказа МВД РФ No 177, проверку назначают уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел в целях выявления, предупреждения, пресечения и документирования преступлений и правонарушений, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах.
Однако стоит отметить, что порядок проведения проверок и ревизий согласно Приказам 636 и 177 практически идентичен.
Так, уполномоченные должностные лица, указанные в Приложении No 2 к Приказу No 177 – в случае проведения проверки, а также начальник ОВД или его заместитель – в случае проведения ревизии (проверки) в соответствии с Приказом No 636, выносят мотивированное постановление о проведении проверки (ревизии) с указанием состава проверяющих сотрудников милиции при наличии достаточных данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, согласно Приказу 636, или нарушении законодательства о налогах и сборах, согласно Приказу No 177.
Важно отметить, что день вынесения постановления о проведении проверки (ревизии) является днем начала срока ее проведения, который не может превышать 30 дней. По окончании проверки (ревизии) в обязательном порядке составляется акт в 3 экземплярах, день подписания которого всеми проверяющими является окончанием срока проведения проверки (ревизии). Первые 2 экземпляра акта остаются в милиции, третий выдается проверяемому лицу под расписку с соответствующей отметкой в первом экземпляре акта.
В актах обязательно указываются полное и сокращенное наименование проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя, его ИНН, место проведения проверки (ревизии), специальные звания, фамилии, имена, отчества, наименования должностей лиц, проводивших проверку (ревизию), обобщенные сведения о проведенной ревизии (проверке), а также даты начала и окончания проверки (ревизии).
Акт проверки по 177 и акт ревизии по 636 Приказам должны состоять из трех частей: общей, описательной и итоговой.
В общей части актов, кроме перечисленных выше, обязательно должны быть указаны фамилии, имена и отчества представителей организации. Причем, если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемых должностей. Копии указанных документов прикладываются к акту.
Также отражению в общей части акта подлежит период, за который проведена проверка (ревизия). Непременно указываются сведения о государственной регистрации аптечной организации, о постановке на учет в налоговом органе, об открытых в банках расчетных и валютных счетах, о принятой учетной политике. Отдельным пунктом указываются сведения о месте нахождения (регистрации) юридического лица или ПБОЮЛ. Причем, если место осуществления хозяйственной деятельности (а для актов ревизии – также место осуществления финансовой, предпринимательской и торговой деятельности) не совпадает с местом регистрации (нахождения), в акте проверки (ревизии) указывается также место осуществления такой деятельности. В связи с этим стоит отметить тот факт, что если проверка (ревизия) проводится в занимаемых юридическим лицом (ИП) помещениях, представители проверяемых вправе присутствовать при проведении указанных мероприятий.
Проверяющие также обязаны указать в общей части акта документальное подтверждение наличия права на осуществление лицензируемых видов деятельности, в том числе отметить номер и дату выдачи лицензии, наименование органа, ее выдавшего, сроки действия лицензии; а также указать документальное подтверждение фактически осуществляемых видов деятельности, в том числе запрещенных законодательством или осуществляемых при отсутствии соответствующей лицензии.
В общей части акта проверки в соответствии с Приказом No 177 также обязательно должны быть указаны дата подписания и номер постановления о проведении проверки.
Описательная часть актов проверки (ревизии) должна комплексно отражать все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений: сущность правонарушения, способ его совершения, период финансово-хозяйственной деятельности, к которому данное правонарушение относится, должностные лица, причастные к совершению указанного правонарушения, ссылки на первичные документы и иные обстоятельства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения (с указанием нормативно-правовых актов, требования которых нарушены – для актов ревизии), а также факты непредставления каких-либо документов (предметов, материалов).
Итоговая часть акта ревизии должна отражать выводы о результатах ее проведения.
Итоговая часть акта проверки в соответствии с Приказом No 177 должна отражать обобщенные сведения о результатах проверки с указанием нормативных правовых актов, нарушения положений которых выявлены.
Что касается акта проверки в соответствии с Приказом No 636, то к его оформлению применяются менее строгие требования, в частности законодательство не требует внутреннего разделения акта на части. По содержанию указанный акт близок к вышерассмотренным актам: в нем могут отражаться все данные, которые отражаются в актах ревизии и проверки согласно Приказам NoNo 636 и 177 соответственно, за исключением данных, отражаемых в итоговых частях этих актов. Но обязательному отражению в акте проверки согласно Приказу No 636 подлежат все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений; ссылки на документы и иные обстоятельства, подтверждающие факт нарушения законодательства с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены; сущность правонарушения, способ его совершения; факты непредставления каких-либо документов.
Необходимо заметить, что при проведении проверок сотрудники милиции вправе применять технические средства и приемы (фото- и киносъемка, видеозапись и др.). Полученные в результате данные они обязаны приложить к акту проверки (ревизии) с отметкой о применении этих средств. Также сотрудники милиции наделены правом изымать документы (либо их копии) с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов (либо их копий). Причем стоит иметь в виду, что, согласно пункту 25 части 1 статьи 11 Закона «О милиции», если изымаются подлинные документы, проверяющий должен снять копии с этих документов, заверить своей подписью и передать эти копии представителю проверяемой аптечной организации. Если копии изготовить или передать одновременно с изъятием не представляется возможным, в любом случае должностное лицо ОВД, проводящее проверку (ревизию), должно передать заверенные копии проверяемому лицу в течение 5 дней и сделать об этом запись в протоколе об изъятии.
Особое внимание при проверке соблюдения правил торговли сотрудники милиции обращают на наличие и достоверность:
По результатам проверки, ревизии принимается одно из следующих решений:
По результатам проверки согласно Приказу №177 возможно также еще одно решение: о передаче материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения.
Материал подготовлен с использованием справочной правовой системы «КонсультантПлюс»