Никоретте, Микролакс, Тизин
26.01.2025 14:40
18+

Пациент: рекламу ЛС — не хотим, в магазинах — не купим

Две правительственных инициативы — о разрешении реализации безрецептурных ЛС в торговой сети и о запрете рекламы этих же препаратов — объединяет общее обоснование: декларируемая забота о пациенте. Медикаменты в «Ашане» и «Пятерочке» нужны, чтобы лекарства было удобнее и проще покупать. Полный запрет рекламы — чтобы пациенты не получали неверную информацию и не увлекались самолечением.

Однако сами россияне по-разному относятся к инициативам. Большинство наших соотечественников полагает, что лекарства должны быть в аптеках. К препаратам в супермаркете, если бы они там появились, люди отнесутся с недоверием. Запрет рекламы (особенно по телевизору) очень многие встретят на ура.

В опросе участвовал 91 человек, в т.ч. 42 — мужчины и 49 — женщины. Всем им было предложено ответить на несколько вопросов, касающихся их отношения к лечению, качеству лекарств и об источниках информации по теме.

Рис. 1

опросТема6-1

 

Какие виды препаратов, на Ваш взгляд, можно продавать в торговом ритейле?

Ответ на первый вопрос вот уже несколько лет обсуждают в правительстве: нужна ли продажа лекарств в супермаркетах?

Выбор вариантов: «никаких медикаментов в супермаркете» (36 чел.) и «только гигиенические средства, пластыри, БАД» (45 чел.) — по сути, выражают одно и то же мнение, что медикаментам в супермаркете не место. Гигиенические средства готовы в магазине покупать чаще женщины, иногда и мужчины задумывались и меняли первоначальное «никакие» на более точное «только гигиенические средства». А многие мужчины категорически заявляли: лекарства только в аптеке. 10 чел. будут готовы покупать в супермаркете любые безрецептурные лекарства, выбрав именно этот вариант ответа.

Евгений Борисович, пенсионер: «В магазине покупать препараты точно не стал бы. Продукты и препараты рядом? Нет… Это неприемлемо. Я в магазине даже пластырь покупать не буду, так как не знаю, в каких условиях он хранится, и откуда его привезли! И моя супруга придерживается такого же мнения, мы недавно говорили с ней об этом».

Источники «влияния» при покупке ЛС

Авторы предложения о запрете рекламы безрецептурных ЛС, наверное, полагали, что именно реклама заставляет человека принимать ненужные ему лекарства, надеясь на их исключительную эффективность. Если верить москвичам – нашим респондентам, то сегодня верить рекламе не просто немодно, особенно телевизионной, которая едва ли не каждые пять минут «перебивает» фильмы.

Причина может быть и другая: человек не всегда замечает, что именно оказало на него влияние. Если он задумается над своим выбором, может оказаться, что приобретены именно те лекарства, о которых он узнал из рекламных роликов и плакатов. Адресат, может быть, и не хотел воспринимать информацию из рекламы, но она повторялась и поэтому запомнилась.

Абсолютное большинство респондентов сообщили, что руководствуются мнением врача (рис. 2).

Рис. 2

опросТема6-2

 

Но был ли честен такой ответ? Скорее всего — это только пожелание для самого себя, чтобы действительно доверять врачу и терапии, им предлагаемой с учетом индивидуальности каждого пациента. Пока мало кто при каждой простуде будет сидеть в трехчасовой очереди к терапевту. Да и с врачами-специалистами сегодня консультируются реже: для того чтобы пациент мог бесплатно посетить кардиолога или окулиста, необходимо направление опять же от терапевта.

На втором месте по авторитетности после врача (пусть и со значительным отрывом) — фармацевт в аптеке. Один молодой человек пояснил: «Конечно же, фармацевты, а не врачи — ведь врачи ангажированы производителями!»

Остальные делают самостоятельный выбор ЛС и после рекомендации родных, друзей и знакомых.

На что обращаете внимание, чтобы убедиться в качестве препарата?

Ответ на этот вопрос в начале исследования казался очевидным: конечно же, срок годности! Нет. Даже от пациентов преклонного возраста можно было услышать: «Да ни на что я не смотрю, когда приобретаю лекарство; просто покупаю его — и все. Но обязательно в хороших аптеках». Другие уточняли: «Если есть срочная необходимость, то даже аптека не имеет значения  ведь в такой ситуации нет времени задумываться».

На первом месте среди подтверждений качества препарата оказалась… его марка (рис.3).

Рис. 3 На что обращают внимание при покупке ЛС

опросТема6-3

 

Особенно среди молодых людей. Студент–второкурсник пояснил: «Если марка известна, и производитель работает уже давно, он будет стараться, чтобы ему доверяли».

Состояние упаковки и срок годности оказались на втором месте. За ними с небольшим отрывом последовало мнение фармацевта.

Валентина, продавец, призналась корреспонденту: «Я доверяю фармацевту, который продает мне лекарство. Наверное, у меня с детства сложилось доверие к людям в белых халатах».

Кому больше доверяете в отношении качества ЛС?

В отличие от законодателя, готового на более чем смелую реформу продажи ЛС, пациент весьма консервативен. По его мнению, качественные препараты могут быть только в аптеке. Одинаково доверяют аптеке и магазину всего 9 человек. 6 респондентов не доверяют никому. Аргумент? «Как можно доверять тем, кто занимается продажами? — считают они. — Ритейлер всегда заинтересован в прибыли. А значит, просроченный или некачественный продукт всегда найдется. Независимо от того, лекарство это или еда» (рис. 4).

Рис. 4

 опросТема6-4

 

То есть снова можно возвращаться к ответу — лидеру на предыдущий вопрос — к бренду компании-производителя.

Самые молодые респонденты не боятся заказывать препараты через Интернет. Среди наших собеседников таких оказалось трое. Менеджер Александра пояснила: «Я работаю с 11 до 23 часов, выходных у меня очень мало, поэтому заказ лекарств через Интернет для меня не является чем-то необычным. Сейчас через Интернет можно купить практически все — просто нужно делать заказ в проверенных и вызывающих доверие организациях и аптеках!»

Как Вы относитесь к инициативе Госдумы запретить рекламу лекарств и БАД в СМИ?

Большинство участников исследования высказались в пользу запрета — полного или частичного, причем чаще всего на ум приходила именно навязчивая реклама на ТV. Кто–то называл определенные категории препаратов, например, антибиотики и, конечно, рецептурные, но их и так не рекламируют. Студентка предложила запретить рекламировать анальгетики — ведь зачастую человек не знает и не понимает, что у него болит, и покупает препарат «от всего». Девушка постарше, заканчивающая аспирантуру, назвала опасной рекламу успокаивающих препаратов и гормональных средств для мужчин (рис. 5).

Рис. 5

опросТема6-5

 

Пожилой мужчина недалеко от «Мосфильма» воспринял новость о возможном запрете на рекламу ЛС с огромной радостью: давно пора — ведь этим врачи должны заниматься!

Способом информирования пациента рекламу признали лишь 11 наших собеседников. Мало кто может признать, что подвержен влиянию рекламы, большинство людей будут отрицать сей факт. В отношении себя самих. Но как только речь пойдет о ком–то другом — друзьях, коллегах и даже обществе в целом — человек заявит, что реклама опасна, с ней надо что-то делать, чтобы она не приносила вреда.

Возможен частичный запрет

Мы решили подойти к вопросу о рекламе ЛС с другой стороны, пытаясь узнать, а возможен ли ее частичный запрет? Если да, то где? Телевизионную рекламу не любят больше всего! Некоторые наши собеседники были возмущены не столько вредом, который может принести реклама, сколько назойливостью роликов (табл. 1).

Одна студентка, предложившая запретить рекламу по радио, пояснила: а зачем она нужна, все равно это бессмысленно. Юноша у метро «Университет» весело констатировал: «В Интернете все равно не запретить!» С его точкой зрения согласились и более старшие респонденты.

Быть может, в сознании россиян реклама делится на два вида: телевизор и все остальное? На другие виды рекламы попросту не обращают внимания — ведь они редко когда вклиниваются в расписание «на самом интересном месте». В газетах страницы с рекламой можно просто не читать, в Интернете можно игнорировать рекламные объявления. Стенды и щиты люди, как им кажется, перестали замечать…

Табл. 1 На какие формы рекламы возможен запрет?

Телевидение

  33

Радио

  11

Интернет

   9

Наружная реклама

  11

Печатные СМИ

   6

Не надо запрещать

   8

Только полный запрет

   4

Пенсионер Геннадий Иванович: «Рекламе не верю категорически — как в прессе, так и на телевидении. Ко всем новинкам я отношусь с осторожностью. Долго думаю, проверяю, спрашиваю мнение лечащего врача, знакомых об их отношении к данному нововведению. Думаю, осторожность не повредит в любых вопросах!»

Женщина по имени Надежда интересуется: «Безусловно, реклама пагубна, но я не понимаю, почему реклама лекарственных средств пагубнее какой–то другой? Например, реклама алкоголя и сигарет. Понятно, что она не вызывает позитива. Думаю, реклама лекарственных препаратов просто помогает поднять цены на товар. Если рассматривать вопрос с этой стороны, конечно, лекарственные средства лучше не рекламировать. Я сейчас нахожусь в декретном отпуске по уходу за третьим ребенком, временно не работаю, и, безусловно, вопрос цен меня очень волнует. Но проблема в том, что скрытая реклама препаратов исходит и от врача! Вот к этому я отношусь совсем негативно…»

А вот преподаватель французского языка обратила внимание: «Запоминается не вещь, которую рекламируют, а человек или ситуация в рекламном ролике. Вместо лекарства и его характеристик зрители запоминают лишь юную девушку, которая рекламирует… получается, не препарат, а себя и свою внешность».

Откуда получаете информацию о лекарствах? На чье мнение ориентируетесь?

Некоторые респонденты пользуются несколькими источниками сведений: в первую очередь, следуют рекомендациям врача и сочетают общение со специалистами с чтением медицинской литературы — хотя бы инструкций и справочников (табл. 2). К разговору с врачом или фармацевтом они уже подготовлены и знают, какой вопрос необходимо задать. На втором месте ответ «Личный опыт», хорошо, если он был положительный. Женщина у метро «Новокузнецкая» с горечью вспоминает: «Однажды купила препарат N, чтобы купировать приступ мигрени, а он не дал никакого эффекта».

Табл. 2 Источники информации об ЛС

Рекомендации врача

  72

Личный опыт применения ЛС

  35

Личные источники (семья, друзья, соседи)

  31

Советы фармацевта в аптеке

  30

Инструкция по применению

  29

Интернет

  17

Cправочник по лекарствам

   2

 Что ж, если полностью запретить рекламу, пациент лишится очень важного — пусть и вспомогательного — источника информации. О случаях аллергии на антигистаминные ЛС, как и о других побочных эффектах, рассказывают даже фармацевты и провизоры, к которым в подобных случаях обращаются реже, чем к врачам. При наличии корректной рекламы, сообщающей обо всех значимых характеристиках препарата (в т.ч. противопоказаниях и возможных нежелательных реакциях), пациент предупрежден и знает, что искать в справочнике лекарств. При ее отсутствии — не защищен от врачебной ошибки и ее результатов. Может быть, пациенту нужен не полный запрет, а полная информация?

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"