Cпециалисты обсудили подходы к профилактике желудочно–кишечных кровотечений у пациентов с сердечно–сосудистыми заболеваниями.
Полиморбидность — наличие нескольких заболеваний у одного пациента — серьезная проблема, с которой может столкнуться врач при лечении пациентов любого возраста. Поскольку самыми распространенными в России являются сердечно–сосудистые заболевания (ССЗ), а в структуре причин смерти они занимают 1 место1, наиболее часто специалисты здравоохранения сталкиваются с необходимостью лечения сопутствующих патологий на фоне ССЗ. В рамках вебинаров "Спасая от инфаркта — защити от последствий. Год спустя после события: на что обратить внимание?" профессор Н.В. Бакулина подняла вопрос кислотозависимых заболеваний (КЗЗ) у полиморбидных пациентов на фоне перенесенных сердечно-сосудистых событий и приема антитромбоцитарной терапии (АТ). Эксперт представила обзор КЗЗ, подходы к терапии и профилактике желудочно–кишечных кровотечений (ЖКК), озвучила рекомендации по назначению ингибиторов протонной помпы (ИПП) при высоком риске ЖКК, а также рассказала об особенностях ведения полиморбидных пациентов в условиях пандемии COVID–19.
Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ), хронический гастрит с эрозиями и полипами, язвенная болезнь с симптоматическими язвами, гастропатия, индуцированная приемом нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП-гастропатия), обострения панкреатита и функциональные нарушенияпредставляют опасность в плане развития ЖКК для полиморбидных пациентов, перенесших сердечно–сосудистые события2. При наличии у пациента язв в стадии А (активная, active) назначение АТ противопоказано, но если язвы находятся в стадии H (стадия заживления, Healing) или S (стадия рубца, Scarring) АТ может применяться при адекватной гастропротекции3.
Освещая вопрос частоты ЖКК на фоне приема АТ, профессор Н.В. Бакулина обратилась к исследованию "Прометей" (1413 пациентов с ЖКК (66% мужчины), согласно которому 52,4% пациентов принимали ацетилсалициловую кислоту (АСК) или нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП), при этом только у 13,9% из них была назначена адекватная гастропротекция. У 13,3% пациентов в анамнезе отмечались случаи кровотечений из верхних отделов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). По данным исследования 43,9% пациентов потребовалась гемотрансфузия, шок был отмечен у 9,3% пациентов и 4% составили летальные исходы, связанные с кровотечениями4. Метаанализ 14 клинических исследований с участием 57000 пациентов, принимающих АСК в дозе 75-325 мг в сутки, продемонстрировал данные о двукратном (2,07) повышении риска развития клинически значимых ЖКК, по сравнению с пациентами, которые не получают АСК5. К немодифицируемым факторам риска возникновения "аспириновой" язвы относятся язвенный анамнез и мужской пол пациента. Назначение двойной антитромбоцитарной терапии (ДАТТ) и инфицирование Helicobacter pylori являются модифицируемыми факторами. Профессор Н.В. Бакулина также подчеркнула, что рекомендуется эрадикация H. pylori для снижения риска кровотечений6.
Лечение и профилактика желудочно-кишечных заболеваний включают в себя проведение тестов на скрытую кровь, которые позволяют мониторировать состояние ЖКТ пациента. В частности, Н.В. Бакулина отметила специфичные для человека тесты второго поколения, которые не требуют соблюдения диеты и не дают перекрестных реакций, а также просты в использовании и могут проводиться в домашних условиях. Согласно современным рекомендациям, терапия ИПП является наиболее эффективным методом профилактики развития НПВП–индуцированной гастропатии6. Назначение ИПП рекомендовано пациентам с высоким риском ЖКК, с кровотечениями в анамнезе, пожилым пациентам, а также тем, кто получает терапию стероидами, НПВП или пероральными антикоагулянтами7.
Класс ингибиторов протонной помпы был открыт в 1975 году, когда компания "АстраЗенека" разработала и внедрила в клиническую практику препарат Омепразол ("Лосек"®). В 2000 году был создан ИПП второго поколения Эзомепразол ("Нексиум"®)8, а в 2019 г. цена на него в России была снижена в 10 раз. Этот препарат был разработан на основе технологии разделения оптических изомеров, удостоенной Нобелевской премии по химии в 2001 году9. В России эзомепразол зарегистрирован для лечения ГЭРБ, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки в составе комбинированной терапии, профилактики язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, связанной с приёмом НПВП, а также входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), что позволяет регулировать его стоимость на государственном уровне и делает его доступным для разных групп пациентов.
"На сегодняшний день мы имеем эффективную опцию по профилактике желудочно-кишечных кровотечений у полиморбидных пациентов7,11. Ингибиторы протонной помпы обладают высокой биодоступностью, хорошей фармакодинамикой и фармакокинетикой и являются препаратами, воздействующими непосредственно на причину заболевания. Среди них наиболее длительный эффект кислотоподавления* демонстрирует эзомепразол, что коррелирует с клинической эффективностью препарата12. Эзомепразол снижает риск образования язвенных поражений желудка или двенадцатиперстной (ДПК) на фоне терапии АСК, НПВП, ДАТТ/ТАТТ и ПОАК, а также предотвращает рецидивы кровотечений из верхних отделов ЖКТ13,14,15", — подчеркнула профессор Н. В. Бакулина.
В завершение выступления профессор рассмотрела подходы к терапии полиморбидных пациентов, имеющих желудочно–кишечные проявления на фоне ССЗ в условиях пандемии COVID-19. У 30% пациентов COVID-19 дебютирует с кишечных форм, при этом у 10% пациентов имеют место только желудочно-кишечные симптомы без признаков поражения органов дыхания16,17.
----
Список источников: