Никоретте, Микролакс
19.04.2024 03:19
18+


Опыт персонификации обслуживания и концепция НАП

Опыт персонификации обслуживания и концепция НАП фото

На мировом рынке более 350 000 ЛП. Рынок России содержит около 18 000 ЛП. При этом арсенал практикующего врача всего 60–90 наименований лекарственных препаратов (ЛП).

Солонинина Анна Владимировна
Проректор, заведующая кафедрой УЭФ ФДПО и ФЗО, проф. Пермской ГФА, д.фарм.н.

Перед медицинскими и фармацевтическими работниками стоят вопросы:

  • на каком ЛП остановить свой выбор?
  • как повысить эффективность лечения?
  • как уменьшить нежелательное действие ЛП?
  • как осуществить замену ЛП?
  • как оптимизировать стоимость терапии?
  • как улучшить качество жизни больного человека?

Врач в XXI в. не успевает следить за постоянно обновляющимся ассортиментом лекарств, данными по фармакотерапии, проявляя вынужденный консерватизм в назначении ЛС, пользуется в среднем 20–30 препаратами в ежедневной практике, не всегда выписывает рецепты.

Пациент в XXI в. – грамотный и требовательный потребитель. Он осторожно относится к приему ЛС. В моде здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек. Меньше обращается к врачам, чаще к фармацевту, а чаще прибегает к самолечению.

Фармацевт (провизор) в XXI в. – консультант врача и пациента. Его рекомендации влияют на выбор препаратов. Он оказывает помощь при выборе ЛС для самолечения, принимает участие в поддержании здоровья населения и рациональном применении ЛС. Он должен быть и диагностом, и психологом, и маркетологом, и диетологом, и бизнесменом, и юристом.

Почему сегодня пациент, минуя врача, обращается за помощью в аптеку?

Потому что это доступнее. Помимо этого фармацевтические работники больше знают о лекарствах, могут идентифицировать проблемы, связанные с лекарствами, давать рекомендации для решения проблем, отправлять в необходимых случаях к врачу, улучшать знания врачей и пациентов о лекарствах, консультировать их, контролировать применение лекарств, терапевтические результаты и принимать ответственные решения.

Аптека – наиболее подходящее место для продвижения здорового образа жизни и информирования о факторах риска.

Руководства по правилам Надлежащей аптечной практики (НАП):

  • 1993 год – «Стандарты качества аптечных услуг», МФФ (FIP);
  • 1996 год – «Надлежащая аптечная практика в общественных и больничных аптеках», ВОЗ, МФФ;
  • 1998 год – «Надлежащая аптечная практика в Европе», PGEU (фармацевтическая группа Евросоюза);
  • 2001 год – «Надлежащая аптечная практика в новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов», ВОЗ;
  • 2006 год – Руководство «Разработка фармацевтической практики, направленной на заботу о пациентах», ВОЗ и МФФ.

Цель разработки и внедрения руководства по НАП – изменить место и роль фармацевта в системе здравоохранения, особенно в отношении укрепления здоровья и профилактики заболеваний, безопасного, эффективного и экономичного самолечения, выявления и решения проблем, касающихся применения ЛС.

О роли фармацевта в современном мире – Совещания ВОЗ совместно с МФФ и другие мероприятия с участием ВОЗ:

  • Нью-Дели, 1988 г. – «Содержание фармации и функции фармацевтов»;
  • Мадрид, 1988 г. – «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке»;
  • Токио, 1993 г. – «Качественные фармацевтические службы – польза для государства и общества»;
  • Ванкувер, 1997 г. – «Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ»;
  • Гаага, 1998 г. – «Роль фармацевта в самолечении и самомедикации».

Роль фармацевта:

  • эксперт назначения лекарств;
  • содействует самолечению;
  • содействует пропаганде здорового образа жизни;
  • в центре деятельности – развитие правил НАП;
  • забота о здоровье людей имеет больший приоритет, чем продажа лекарств.

Фармацевтический работник – не торговец, а носитель специализированных знаний, советчик врача и больного в вопросах выбора препаратов, ключевая фигура в обеспечении ЛС.

Предназначение фармацевтического работника - содействие укреплению здоровья, профилактике заболеваний, оказание фармацевтической помощи.

Изменение роли фармацевтического работника (опыт некоторых зарубежных стран):

  • фармацевт (провизор) как консультант при выборе препаратов для лечения и определении рационального использования лекарств;
  • подход, направленный на пациентов (фармацевтическая помощь);
  • некоторые обязанности врача передаются фармацевтам (провизорам);
  • фармацевт (провизор) принимает участие в программах укрепления здоровья и профилактики заболеваний (прекращение курения, забота о диабете, услуги против астмы, управление гипертонией, участие в программах по допинг-контролю – информационно-консультационные услуги спортсменам и тренерам);
  • партнерство с врачами по рациональному назначению и использованию лекарств;
  • диагностические услуги;
  • регистрация пациентов и учет отпуска ЛС пациентам;
  • посещение на дому.

Некоторые обязанности врача передаются фармацевту (провизору):

  • право выписывания рецептов при наличии клинического плана лечения пациента, подписанного врачом, прохождении специального обучения фармакологии и терапии (25 дней теоретических и 12 дней практических занятий), в пределах ограниченного формуляра ЛС (Великобритания);
  • совместное управление терапией – по соглашению с врачом определяется, в каких ситуациях фармацевт может инициировать, модифицировать или прекращать медикаментозную терапию пациентов (42 штата США);
  • участие в больничном обходе – коррекция терапии, контроль состояния пациентов.

Специальные услуги, предоставляемые аптеками в государствах ЕС:

  • предоставление информации по лечению недомоганий и применению ОТС-препаратов;
  • посещения на дому, выписывание рецептов (Великобритания);
  • регистрация пациентов (Нидерланды);
  • определение АД;
  • определение содержания холестерина и глюкозы в крови;
  • предоставление санитарно-просветительных брошюр.

В итоге, начиная с 1988 г., перед фармацевтами были поставлены новые цели. Фармация признана полноправной медицинской профессией в Европе. Повысилась значимость роли фармацевта (провизора) в системе здравоохранения. Принята Резолюция ВОЗ о роли фармацевта. Взят курс на объединенные усилия с МФФ и другими организациями по развитию НАП и фармацевтической помощи.

Фармацевтическая помощь – это:

  • «обеспечение надежности лекарственной терапии для достижения определенного результата, который бы улучшил качество жизни пациента» (C.D. Helper и L.M. Strand в 1989 году);
  • ответственное предоставление фармакотерапии с целью достижения определенных результатов по улучшению или сохранению качества жизни пациента; процесс сотрудничества, направленный на предотвращение или выявление и решение проблем, касающихся здоровья и использования лекарств – Совещание в Гааге «Роль фармацевта в самолечении» (Голландия, 1998 г.);
  • обращенная на пациента, ориентированная на результаты фармацевтическая практика.

Основополагающая идея концепции фармацевтической помощи ВОЗ заключается не только в обеспечении ЛС, ТМН, медицинскими услугами, но и в оказании помощи людям и обществу в целом с наибольшей эффективностью через осуществление деятельности, направленной на:

  • предотвращение ухудшения здоровья населения;
  • достижение максимальной терапевтической пользы;
  • избежание неблагоприятных побочных действий;
  • обеспечение качества использования ЛС каждым больным;
  • ориентирование всех элементов аптечных услуг на отдельную личность.

Главное в концепции – принятие фармацевтами доли ответственности за исход лечения, наряду с другими работниками здравоохранения и больными.

Концепция особенно актуальна применительно к особым группам населения, таким, как люди пожилого и старческого возраста, беременные женщины, дети, хронические больные, а также к обществу в целом, поскольку позволяет сдерживать расходы на здравоохранение.

Рациональное использование лекарств при оказании фармацевтической помощи базируется на трех элементах:

  • пропаганде здорового образа жизни;
  • профилактике и выявлению заболеваний;
  • участию в управлении течением хронических заболеваний.

Несмотря на то, что основы концепции фармацевтической помощи и НАП в основном идентичны, можно сказать, что НАП является одним из путей осуществления фармацевтической помощи.

По материалам круглого стола «Аптечная секция» в рамках "ФармМедОбращения-2008"

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"