Никоретте, Микролакс
19.04.2024 02:24
18+


Параллельный импорт: возможности и риски

Параллельный импорт: возможности и риски фото

Под понятием "параллельный импорт" имеется в виду ввоз зарегистрированного лекарственного препарата компаниями, которые не уполномочены на это владельцем товарного знака.

На основании ряда законодательных актов ввоз на территорию России лекарственных препаратов в формате "параллельного импорта" не является противоправным.

ПАРАЛЕЛЬНО, НО ЗАКОННО

Более того, к такому виду наполнения рынка лекарствами многие относятся, как к весьма позитивному явлению. Главным образом потому, что параллельный импорт усиливает конкуренцию и удешевляет лекарственные препараты, делая их более доступными для населения.

Аналитики, работающие на фармацевтическом рынке, считают, что в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) лекарственные препараты подешевеют в пять раз именно благодаря «параллельному» импорту.

"Антимонопольное регулирование не распространяется на регулирование интеллектуальной собственности, поэтому предоставление прав на использование интеллектуальной собственности является законным способом деления территории между официальными дистрибуторами", — уточняет партнер, глава практики таможенного права и внешнеторгового регулирования юридической компании "Пепеляев Групп", к.ю.н. Александр Косов. Он добавляет, что ТРИПС ВТО1 не устанавливает требование о том, чтобы на таможенную службу была возложена функция по защите прав на интеллектуальную собственность от параллельного импорта. В ЕАЭС меры по защите подлежат применению таможенными органами, если ими обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, т.е. не только в отношении контрафактных товаров (т.е. поддельных), но и в отношении "параллельного" импорта.

Меры по защите могут приниматься таможенными органами:

  • в отношении ОИС, включенных в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС);
  • в отношении товаров, не включенных в такие реестры — так называемое exofficio, т.е. приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр ОИС.

Александр Косов привел пример из практики. Конституционный Суд РФ 14 декабря 2017 г. рассмотрел дело о проверке конституционности положений п. 4 ст. 1252, ст. 1487, пунктов 1, 2 и 4 ст. 1515 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой ООО "ПАГ.

ООО "ПАГ" заключило государственный контракт на поставку в медучреждение партии специальной бумаги марки Sony для аппарата УЗИ. Данный товар фирма приобрела у сторонней польской компании и ввезла в Россию. Таможня приостановила дальнейшую транспортировку товаров. Правообладатель обратился в Арбитражный суд Калининградской обл. Исковые требования судами удовлетворены: "ПАГ" запрещено осуществлять ввоз, продажу или иное введение в гражданский оборот на территории РФ, а также хранение с этой целью указанных товаров Sony. Также с фирмы было взыскано 100 тыс. руб. в качестве компенсации, а товар конфискован.

Позиция заявителя: такие санкции, как изъятие из оборота, уничтожение и взыскание компенсации, не должны применяться к оригинальным товарам. Эксперимент по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения — противодействие незаконному ввозу лекарственных препаратов на территорию Российской Федерации.

Эксперимент проводится на добровольной основе на основании заявок субъектов обращения лекарственных средств в период с 1 февраля по 31 декабря 2017 г. Маркировка лекарственных препаратов контрольными (идентификационными) знаками в целях проведения эксперимента осуществляется производителями лекарственных препаратов с использованием двухмерного штрихового кода. Нанесение указанной маркировки не требует внесения изменений в регистрационное досье на лекарственный препарат.

ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Тем компаниям, которые решили заняться параллельным импортам, нужно иметь в виду комплекс мер и требований, который необходимо точно соблюдать. К таким относятся:

  • меры нетарифного регулирования;
  • меры технического регулирования;
  • санитарно–эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования;
  • меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов и т.д.

"Запреты и ограничения, подтверждение соответствия которым осуществляется при ввозе лекарственных средств в Российскую Федерацию, строго контролируется таможенной службой", — предупреждает первый заместитель начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Андрей Рязанов. Апомещение лекарственных средств под таможенные процедуры сопровождается:

  • подтверждением регистрации лекарственных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • представлением декларации о соответствии (только для лекарственных средств, расфасованных в виде дозированных лекарственных форм или в упаковки для розничной продажи, классифицируемые в товарной позиции 3004 ТН ВЭД ТС).

Новелла Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений (пункт 2 ст. 80 ТК ЕАЭС) говорит о том, что "документы и (или) сведения могут не представляться, если сведения о таких документах могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов в рамках информационного взаимодействия".

При этом надо знать, что существуют конкретные задачи, которые поставлены ФТС России. Они направлены на то, чтобы:

  • обеспечить создание условий для развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, улучшению инвестиционного климата;
  • упростить и ускорить совершение таможенных операций;
  • оптимизировать контрольные процедуры;
  • расширить сферы применения перспективных информационных таможенных технологий;
  • не допустить ослабления функций, касающихся обеспечения безопасности при реализации приоритетных национальных программ и проектов.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОМОЩЬ

Параллельный импорт подразумевает правильное и достаточно объемное документальное сопровождение. Помогает в этом деле обеспечение технологиями автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров по направлению деятельности управления. Благодаря этому:

  • сокращается перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров в электронной форме;
  • размещается и актуализируется перечень подконтрольных товаров;
  • появляется возможность размещения и проверки РД в личном кабинете участника ВЭД;
  • разработан и согласован с Федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) справочник масок номеров документов;
  • предоставляется указание кода признака представления документа таможенному органу;
  • 35–ТНР — исключение случаев неправомерного требования разрешительных документов.

Возможности получения информации участником ВЭД о разрешительных документах из информационных ресурсов таможенных органов напоминает круговорот. От участника ВЭД поступает запрос информации в АПС "Личный кабинет", из него передается в информационные сервисы, а после получения запрошенной информации в электронном виде отправляется к этому же участнику ВЭД.

Стоит отметить, что на информационных сервисах происходит электронное декларирование товаров. На этих сервисах есть электронный архив, осуществляется предварительное информирование, статистическое декларирование, фиксируется лицевой счет, осуществляется валютный контроль, выдаются разрешительные документы. Также происходит запрос статуса задекларированного товара. Указание в графе 44 декларации на товары разрешительного документа в "бинарном" виде.

"Самое пристальное внимание следует обратить на приказ ФТС РФ от 17.09.13 №1761 "Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказ в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля", — говоритАндрей Рязанов.

Существует и алгоритм взаимодействия ФТС России с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзором) по профилю риска параллельного импорта лекарственных средств. Росздравнадзор направляет информацию о выявленных им недоброкачественных лекарственных средствах в Федеральную таможенную службу России; там оценивают профиль риска (имеется в виду вероятность ввоза в Российскую Федерацию фальсифицированных и (или) недоброкачественных лекарственных средств). Из ФТС России осуществляется направление образцов лекарственных средств в лабораторию. Уже есть данные по процентам выявления брака:

  • 8,7% — по количеству серий;
  • 18,25% — по количеству наименований.

------
1 ТРИПС — Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности( англ.  Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, сокращенно TRIPS) — международное соглашение, входящее в пакет документов о создании Всемирной торговой организации.

По материалам V Всероссийского конгресса "Фармацевтическая деятельность в России и ЕАЭС: нормативно–правовое регулирование 2017 Зима"

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"