Специализированные мероприятия:

Особый ребенок: говорить нельзя молчать

Особый ребенок: говорить нельзя молчать
01 марта 2018

Сегодня наше общество гораздо больше осведомлено о психических заболеваниях и неврологических патологиях у детей, нежели 10-15 лет назад.

Однако зачастую родители детей, страдающих этими болезнями, все равно сталкиваются с непониманием, грубостью и даже страхом со стороны других людей по отношению к их ребенку. К тому же, далеко не всегда в повседневной жизни есть условия, позволяющие особым детям чувствовать себя комфортно. Возникает вопрос: стоит ли объяснять особенности ребенка другим людям? А если да, то когда стоит это делать, какие слова подобрать для краткого и понятного объяснения? Для того чтобы ответить на них, сначала следует узнать, почему некоторые родители предпочитают скрывать диагноз ребенка.

  • Если их национальность или религиозная принадлежность по своей природе консервативная.
  • Еще до рождения ребенка они могли создавать в своей голове его идеальный образ и теперь не могут смириться с тем, что он не соответствует реальности.
  • Отношение общества ко многим болезням бывает стереотипным и наполненным предрассудками.
  • Они считают психическую болезнь или нарушение поведения клеймом и наказанием.
  • Родители не хотят сталкиваться с неуместной жалостью окружающих.
  • Боязнь, что у ребенка будут проблемы во взрослой жизни.

Каждый ребенок с психическими и неврологическими особенностями требует больше ухода и внимания со стороны взрослых, нежели здоровый сверстник. Поэтому если о диагнозе будут знать работающие с ребенком специалисты, то это будет лучше для самого ребенка. Какие люди входят в эту категорию?

Врачи, чьи специальности не связаны с дефектологией, психиатрией или неврологией. Стоит сообщить им, у каких специалистов вы наблюдаетесь с ребенком и какие препараты ему назначены. Врачам-педиатрам тоже следует быть внимательными по отношению к маленьким пациентам. Если, например, родители не говорят об особенностях ребенка, а доктор замечает у него какие-либо отклонения от норм поведения или развития, то ему стоит уточнить у родителей наличие такого диагноза.

Полицейские. Допустим, в случае если ребенок потерялся или ушел из дома.

Школьные учителя. Так им будет легче найти подход к ребенку и понять, почему он испытывает те или иные трудности в школе. Полезным будет и проведение классного часа, на котором в доступной форме можно рассказать детям о том, почему их одноклассник отличается от остальных.

Педагоги дополнительного образования и вожатые в лагере. Они будут знать, как действовать, если ребенок начнет странно себя вести, и смогут подобрать для него подходящие виды занятий и досуга.

Родственники и близкие друзья. Откровенная беседа с ними поможет родителям получить поддержку и предотвратить эмоциональное выгорание. Братьям и сестрам, если они есть, тоже нужно объяснять, что происходит с ребенком. Например: "Твоя сестра очень грустная и часто плачет, потому что болеет".

Сам ребенок. Слова для объяснения его состояния нужно выбирать в соответствии с возрастом. Малышу будет достаточно простых объяснений, а подростку уже необходимо подробно рассказывать, почему ему требуются те или иные лекарства или госпитализация.

Однако во всех случаях необходимо помнить, что не все люди поймут и примут родительские откровения. Поэтому оптимальный вариант для мам и пап особенного ребенка – сообщать о его диагнозе только тем, кому они доверяют. Каждый диагноз, связанный с нарушением психики или работы мозга, требует долгого и трудного лечения, однако это не повод отказываться от поддержки родных и близких.

По материалам лекции "Болезнь ребенка: как и с кем о ней говорить (и нужно ли это делать)".

Источник: Ирина Обухова, журналист

Все статьи и новости АптекаМос >>