Поскольку покупка готового аптечного бизнеса, как правило, представляет собой сделку о приобретении доли в уставном капитале юридического лица, начать подготовку к покупке необходимо с юридической проверки общества, а саму юридическую проверку — с изучения публичных данных о компании.
Илья Болотнов
Партнер "Пепеляев Групп"
Константин Шарловский
Руководитель практики Фармацевтика и здравоохранение "Пепеляев Групп"
Таисия Кубрина
Юрист практики Фармацевтика и здравоохранение "Пепеляев Групп"
Поскольку покупка готового аптечного бизнеса, как правило, представляет собой сделку о приобретении доли в уставном капитале юридического лица, начать подготовку к покупке необходимо с юридической проверки общества, а саму юридическую проверку — с изучения публичных данных о компании.
Доступных открытых источников информации для такой проверки сейчас великое множество. Цифровизация сделала свое дело и выяснив лишь название юридического лица, номер госрегистрации или ИНН, можно узнать довольно много о компании, ее истории, участниках или акционерах, деятельности, менеджменте, судебных спорах и т.д. Традиционные источники, используемые при проверках:
Цель такого исследования общедоступной информации — понять, что речь идет о действующем юридическом лице, которое не вовлечено в существенные проблемные ситуации: значительное количество споров, банкротство, ликвидация, корпоративный конфликт. Но не только. На чем еще имеет смысл заострить внимание?
Используя электронные ресурсы, можно проверить участие будущих продавцов или бизнес–партнеров в других бизнесах, где они могут выступать как совладельцы или топ–менеджеры. Почему это важно?
Розничный аптечный бизнес — крайне конкурентная среда и покупателю лучше заранее знать, что потенциальный соучредитель аптеки или аптечной сети является напрямую или через близких родственников совладельцем еще пары сетей. В такой ситуации усилия вашего партнера могут быть направлены на развитие не только вашей сети, но и на развитие конкурентов. Сказаться на результатах аптечного бизнеса может и владение долей в предприятиях из смежных отраслей: сети стоматологических клиник или оптических салонов, в компании — эксклюзивном дистрибуторе лекарственных препаратов, БАДов, или медицинских изделий.
Перечисленные факты — сигнал для дополнительной проверки отсутствия у партнера конфликта интересов во владении или управлении другими компаниями. Наличие потенциального конфликта интересов само по себе может и не являться поводом для отказа от сделки, однако в этом случае есть смысл обсудить с партнером условия взаимодействия более подробно, а также, конечно, закрепить их в соглашении.
Первое приходящее на ум решение — надо договориться с продавцом о неконкуренции, включив такие условия в документы по сделке. Подход небезупречен с разных позиций и стоит быть готовым проанализировать целый ряд факторов и условий для принятия окончательного решения идти данным путем (начиная с анализа допустимости такого соглашения[1], заканчивая анализом шансов на успех возможного иска против делового партнера в связи с нарушением соответствующего условия о неконкуренции или в связи с недобросовестной конкуренцией со стороны продавца).
Другим вариантом снижения рисков может стать договоренность о выходе партнера из конкурирующего бизнеса или о приобретении доли в этом бизнесе наравне с основным активом по сделке. В качестве позитивной мотивации в пользу развития бизнеса до момента закрытия сделки в случае его полного приобретения, возможно, например, использовать отсроченные, обусловленные результатами работы сети выплаты. Подобное условие не даст гарантии, что приобретаемый бизнес не утратит своих позиций в течение подготовки сделки и ее закрытия, но, по крайней мере, мотивирует партнера работать на определенный результат.
Аптеки — это розница, и, несмотря на постепенную диджитализацию, пока их основной доход — офлайн-продажи[2]. Даже в контексте легализованной в 2020 году дистанционной торговли ОТС-препаратами и активного роста сегмента e–commerce фактор помещения не утратил своей значимости — ведь лицензия на розничную продажу не может быть выдана/продлена в случае отсутствия у аптеки необходимых и оборудованных в соответствии с требованиями площадей. При юридической проверке особое внимание стоит обратить на оценку прав на помещение аптеки: собственность или аренда. Если помещение находится в аренде, то целесообразно оценить ее условия, в т.ч. условия продления и досрочного прекращения, порядка увеличения арендной платы и т.д.
Желательно, чтобы юридическая проверка аптеки или аптечной сети включала анализ градостроительных планов развития территории, где находится розничная точка/точки. Речь не только о возможном сносе старых и ветхих домов, но и, например, о планах по капитальной реконструкции дорог или строительстве рядом с аптекой и прочих практических ситуациях, которые прибыльную торговую точку в оживленном месте довольно быстро могут сделать неликвидным объектом, который надо закрывать из–за убытка и отсутствия покупателей.
Помимо тщательной проверки целесообразно продумать иные механизмы защиты интересов покупателя на случай наступления обозначенных рисков, например, включить в соглашение о покупке бизнеса условия о заверениях со стороны продавца относительно характеристик помещений, прав на них, наличия планов по сносу или реконструкции. В случае нарушения таких заверений продавец обязан будет возместить покупателю понесенные убытки. В качестве дополнительного механизма защиты прав покупателя также есть смысл рассмотреть условие о возмещении потерь покупателя на случай, если в определенное время после завершения сделки результатом действий властей (в широком смысле) станет снижение количества торговых точек в сравнении с тем, каким оно было до сделки (или количество объектов просто станет ниже определенного количества в силу причин, которые не связаны с нарушением договора со стороны продавца)[3].
Не следует забывать и об особенностях аптечного бизнеса как высоко зарегулированного, лицензируемого вида деятельности. Чтобы после продажи аптечная сеть продолжала работать в штатном режиме, необходимо сохранить не только помещения, но и персонал. В противном случае покупатель рискует приобрести юридическую "оболочку" бизнеса как, например, в деле по продаже красноярской аптеки[4].
Исходя из содержания судебных актов по делу, между собственником аптеки и покупателем был заключен договор на продажу 100% долей в уставном капитале общества. Покупатель, заплатив 450 тыс. рублей, думал, что покупает готовый аптечный бизнес. Но после завершения сделки оказалось, что договор аренды расторгнут, все работники уволились, а без этих активов аптека работать не имеет права.
Продавец утверждал, что предметом сделки выступало именно юридическое лицо, а не аптека с работниками. Суд согласился с продавцом. Истец не смог доказать свои намерения по покупке не просто юридического лица, а именно такого юридического лица, которое ведет деятельность в качестве аптеки. Суд в решении указал, что "текст оспариваемого договора купли–продажи носит простой и ясный характер изложения, из содержания которого четко прослеживается, какое имущество переходит истцу, на что у него возникает право собственности (100% долей уставного капитала юрлица)".
Полагаем, что избежать описанной ситуации покупателю помогло бы заключение до закрытия сделки соглашения с перечнем обязательств продавца в отношении объекта продажи (обеспечить наличие необходимого в связи с лицензионными требованиями персонала, не расторгать договор аренды и т.д.) и соответствующих заверений со стороны продавца. Отдельно в соглашении резонно было бы подчеркнуть, что соблюдение таких условий является для покупателя существенным условием.
Чтобы не оказаться перед лицом неожиданного штрафа, который может достигать 1 млн. рублей за оборот контрафакта или превышение наценок на ЖНВЛП, предметом оценки должна стать и история взаимодействия аптеки/аптечной сети с надзорными органами (результаты проверок госорганов за последние три года, наложенные штрафы и выданные предписания), документы, опосредующие закупку аптекой лекарств и иных товаров. Цель изучения указанных документов — выявить: а) факты наложенных, но не оплаченных аптекой штрафов, б) факты нарушений, которые могут быть обнаружены надзорными органами после закрытия сделки и стать нежданной головной болью уже для нового собственника.
Однако даже при тщательной предварительной проверке обнаружить все рисковые зоны крайне затруднительно — особенно, если речь идет о покупке разветвленной аптечной сети. Поэтому от продавца целесообразно получить на дату закрытия сделки письменные заверения и гарантии о соответствии бизнеса обязательным требованиям за предыдущий период, а также прописать условия получения возмещения убытков (в т.ч. расходов на выплаты штрафов) или потерь в случае выявления надзорными органами нарушений за прошлые периоды в рамках сроков давности.
Покупка аптечной сети, оформляемая как покупка акций или долей юридического лица, сама по себе мало чем отличается от таких же сделок в других отраслях. С другой стороны, нужно учесть ряд практических особенностей, в том числе, когда покупатель имеет дело с не готовым к продаже активом без четкой и прозрачной корпоративной структуры.
Аптеки и аптечные сети зачастую не структурированы в рамках одного юридического лица или торговые объекты принадлежат разным юридическим лицам. В практике нередки ситуации, когда каждая аптека принадлежит отдельному юридическому лицу. Сложности возникают, когда у юридических лиц есть несколько формально не связанных между собой владельцев. Добавьте сюда товарные знаки, принадлежащие еще какому–либо третьему лицу, — вот и идеальная головоломка для покупателя на тему "как все это купить".
В этой связи примечательно судебное дело, рассмотренное недавно судом общей юрисдикции[5]. Между двумя физическими лицами заключено соглашение о купле–продаже аптечного бизнеса на следующих условиях: приобретаются доли в уставном капитале 6 юридических лиц, производится выплата задолженности за использование товарных знаков, передаются права на товарные знаки, товарные остатки, иное имущество юридических лиц, и т.д. В деле явно были нюансы, в частности, так называемое общее соглашение о продаже бизнеса было подписано лишь с одним продавцом, а юридически, судя по всему, некоторые юридические лица принадлежали другим физическим лицам.
Покупатель выплатил существенную часть суммы (порядка 4/5), и спор возник именно в связи с требованием продавца о выплате оставшейся части. В удовлетворении данного требования суды первой и апелляционной инстанции отказали.
Не видя самого соглашения, которое подписали стороны, сложно судить о том, насколько справедливы выводы суда. Однако мотивировочная часть судебного акта содержит ряд важных доводов, которые, по меньшей мере, стоит учитывать всем, кто планирует подобные сделки в схожих обстоятельствах:
В российской практике в последние годы сложился определенный подход, в соответствии с которым в подобных ситуациях правильным шагом является, например, заключение "рамочного" соглашения (абз. 3 ч. 11 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), то есть договора, устанавливающего обязательство сторон совершить при возникновении определенных обстоятельств сделки, направленные на отчуждение долей в юридических лицах. Такими обстоятельствами и условиями могли бы быть, в числе прочего, те сделки и действия, которые и перечислены в проанализированном судами соглашении о купле-продаже бизнеса, т.е. погашение задолженности, передача долей некоторых юридических лиц одному бенефициару в целях последующего совершения им сделки и т.д. Но и такое решение не является идеальным само по себе — так или иначе необходимо продумывать общую увязку всех договоров, обусловленность действий сторон и шагов по сделке, чтобы в случае спора суд не оценил бы договоренности как соглашение о намерениях. Также нужно быть особенно внимательным при определении круга участников сделки и при определении существенных условий обязательств, которые стороны принимают на себя — это позволит минимизировать риск незаключенности договора, неожиданно для продавца материализовавшийся в рамках рассмотренного выше судебного дела.
Устойчивая тенденция к росту аптечного рынка делает его привлекательным в качестве объекта инвестиций, в том числе путем приобретения готовых аптечных бизнес–единиц. Для того, чтобы минимизировать риски, инвестору до заключения сделки необходимо провести предварительную правовую и регуляторную оценку объекта приобретения, а также корректно оформить все договоренности путем заключения необходимых соглашений и иных документов по сделке.
----
[1] Ст. 11-13 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции"
[2] См. напр.: https://rncph.ru/news/08_12_2021
[3] Ст. 406.1 ГК РФ
[4] Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 25.12.2019 г. по делу №2-5932/2019
[5] Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24.11.2021г. № 88-26960/2021.