Никоретте, Микролакс
24.04.2024 04:03
18+


Организация пространства аптеки и специфика оборудования

Организация пространства аптеки и специфика оборудования фото

Требования, предъявляемые к устройству и планировке торгового зала аптеки

  • эффективное использование торгового зала аптеки (размещение оборудования и касс)
  • удобное расположение входов и выходов отделов
  • логичная взаимосвязь помещений аптеки (создание наилучших условий для перемещения товаров из помещений для хранения и для подготовки к продаже и выкладки)
  • свободное движение потока покупателей в аптеке

Ларкина Елена Юрьевна
Директор по маркетингу ООО «Проектика»


Очень важный вопрос касается системы навигации. Во многих аптеках ее либо нет совсем, либо она составлена очень слабо. Человек, зайдя в аптеку, должен иметь возможность самостоятельно читать информацию, ориентироваться.

Составляя план, необходимо учитывать:

  • конфигурацию аптеки
  • размещение входов и выходов
  • размещение торгового оборудования и касс
  • последовательность размещения отделов
  • площадь для дополнительного обслуживания – места отдыха, сумочную, стол для укладки товаров
  • помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже
  • площадь административно-бытовых помещений – кабинет руководителя, комната отдыха и т.д.


продумать дополнительно:

  • будет ли аптека сдавать площадь в аренду и кому именно
  • какое место для этого в зале нужно выделить
  • где будут проходить рекламные акции и кампании


Важно помнить! Нет плохих залов – есть неподходящее оборудование и отсутствие грамотного планирования!

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ АПТЕЧНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ


Аптечное оборудование должно быть:

  • совершенным технически;
  • удобным как для покупателей, так и для работников аптеки;
  • эстетически приятным для восприятия;


а также:

  • выгодно представлять товар с учетом размещения вывески и ценника;
  • давать возможность хорошо видеть товар покупателям;
  • облегчать процесс продажи работникам первого стола.


Торговая площадь делится на следующие зоны:

  • зона, занятая оборудованием (установочная площадь);
  • зона обслуживания посетителей (площадь для прохода покупателей и перемещения товаров);
  • зона рабочих мест (для оформления рецептов и отпуска лекарств);
  • зона расчетов с посетителями (площадь контрольно-кассового узла);
  • зона ожидания и отдыха;
  • зона, занятая под дополнительные услуги, представляемые аптекой.


Очень важно правильно подобрать и разместить оборудование в торговом зале, потому что это, в свою очередь, дает:

  1. Увеличение товарооборота (на м2 торговой площади).
  2. Повышение эффективности использования торговой площади.
  3. Максимальную обозримость ассортимента.
  4. Расширенные возможности выкладки товаров.
  5. Условия для эффективного обслуживания покупателей и продуктивной работы персонала аптеки.


Все знают о необходимости расчета установочной и экспозиционной площади. Установочная – это площадь, занятая под торговое оборудование, или сумма площадей оснований всех предметов, находящихся в торговом зале (оптимальное значение: 0,25–0,35, 30% – под оборудование).

Свободный доступ к товару повышает товарооборот на 30–70%. Отсутствие доступа к товару снижает оборот вдвое!

Экспозиционная площадь – это сумма площадей всех элементов оборудования, предназначенных для выкладки товаров (оптимальное значение: 0,7). Экспозиционную площадь можно менять в зависимости от ассортимента.

Для аптек открытого типа оптимальное соотношение ширины прохода и высоты оборудования 3:4. При высоком оборудовании и узком проходе покупатель будет испытывать тесноту, чувство опасности и даже угрозу. Поэтому не стоит размещать крупногабаритные товары на верхних полках.

Существуют следующие виды расстановки оборудования:

  • Линейная планировка торгового пространства (размещение стеллажей и проходов между ними в виде параллельных линий – продольных, поперечных или диагональных)
  • Поперечное размещение мебели (расположение островного оборудования параллельно входящему в зал потоку посетителей)
  • Линейное продольное размещение мебели (расположение островного оборудования перпендикулярно входящему в зал потоку посетителей)
  • Диагональное размещение мебели, когда зал прекрасно просматривается, и риск краж товара сводится к минимуму.


Существует ряд практических приемов, которые позволяют правильно разместить элементы торгового оборудования. Возьмите рулетку и определите, сколько нужно места, чтобы нагнуться к нижней полке, не опасаясь уронить упаковку с противоположной витрины. Поэкспериментируйте, может ли покупатель с корзиной свободно пройти по проходу, и смогут ли два покупателя разойтись в проходе, не беспокоясь, что заденут друг друга или витрину.

При этом следует запомнить, что минимальное место для прохода одного человека с ручной кладью (корзинкой) составляет 0,875 м, а чтобы 2 человека с корзиной в одной руке успешно разошлись в проходе, требуется 2,05 м.

Когда один человек рассматривает полки, повернувшись к ним лицом, другой может спокойно пройти с корзиной при минимальном расстоянии в проходе 1,25 м.

Для того чтобы нагнуться к нижней полке, необходимо пространство в 1 м.

Оптимальная ширина прохода – 1,8–2,4 м.

Рабочая зона (РЗ) выделяется для обслуживания покупателей через первый стол – оформление рецептов и отпуска лекарств. Размер РЗ равен: длина фронта прилавка Х глубина рабочего места.

Глубина рабочего места работника первого стола включает ширину прилавка и торгового оборудования (для выкладки и размещения запаса товаров), и ширину прохода между ними, который должен быть не менее 0,9 м.

Контрольно-кассовый узел – это специально оборудованная часть площади торгового зала в аптеках самообслуживания, предназначенная для расчетов с покупателями. Площадь, занимаемая кассами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, место для хранения корзин (в аптеках самообслуживания — не больше 15% площади).

Организация удобной работы – это один из важнейших моментов. Системы хранения должны позволить каталогизировать продукцию, подписать ее, удобно сориентироваться в ней и при помощи пластиковых разделителей классифицировать.

ГРАМОТНАЯ ПЛАНИРОВКА ПРЕДПОЛАГАЕТ

  1. Пространство возле входа должно быть максимально освобождено, поскольку здесь встречаются входящие и выходящие потоки людей, здесь не должно находиться никаких крупных рекламных материалов, рекламных щитов, постеров большого размера.
  2. Люди движутся против часовой стрелки – и это необходимо учитывать.
  3. Не должно быть взаимнопересекающихся и обратных потоков покупателей.
  4. Обязательно должно быть место ожидания и отдыха, которое организуют в «холодной» зоне – где спокойно и посетителей меньше всего.


Привлечь дополнительных покупателей помогут:

  • справочная информационная служба о наличии в аптеке (или других аптеках города) лекарственных и других медицинских товаров;
  • место для консультации специалиста терапевта, дерматолога, косметолога;
  • стационарный прибор для измерения давления;
  • отдел оптики, где покупатель сможет проверить зрение, получить рецепт на очки или линзы, приобрести их;
  • банкомат.


Очень важно подумать:

  • будет ли покупателям удобно рассматривать товары, находящиеся на витрине?
  • не перекроют ли видимость витрины или гондолы, расположенные в центре зала аптеки самообслуживания?
  • удобно ли работникам первого стола ежедневно пополнять товарами стеллажи и шкафчики?


Торговое оборудование для аптек открытого типа – это стеллажи и витрины пристенные, стеллаж с ящиками, стеллажи островные. Улучшить положение могут промо-элементы: шкаф-промо, стеллаж-остров, подиум для минеральной воды.

Для аптек с традиционной формой торговли подойдут витрина внешняя, витрина внешняя укороченная, витрина пристенная запирающаяся с накопителем, элемент угловой внутренний, стеллаж поворотный со стеклянными дверками. Для рецептурного отдела подойдет стойка демонстрационная, первые столы, стойка угловая, кассовый модуль.

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ВИТРИНЫ:

  • расположение – удобно ли покупателям подходить к витринам, видеть товар, нагибаться, чтобы рассмотреть его на нижних полках, проходить мимо них с корзинками
  • передвижение полок: имеется ли возможность передвигать полки в зависимости от выставляемого товара (обычно от 1,6 до 2,25 м);
  • длина – необходимо найти оптимальный вариант для каждой зоны. Слишком длинные витрины создают однообразие, слишком короткие – беспорядочное нагромождение;
  • цвет – обычно выбирают цвета, используемые в фирменном стиле или же нейтральные: зеленый, белый, голубой, бежевый и др.


ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ВЫКЛАДКИ ТОВАРА

  1. При расчете зоны оптимальной выкладки нужно учитывать поле зрения человека (угол в 54 градуса по горизонтали, 27 градусов вверх и 10 вниз от уровня глаз – по вертикали).
  2. Перфорация с фиксированным шагом на внутренних боковых поверхностях витрин и стеллажей позволяет выкладывать на полках разноформатный товар и варьировать расстояние между полками, значительно увеличивая экспозиционную площадь.
  3. Продуманная система навигации: рубрикаторы с подсветкой облегчают ориентацию покупателей и направляют движения покупательских потоков.
  4. Разделители и ценникодержатели дают возможность удобно классифицировать товар и грамотно организовать выкладку.
  5. Все ящики должны быть снабжены надежной системой роликовых направляющих, обеспечивающих плавный и беспрепятственный ход.
  6. Зоны размещения товара подразделяются на: горячую, теплую, холодную, ледяную и для адаптации.
  7. «Горячая» зона располагается по правой стороне в начале покупательского потока. Ее посещают от 70 до 90% покупателей.


В «горячей» зоне лучше располагать:

  • товары, участвующие в рекламных акциях;
  • сезонные товары;
  • высокооборачиваемые товары;
  • товары высокоимпульсного спроса (гематоген, жевательная резинка, бумажные носовые платки и т.д.).


«Теплая» зона находится в центральной части торгового зала, в середине потока. Ее посещают от 50 до 70% покупателей.

В «теплых» зонах предпочтительно располагать: товары импульсного спроса (зубные пасты, щетки, средства по уходу за кожей и волосами…) и высокодоходные позиции (лечебная косметика, товары детского ассортимента и т.д.).

«Холодная» зона наиболее удалена от входа. Ее посещают от 20 до 30% покупателей.

В «холодной» зоне размещают товары, имеющие небольшой, но стабильный спрос в аптеке (изделия медицинской техники, средства перевязки, предметы ухода за больными и др.).

Правило «золотого треугольника» — зоны в небольшом торговом зале, где фармпродукция, интересующая большинство, должна быть расположена на площади между входной дверью, кассой и самым ходовым товаром в аптеке. Грамотно располагая товарные группы, можно увеличить «золотой треугольник».

СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ

  • создать барьер на пути (декоративный элемент, стойка, гондола, дисплей). Оптимально для залов самообслуживания прямоугольной формы;
  • установить гондолы, витрины и товар на них таким образом, чтобы покупатели не только прошли по периметру, но и зашли вглубь торгового зала;
  • подсветить витрины в «холодной» зоне более ярко. Установить в этой зоне красиво оформленные, ярко подсвеченные витрины фирм-производителей;
  • установить кассы в «холодной» зоне, что автоматически привлечет в нее покупателей;
  • разместить в витринах привлекающие внимание товары, например, товары для детей, игрушки;
  • оформить витрину с товарами со скидками или со сниженными сроками годности, например, «Товар по смешным ценам», «Здорово и выгодно»;
  • установить в «холодной» зоне аптеки витрину, дисплей или столик для проведения рекламных акций и кампаний;
  • установить витрины закругленных форм в углах аптеки;
  • установить дверь, открывающуюся наружу или автоматическую дверь, чтобы предупредить появление «холодной» зоны в пространстве за дверью, открывающейся внутрь.


(При подготовке презентации использовалась книга Тельпуховской Н.М. «Горячие точки мерчандайзинга в аптеке»/ М.: Литера, 2006.)

Подготовлено по материалам семинара в рамках выставки «Аптека-2009»

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"