Никоретте, Микролакс
13.06.2024 09:57
18+


Правильное питание — залог высокого интеллекта

Правильное питание — залог высокого интеллекта фото

О развитии детей сегодня говорят много, поэтому современные родители могут без труда найти нужную информацию от педиатров, педагогов и психологов. Большое внимание уделяется не только физическому, но и умственному развитию, без которого личность не может быть гармоничной. Как оно проходит и какие факторы на него влияют?

Профессор, зав. кафедрой педиатрии им. акад. Г.Н. Сперанского Российской медакадемии непрерывного профессионального образования, почетный профессор НМИЦ здоровья детей, заслуженный врач России Ирина Захарова поясняет, что когнитивное развитие — это формирование по мере взросления ребенка всех видов мыслительного процесса (восприятие, память, понятия, решение задач, воображение и логика). Оно включает в себя получение и обработку информации, развитие интеллекта, формирование логического мышления, развитие речи и памяти.

Захарова Ирина


Необходимо отметить, что способность ребенка к обучению определяется его восприятием мира, формирующимся под воздействием социальных и генетических факторов. Это заметил еще швейцарский психолог Жан Пиаже, разработавший метод "клинической беседы", когда с ребенком общаются на разные темы, в т.ч. лежащие за пределами его личного опыта, который благоприятно подходит для изучения их мышления. Ученый считал, что центральный стержень психики — интеллект. Маленький человек развивает и формирует все более адекватное восприятие ситуации, и таким образом активно взаимодействуя со средой, адаптируется к ней. Во время этого процесса ребенок постепенно начинает понимать некоторые законы, действующие в материальном мире и во взаимоотношениях людей. При этом каждому этапу развития присущи типичные ошибки (ограничения) мышления.

Как развивается детский интеллект? С самого рождения и до 2 лет он находится на сенсомоторной стадии, манипулируя только конкретными предметами. В результате у него вырабатывается связь между собственными действиями и их последствиями. Следующая стадия — период дооперационных представлений (от 2 до 7 лет). Мышление малыша эгоцентрично: он с трудом может понять, что кто-то имеет иную точку зрения, отличную от его собственной. Возрастной этап от 7 до 11 получил название периода конкретных операций, когда ребенок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне.

Коэффициент интеллектуального развития зависит от социальных и средовых факторов, наличия наследственных и соматических патологий. Например, это могут быть нарушения в нервной системе (если говорить о нехватке нейромедиаторов: дофамине, норадреналине, серотонине), патология течения беременности и родов (недоношенность, задержка внутриутробного развития, токсикоз, угроза прерывания беременности, родовые травмы, гипоксия плода, внутриутробные интоксикации и инфекции). Вносят свою лепту и воспитание, психологический климат в семье.

На развитие детского мозга в последние годы влияет цифровизация, причем негативно. С замедлением развития мозга дошкольников также связывают их длительное нахождение перед телевизором. Они меньше общаются с родителями и сверстниками, а их речь и мелкая моторика зачастую развиты плохо.

Лишний вес тела — недостаточный вес мозга

Главной детерминантой IQ личности является генофонд, а также большую роль играет питание — наиболее важный эпигенетический фактор, влияющий на развитие мозга и поведение. Врачи и ученые связывают увеличение числа детей с ожирением (сейчас их насчитывается примерно 124 млн. во всем мире) с изменениями в областях мозга, ответственных за когнитивный контроль.

Исследователи из Кембриджского и Йельского университетов проанализировали данные 2700 детей в возрасте от 9 до 11 лет. Изучалась толщина коры и внешнего слоя головного мозга. Этот показатель отражает уровень серого вещества, в свою очередь, связанного с сенсорным восприятием, памятью, эмоциями и речью. Затем ученые сравнили этот показатель с ИМТ каждого ребенка. Обнаружена связь между повышением ИМТ и значительным уменьшением средней толщины коры головного мозга, а также ее истончением в префронтальной области, связанной с когнитивным контролем. Данная взаимосвязь сохраняется и после учета других влияющих на нее факторов — пола, возраста, расы, веса при рождении, образования родителей, дохода семьи и т.д.

Питание и ожирение у детей

Ученые планируют следить за развитием каждого ребенка и проводить измерения их веса и когнитивных функций с взрослением, чтобы выяснить, как сильно лишний вес связан с мозговой деятельностью. Исследователи надеются, что если ИМТ некоторых детей с возрастом нормализуется, уровень их серого вещества придет в норму.

Значительное влияние на центральную нейрохимию и особенно на расстройства, связанные со стрессом, оказывает кишечная микробиота. Сужение разнообразия рациона в сочетании с нехваткой основных незаменимых нутриентов может снизить доступность субстратов для специфического роста микроорганизмов, что может способствовать дисбиозу.
Один из управляемых факторов риска развития интеллектуальной недостаточности — дефицит белка, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов и микроэлементов в организме плода и ребенка. Отметим, что ценным эссенциальным нутриентом является холин — от его количества зависит развитие мозга плода во время беременности, а дети с достаточной концентрацией холина в организме имеют более развитые когнитивные способности. Наиболее доступные источники этого нутриента — рыба и яйца. Кроме того, можно принимать его в форме БАД к пище, предварительно проконсультировавшись с врачом.

Что поможет сохранить мозг здоровым, а психическое состояние — стабильным?

Рацион питания с низким содержанием сахара и низкой гликемической нагрузкой, но не диета с минимальным содержанием жира.

Достаточное количество Омега-3 кислот и витаминов группы В, особенно В12.

Здоровая пища, средиземноморский стиль питания и морская пища, богатая микроэлементами, особенно йодом и селеном, а также необходимыми минералами.

Отсутствие технологической зависимости.

Образ жизни, который усиливает связь с природой, упражнения и прогулки на свежем воздухе.

По материалам секции "Нервный ребенок глазами педиатра, развитие мозга и интеллекта" в рамках Всероссийского НПФ с международным участием "Педиатрия сегодня"

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"