Никоретте, Микролакс
13.04.2024 14:45
18+


Профессионализм у нас стоит на первом месте

Профессионализм у нас стоит на первом месте фото

Аптечный пункт "Фармсервис" (ул. Яблочкова, д. 21в) открыл свои двери для посетителей более 20 лет назад.

О том, как сохранить и приумножить традиции, грамотно организовать работу коллектива, рассказывают генеральный директор Ася Анатольевна Авакова и фармацевт, имеющий за плечами 34–летний опыт работы в фармации, Хава Ахметовна Ахриева.

Ася Анатольевна, поделитесь секретом, как Вам удается столько лет успешно держаться на фармацевтическом рынке?
А.А.:
Да, мы работаем уже много лет, и стараемся постоянно радовать наших посетителей! Я руковожу тремя аптечными предприятиями, и по своему опыту знаю, что это самый оптимальный вариант. Я люблю все делать сама, а если будет работать бóльшее количество аптек, необходимо расширять штат, открывать офис, т.е. предстоит совсем другая организация труда.

Я часто выхожу в торговый зал и слышу много хороших слов о работе аптеки, квалификации наших фармацевтов, и для нас это невероятно важно! В свое время посетители очень часто говорили нам о том, что им был бы удобен круглосуточный график работы, и мы пошли им в этом им навстречу!

У нас большой товарооборот, очень широкий ассортимент, функционирует отдел рецептурного отпуска. Мы предоставляем нашим посетителям выбор — от недорогих, проверенных временем препаратов до современных лекарственных средств. Многие посетители, которые уехали из нашего района, все равно звонят, советуются, приезжают к нам за препаратами.

А что изменилось в оформлении аптеки за эти годы? И надо ли в принципе что-то менять?
А.А.:
Может быть, сложно представить, но наш интерьер остался неизменным, даже мебель сохранилась с тех времен. Эта аптека на Тимирязевской была у нас первой, с тем временем связано очень много воспоминаний, и мне бы не хотелось ничего менять кардинально! И постоянным посетителям атмосфера аптеки нравится.

На ваш взгляд, как поменялось отношение населения к вопросам самолечения за последние годы?
(К разговору присоединяется Х.А. Ахриева)

VZ0515_2

Х.А.: Сейчас огромное влияние на людей оказывает Интернет, население стало более образованным, но, с другой стороны, стало чаще заниматься самолечением! Работая за первым столом, мы сталкиваемся с тем, что люди получают совершенно недостоверную информацию, ищут препараты, которые не подходят для лечения их заболевания! Тем не менее меня очень радует, что в большинстве случаев посетители все–таки прислушиваются к мнению первостольника. Опять же, мы можем советовать только безрецептурные препараты, в остальных случаях направляем людей к лечащему врачу. Знаете, какой аргумент наши посетители считают в этом случае весомым? Что вот мы — фармацевты и тем не менее тоже пациенты и ходим к врачу.
А.А.: Интересно, что сейчас даже дети разбираются в витаминах и препаратах. Часто можно увидеть такую картину — ребенок просит маму или бабушку купить ему тот или иной витамин.

Ася Анатольевна, какие качества Вы цените в сотрудниках, прежде всего?
А.А.:
В нашей аптеке работают 10 специалистов, включая замечательную заведующую Татьяну Васильевну Семину и нашу глубокоуважаемую Хаву Ахметовну. Я рада, что у нас профессиональный коллектив, при этом он очень дружный, сплоченный. Что я подразумеваю под профессионализмом? Фармацевт должен быть предельно собранным, внимательным, тактичным. Он должен уметь разобраться в ситуации. Не секрет, что сейчас врачи не всегда бывают в курсе появления на рынке каких–то эффективных препаратов последнего поколения. Должна признать, что зачастую они все еще путают формы, дозировки, а ведь это невероятно важно! Нам очень не хватает связи с врачебным сообществом. Но я надеюсь, что ситуация изменится. Поэтому профессионализм у нас стоит на первом месте!

Говорят, что молодые специалисты приходят в аптеку неподготовленными, уровень знаний стал другим.
А.А.:
Лично я очень положительно отношусь к молодым специалистам и всегда стараюсь привлекать их к работе. У молодых есть желание работать, и очень важно всячески его развивать и поддерживать. Если говорить о нашем коллективе, самому молодому фармацевту у нас исполнилось 28 лет, и мы очень довольны ее работой! Сначала молодежь проходит у нас стажировку, мы присматриваемся к специалисту, стараемся понять, сможем ли работать вместе. И интуиция в этом плане меня не подводила.

Хава Ахметовна, наверняка Вы передаете молодежи свои знания? Не трудно с ними?
Х.А.:
Мы стараемся во всем помогать друг другу, я с удовольствием помогаю молодым специалистам, ценю их стремление к знаниям, терпение. Когда–то и мы были молодыми специалистами, я в 1981 г. окончила Грозненское фармацевтическое училище и с тех пор не изменяла своей профессии. Еще древние мудрецы говорили: "Чтобы работа не была в тягость, нужно полюбить ее". Я свою работу очень люблю и надеюсь, что она любит меня (смеется). Мне очень приятно, что и моя старшая дочь пошла по моим стопам, окончив фармацевтическую академию.

Для меня, например, на первом месте стоят духовные ценности, поэтому я очень ценю нашу аптеку, ведь здесь на первом месте стоят человеческие отношения. Для нас важны такие качества, как взаимопонимание, взаимовыручка, в чем–то даже снисходительность, ведь людям свойственно ошибаться. Такие ценности в наше время достаточно редки, и в этом огромная заслуга нашего генерального директора Аси Анатольевны которая смогла создать в коллективе такую благоприятную атмосферу! Я работала в Грозном, Назрани, после переезда в Москву трудилась в аптеках крупных аптечных сетей. Вот уже семь лет я работаю в аптеке "Фармсервис" и считаю, что именно здесь я нашла себя!

А какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать фармацевт?
Х.А
.: В первую очередь нужно всегда помнить о том, что в аптеку приходят люди, которые нуждаются в помощи, сочувствии, многим нужно просто поговорить, излить душу. Очень часто можно услышать: "Мы просто хотели излить свою боль", — и фармацевт должен отнестись к человеку с пониманием, ведь когда люди тебе доверяют, это большая ответственность, не разочаровать их! И если первый раз человек может зайти в аптеку спонтанно, то второй раз он приходит уже целенаправленно, а в третий — с надеждой!

Я благодарна судьбе за то, что в моей жизни встречалось так много хороших людей, прекрасных специалистов. Помню, перед государственными экзаменами в медицинском училище наш куратор Аза Владимировна сказала слова, которые я запомнила на всю жизнь: "Вы молодые, красивые, будете стоять в аптеке в белых халатиках и ждать таких же молодых и красивых. А в аптеку приходят в основном немолодые, нездоровые люди, нуждающиеся в помощи". Я думаю, что сегодня молодым специалистам нужно чаще повторять эту фразу.

А как совместить два понятия — продавец и специалист здравоохранения? Аптека — это же предприятие торговли…
Х.А.:
Мне пока не приходилось слышать в свой адрес, что я продавец, и это очень радует. Наверное, это происходит потому, что в своей работе мы не делаем акцент на коммерции, а к каждому стараемся отнестись по-человечески, дать профессиональный совет. Ведь люди, которые постоянно приходят в аптеку, чувствуют, какими мотивами вы руководствуетесь, — коммерческими, профессиональными, этическими.

Какие формы обучения интересны Вам как фармацевту?
Х.А. Нам интересны все формы обучения, которые предлагают фармацевтические компании, на этих занятиях мы узнаем много нового. Знаете, при приеме препаратов есть какие-то моменты, которые не указаны в инструкции. Например, недавно мы проходили обучение по приему препарата "Магне B6", и я узнала, что его нужно употреблять только в светлое время суток. А вот препараты йода — только при соблюдении определенной диеты. И моя обязанность как фармацевта донести информацию до потребителя. Если бы подобные семинары посещали еще и врачи, тогда нам всем было бы легче работать!

По каким критериям Вы выбирали место для работы аптеки?
А.А.:
Аптека находится на выходе из метро "Тимирязевская" и рядом с одноименной станцией железной дороги Савеловского направления. К нам часто заходят посетители, которые рано утром или поздно вечером спешат на электричку, и мы стараемся формировать ассортимент с учетом их потребностей. Очень часто люди спрашивают диетическую продукцию, энергетический батончик, соки, воды, одноразовые стаканчики. Здесь обязательно стоит учитывать тот фактор, что люди спешат на электричку, поэтому фармацевты должны их быстро обслужить, а значит, всегда быть в тонусе, уметь грамотно проконсультировать. Сейчас в нашем округе открылось большое количество аптек, какая–то часть посетителей уходит туда, конкуренцию никто не отменял. Нам приходится думать над тем, как привлекать население и обеспечивать достойные условия работы нашим сотрудникам.

Интересно, чем Вы привлекаете посетителей?
А.А.:
Мы стараемся привлекать посетителей ценами. У нас можно бесплатно измерить давление, часто нам приходится оказывать первую помощь. Бывают случаи, что в аптеку заходят люди с очень тяжелыми заболеваниями, и мы стараемся помочь, чем можем, вызываем скорую помощь. Поэтому могу с уверенностью сказать, что нас знают в округе и часто бегут за первой помощью, как в медсанчасть. Мы очень внимательно относимся к детям, наши фармацевты любят, когда проходят акции, связанные с детскими подарками, — для малышей это всегда праздник! У нас можно получить скидку в размере 5% владельцам "Социальной карты москвича". Мы работаем под заказ, и в этом случае также предоставляем нашим посетителям существенные скидки, чтобы они не ушли в другую аптеку и были заинтересованы в приобретении препарата.

Экономический кризис как–то ощущается на деятельности предприятия?
А.А.:
Да, был период, когда экономический кризис повлиял на нашу работу, поднялись цены на препараты, исчезло очень много импортных лекарств, а российские не в полной мере могли их заменить. Но сейчас ситуация начала восстанавливаться.

Аптека занимает небольшое помещение, но проблем с выкладкой товара нет. Как удается грамотно использовать пространство?
А.А.:
Над выкладкой товара постоянно работают фармацевты, иногда мы что–то меняем, но люди часто говорят о том, что привыкли к определенному оформлению витрин. Если приходит новая косметика, диетическая продукция, средства по уходу за лежачими больными, мы делаем соответствующие надписи, стараемся обратить внимание населения на новинки.

VZ0515_3

Как Вы думаете, по каким критериям люди выбирают аптеку?
А.А.:
Вы знаете, я уверена в том, что должен сложиться определенный синтез: грамотный и вежливый персонал, цены, удобное месторасположение. В нашей аптеке сошлись все эти факторы.

Поделитесь планами на будущее...
А.А.:
Мне бы хотелось увеличить площадь нашей аптеки, развить такое направление, как ортопедия, которое пользуется спросом. У нас работал отдел оптики, но из-за небольшого помещения пришлось его закрыть. Периодически мы что–то меняем, пробуем что-то новое, и я надеюсь, будем и дальше развиваться, причем во всех своих трех предприятиях.

 

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"