Аллергия — это специфический ответ иммунной системы на действие чужеродных для организма веществ (частиц пыли, пыльцы растений, продуктов питания, лекарственных препаратов, химических веществ). Аллергические реакции могут проявляться по-разному: покраснение глаз, слезотечение, кожный зуд, заложенность носа, сухой кашель. Причины разнообразны: заболевания внутренних органов, наследственность, частые инфекционные заболевания. Для предупреждения развития и устранения симптомов аллергии применяют противоаллергические препараты.
Рассмотрим аптечный ассортимент противоаллергических средств системного действия. Все данные приведены в ценах оптовой аптечной закупки за период с апреля 2013 г. по март 2014 г. (МАТ‘13–14) в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (МАТ‘12–13).
На сегодняшний день рынок включает 62 бренда или 201 полное торговое наименование. Стоимостный объем рынка за указанный период (МАТ‘13–14) составил 7,3 млрд руб. (+7,2%), а натуральный — 56,1 млн упаковок (+1,1%).
Рассмотрим рейтинг противоаллергических средств в руб. (табл. 1). Лидирующую строчку рейтинга занимает бренд Супрастин (Egis Pharmaceuticals Plc), его доля продаж в сегменте составила 15,4%. За ним следует бренд Зиртек (с долей 10,8%) от компании UCB Farchim S.A. Замыкает тройку лидеров бренд Эриус (Schering-Plough Labo N.V.), его доля составляет 10,2%. Максимальные приросты продаж наблюдаются у брендов Фенистил (+20,9%) от компании Novartis Consumer Health S.A. и Зодак (+20,8%) — Zentiva k.s.
Среди ТОР–10 в упаковках (табл. 2) бренд Супрастин также занимает лидирующую позицию (доля 19,0%). Вторую строчку рейтинга занимает выпускаемый разными производителями бренд Диазолин, с долей 14,7%. На третьей позиции — бренд Цетрин (9,1%), от компании Dr.Reddy's Laboratories Ltd. Максимальный прирост отмечается у брендов Фенистил (14,5%) и Тавегил (14,0%).
На ТОР-10 брендов по объему в рублях приходится 83,4% от емкости группы, а по натуральному объему — 82,5%. Рынок противоаллергических средств растет в рублях и в упаковках.