Порядка 80 тысяч БАД с нарушениями находится сегодня на маркетплейсах, сообщил директор Союза производителей биодобавок Иван Дындиков.
Эта цифра — на целую треть больше, чем данные августа, когда Роскачество обнаружило на таких интернет-площадках около 60 тысяч товарных карточек БАД, реализуемых не по правилам.
Фармотрасль бьет тревогу далеко не первый месяц — вспомним хотя бы ноябрьское обсуждение проблем функционирования маркетплейсов на втором съезде РААС.
Некоторые меры безопасности уже были приняты интернет-ритейлерами. С сентября, например, нельзя реализовывать товар, если он был размещен не в своей категории, а под видом другой продукции. Продавцы, осуществившие подобные действия, подлежат внутренним штрафам (разумеется, не официальным, а коммерческим, предусмотренным соглашением о взаимодействии с онлайн-площадкой). Карточку при этом исправить нельзя, разрешается только забрать товар со склада и сдать его на склад заново.
Эффект оказался ощутимым, но и сопротивление было достаточно упорным. К концу осени все улеглось, однако наблюдались проблемы с некоторыми компаниями из ближнего зарубежья.
Но, как видно, внутренних предупредительных мер оказалось недостаточно.
«Бурное развитие маркетплейсов явилось своеобразной лакмусовой бумажкой, — констатировала исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений (СРО) «СоюзФарма» Мария Литвинова. — Все, что ранее было скрыто, эти площадки вывели наружу».
Маркетплейсы должны нести ответственность за все товары, которые у него на сайте, убежден генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов. В настоящее время только аптека отвечает за все — и за качество, и за контрафакт, и за курьеров.
Кроме того, название товара на маркетплейсе должно быть понятным. Некоторые карточки товара вводят в заблуждение покупателя, например, возникает вопрос: это «Оземпик» или «О-земпик»? Не каждый сразу поймет.
Ситуация с биодобавкой, названной «Оземпик», и в описании на сайте маркетплейса значащейся как инновационный препарат для похудения, оказалась знакома многим участникам дискуссии. Как и добавка «ОземпикТурбо».
«Это не БАД, это комплексная пищевая добавка», — отметил Иван Дындиков.
Напомним, что комплексными пищевыми добавками являются запрещенные для розничного отпуска техрегламентом Таможенного союза 029/2012 компоненты, которые задействованы в технологическом процессе создания готовой продукции (например, красители или разрыхлители).
Проблема заключается в том, что даже аннулированную декларацию соответствия на псевдобиодобавки можно получить повторно за несколько дней, после чего предложение подобной продукции вновь окажется размещенным на популярном интернет-ресурсе.
Как отметили участники съезда, одна из карточек псевдо-«Оземпика», например, находилась в свободном доступе в интернете в течение примерно пяти месяцев, и в отношении данного продукта было отмечено более трех тысяч покупок и оставлено свыше четырехсот отзывов.
Конечно, кто-то может возразить, что, если, предположим, на носки не успели оформить документы о качестве, то покупателям это никак не навредит. Однако едва ли правильно сравнивать предметы одежды и те продукты, которые человек принимает внутрь. Когда после приема популярной добавки пациент уезжает на «скорой» в токсикологическое отделение, это уже далеко не мелочи.
Здесь необходим инструмент, применяемый к нарушениям в сфере обращения лекарственных препаратов, а именно внесудебная блокировка сайтов.
«Не первый десяток лет аптеки развиваются в состоянии жесткой конкуренции, — констатирует Эмиль Хубалиев, заместитель генерального директора аптечной сети «Вита». — А вот лицензии аптека может лишиться практически за любое нарушение. Дамоклов меч лишения лицензии висит в воздухе всегда. В то же время в интернет-ритейле ситуация противоположная: можно привезти любой тонометр, завести на него карточку. Но это не тонометр, а какой-то кусок пластмассы, который показывает какие-то цифры».
В ответ на этот комментарий прозвучал рассказ о «говорящем» тонометре, приобретенном на одной из известных онлайн-площадок всего за 700 рублей. Три дня аппарат функционировал и читал вслух показатели артериального давления, но затем замолчал и отключился. Только название фирмы-производителя оказалось почему-то не «Омрон» (как подумал покупатель первоначально), а «Омран».
«А что будет, если речь пойдет, например, о глюкометрах, об инсулинозависимых больных? — предложил задуматься над вопросом Эмиль Хубалиев. — Если мы уж конкурируем, то ко всем нам должны быть одинаковые требования. Чтобы интернет-ресурсы не превращались в ящик Пандоры».
И вот что самое любопытное: на уровень доступности лекарственного обеспечения пациентов в тех же отдаленных районах маркетплейсы едва ли повлияли. Сложности остались прежними — вспомним хотя бы отмеченную в профильных СМИ ситуацию с аптекой на острове Беринга.
«Именно качество делает из ненастоящего настоящее», — отметил в заключительной части сессии об онлайн-ритейле вице-президент Международной ассоциации «Антиконтрафакт», руководитель проекта «Не рискуй. Проверь!» Сергей Зеленец. Он рассказал о такой проблеме проверяемой продукции как несоответствие заявленных дозировок, их колебания от партии к партии (что свидетельствует о недостаточном уровне контроля на заводе-производителе) и плохие показатели по микробиологии.
Сам проект включает в себя отбор и лабораторный анализ образцов БАД. В будущем предполагается распространить его действие на медицинские изделия и ветеринарные препараты.
По материалам II Съезда Российской ассоциации аптечных сетей (РААС)
Источники:
Дындиков Иван Николаевич, директор по развитию СРО «Союз производителей БАД»
Литвинова Мария Витальевна, исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма»
Филиппов Александр Павлович, председатель Координационного совета РААС
Хубалиев Эмиль, заместитель генерального директора аптечной сети «Вита»
Зеленец Сергей, вице-президент Международной ассоциации «Антиконтрафакт», руководитель проекта «Не рискуй. Проверь!»