Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
31.10.2024 03:42
18+

Организация проведения клинического исследования

Основными регулирующими документами при планировании и проведении клинических исследований являются регуляторные документы, а именно стандарты Good clinical practice (GCP), ГОСТ Р 52379-2005 и Федеральный закон №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Петрова Ирина
Директор клинического отдела компании «ОСТ Рус»

Кроме этого:и процедурными

  • стандартные операционные процедуры;
  • протокол и протокол–специфичные инструкции и руководства.

Что касается стандартных операционных процедур, то в Надлежащей клинической практике содержится требование к спонсору исследования разрабатывать и поддерживать систему стандартных операционных процедур. Если полномочия делегируются другим сторонам (лабораториям, депо и т.п.), то все они также должны иметь систему стандартных операционных процедур. Это ключевое фундаментальное звено в системе обеспечения качества клинического исследования.

Целый ряд разрабатываемых протокол-специфических инструкций и руководств более детально описывают те или иные процедуры.

Наиболее часто встречающимися  протокол-специфичными инструкциями и руководствами, которые подготавливает спонсор исследования или контрактная исследовательская организация, являются:

  • план мониторинга (готовится руководителем исследования);
  • лабораторное руководство;
  • руководство по безопасности;
  • инструкции по работе с индивидуальной регистрационный картой (ИРК);
  • план обработки данных и план статистического анализа.

С ЧЕГО НАЧНЕМ?

Любое исследование начинается с планирования, объектом которого являются сроки, бюджет, ресурсы и всевозможные риски.

Для удобства планирования сроков исследование делится на 3 этапа:

I — Начальный этап (от разработки дизайна до первого пациента).

II — Набор пациентов и лечение.

III — Заключительный этап (от последнего визита пациента до финального отчета).

Среди факторов, которые могут существенно повлиять на бюджет исследования, необходимо отметить:

  • длительность исследования;
  • число пациентов;
  • число центров;
  • число визитов в центры;
  • сложность процедур исследования и нозология;
  • препарат сравнения и сопутствующей терапии.

В начале каждого исследования необходимо уделить внимание возможным рискам, чтобы быть готовыми к решению любых потенциальных проблем наиболее оптимальным способом.

УЧИТЫВАЕМ РИСКИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТ

Все риски можно разделить на две категории.

Первая категория — риски, влияющие на результат клинического исследования и качество данных.

К подобным последствиям могут привести:

  • ошибки дизайна исследования (недостаточный размер выборки, неправильно определенная начальная и конечная точки, некорректная популяция и т.п.), плохо написанный протокол (неоднозначные критерии отбора пациентов, нечеткое описание процедур, расхождения в тексте);
  • ошибки при использовании инструментов субъективной оценки конечных точек, сложные процедуры исследования (необходимость оценки ФК/ФД, сложные правила дозирования препарата);
  • логистические просчеты (ошибки центральной лаборатории и ошибки при транспортировке препарата и образцов).

К рискам, влияющим на сроки и/или бюджет исследования, относятся:

  • регуляторные проблемы, т.е. возможный отказ в одобрении дизайна или комментарии (дизайн, результаты предыдущих исследований недостаточны, этические аспекты);
  • задержки с подписанием контрактов с исследовательскими центрами;
  • сложности набора пациентов («узкие» критерии отбора, особенности популяции, процедуры неудобны для пациентов, сезонность заболевания), логистические (сложности с производством препарата, задержка предоставления результатов центральной лабораторией).

НЕ ОШИБИТЬСЯ В ВЫБОРЕ ПАРТНЕРА

При выборе партнера для проведения клинического исследования, вне зависимости от того, будет ли это контрактная исследовательская организация или центральная лаборатория, всегда необходимо фокусироваться на нескольких факторах:

  • размер и структура компании;
  • объем предоставляемых услуг;
  • длительность присутствия на рынке;
  • опыт;
  • география расположения;
  • наличие процедур и системы тренингов;
  • профессионализм и квалификация сотрудников;
  • оказание информационной поддержки, консультаций;
  • стоимость услуг.

ЭТАПЫ ДОЛГОГО ПУТИ

На I  начальном этапе исследования компания выполняет следующие главные активности:

  • написание документов;
  • регуляторные активности (подача документов и получение одобрение);
  • подбор центров (телефонный опрос, отборочные визиты);
  • стартап центров (сбор документов, подача документов в локальный этический комитет, подписание контрактов);
  • выбор центральной лаборатории, депо и других партнеров;
  • организация логистики препаратов и образцов;
  • разработка ИРК, базы данных, системы рандомизации (если применимо);
  • организация мониторинга безопасности;
  • создание архива исследования;
  • обучение команды и исследователей;
  • открытие исследовательских центров.

От качества выполнения мероприятий на начальном этапе во многом зависит качество выполнения задач на последующих этапах и успех клинического исследования в целом.

На II этапе — набора пациентов и лечения — большое количество активности ведется в параллели:

  • отслеживание включения пациентов;
  • регулярные визиты в исследовательские центры (проверка соблюдения прав пациентов, безопасности и отслеживание данных, относящихся к начальной и конечной точке);
  • текущая коммуникация с регуляторными органами;
  • мониторинг безопасности;
  • сбор и архивация документов;
  • распределение препарата в центры;
  • сбор и анализ биологических образцов;
  • ввод и проверка данных;
  • проведение аудитов;
  • выплаты исследовательским центрам.

На III этапе — заключительном — производится:

  • завершение сбора данных и их проверка;
  • импорт данных и их проверка;
  • проверка базы данных по безопасности;
  • закрытие базы данных;
  • статистический анализ;
  • написание финального отчета;
  • полная инвентаризация препарата (исследовательский центр, центральное депо);
  • проверка и консолидация архива (исследовательский центр, центральный архив);
  • закрытие исследовательских центров;
  • уведомление регуляторных органов о закрытии исследования.

Выступление на семинаре «Вывод медицинского препарата на рынок: от доклиники к регистрации. Практические аспекты»

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"