На мировом рынке более 350 000 ЛП. Рынок России содержит около 18 000 ЛП. При этом арсенал практикующего врача всего 60–90 наименований лекарственных препаратов (ЛП).
Солонинина Анна Владимировна
Проректор, заведующая кафедрой УЭФ ФДПО и ФЗО, проф. Пермской ГФА, д.фарм.н.
Перед медицинскими и фармацевтическими работниками стоят вопросы:
Врач в XXI в. не успевает следить за постоянно обновляющимся ассортиментом лекарств, данными по фармакотерапии, проявляя вынужденный консерватизм в назначении ЛС, пользуется в среднем 20–30 препаратами в ежедневной практике, не всегда выписывает рецепты.
Пациент в XXI в. – грамотный и требовательный потребитель. Он осторожно относится к приему ЛС. В моде здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек. Меньше обращается к врачам, чаще к фармацевту, а чаще прибегает к самолечению.
Фармацевт (провизор) в XXI в. – консультант врача и пациента. Его рекомендации влияют на выбор препаратов. Он оказывает помощь при выборе ЛС для самолечения, принимает участие в поддержании здоровья населения и рациональном применении ЛС. Он должен быть и диагностом, и психологом, и маркетологом, и диетологом, и бизнесменом, и юристом.
Почему сегодня пациент, минуя врача, обращается за помощью в аптеку?
Потому что это доступнее. Помимо этого фармацевтические работники больше знают о лекарствах, могут идентифицировать проблемы, связанные с лекарствами, давать рекомендации для решения проблем, отправлять в необходимых случаях к врачу, улучшать знания врачей и пациентов о лекарствах, консультировать их, контролировать применение лекарств, терапевтические результаты и принимать ответственные решения.
Аптека – наиболее подходящее место для продвижения здорового образа жизни и информирования о факторах риска.
Руководства по правилам Надлежащей аптечной практики (НАП):
Цель разработки и внедрения руководства по НАП – изменить место и роль фармацевта в системе здравоохранения, особенно в отношении укрепления здоровья и профилактики заболеваний, безопасного, эффективного и экономичного самолечения, выявления и решения проблем, касающихся применения ЛС.
О роли фармацевта в современном мире – Совещания ВОЗ совместно с МФФ и другие мероприятия с участием ВОЗ:
Роль фармацевта:
Фармацевтический работник – не торговец, а носитель специализированных знаний, советчик врача и больного в вопросах выбора препаратов, ключевая фигура в обеспечении ЛС.
Предназначение фармацевтического работника - содействие укреплению здоровья, профилактике заболеваний, оказание фармацевтической помощи.
Изменение роли фармацевтического работника (опыт некоторых зарубежных стран):
Некоторые обязанности врача передаются фармацевту (провизору):
Специальные услуги, предоставляемые аптеками в государствах ЕС:
В итоге, начиная с 1988 г., перед фармацевтами были поставлены новые цели. Фармация признана полноправной медицинской профессией в Европе. Повысилась значимость роли фармацевта (провизора) в системе здравоохранения. Принята Резолюция ВОЗ о роли фармацевта. Взят курс на объединенные усилия с МФФ и другими организациями по развитию НАП и фармацевтической помощи.
Фармацевтическая помощь – это:
Основополагающая идея концепции фармацевтической помощи ВОЗ заключается не только в обеспечении ЛС, ТМН, медицинскими услугами, но и в оказании помощи людям и обществу в целом с наибольшей эффективностью через осуществление деятельности, направленной на:
Главное в концепции – принятие фармацевтами доли ответственности за исход лечения, наряду с другими работниками здравоохранения и больными.
Концепция особенно актуальна применительно к особым группам населения, таким, как люди пожилого и старческого возраста, беременные женщины, дети, хронические больные, а также к обществу в целом, поскольку позволяет сдерживать расходы на здравоохранение.
Рациональное использование лекарств при оказании фармацевтической помощи базируется на трех элементах:
Несмотря на то, что основы концепции фармацевтической помощи и НАП в основном идентичны, можно сказать, что НАП является одним из путей осуществления фармацевтической помощи.
По материалам круглого стола «Аптечная секция» в рамках "ФармМедОбращения-2008"