Никоретте, Микролакс, Тизин
20.01.2025 16:45
18+

Обзор продаж ЛП для лечения атеросклероза

Атеросклероз – одно из самых распространенных хронических заболеваний в мире, которое характеризуется уплотнением и потерей эластичности стенок сосудов, сужением их просвета и затруднением тока крови. Атеросклероз в основном встречается у людей среднего и пожилого возраста. Способствует развитию болезни наследственный фактор, наличие сахарного диабета, ожирение, частые стрессы, гиподинамия, курение и мн.др.

По АТС-классификации препараты для лечения атеросклероза относятся к группе 2-го уровня [С10]: «Гиполипидемические препараты». Рассмотрим их продажи на розничном фармрынке. Исследуемый регион - Российская Федерация, исследуемый период – январь-ноябрь 2006 года, в сравнении с аналогичным периодом 2005 года. Объемы указаны в ценах аптечной закупки.

Объемы продаж группы [C10] (далее ЛП Группы) за январь-ноябрь 2006 года составили 664,6 млн. руб. (0,5 % в общем стоимостном объеме аптечных продаж всех ГЛС) и 2,2 млн. уп. Прирост по отношению к аналогичному периоду 2005 года составил 12,5% в стоимостном выражении. Стоит отметить, что объемы реализации отражают только розничные аптечные продажи и не включают объемы продаж ЛП Группы по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Препараты данной группы относятся к дорогостоящим ЛП. Средневзвешенная цена одной условной упаковки составила 302 руб.

Таблица 1. ТОР-20 торговых наименований ЛС по объему аптечных продаж в стоимостном выражении

Рейтинг Торговое наименование Доля от стоимостного объема,% руб. Доля от  натурального объема,% уп.
янв-нояб 2006 г янв-нояб 2005 г янв-нояб 2006 г янв-нояб 2005 г янв-нояб 2006 г янв-нояб 2005 г
1 1 ВАЗИЛИП  24,9 25,8 20,0 18,3
2 2 ЗОКОР  17,9 24,3 11,9 12,7
3 3 ЛИПРИМАР  16,7 18,8 6,1 5,3
4 6 КРЕСТОР  7,4 3,3 2,7 1,1
5 4 СИМГАЛ  6,3 6,7 5,3 4,6
6 7 АТОРИС  4,0 2,6 2,2 1,0
7 5 СИМВАКАРД  3,3 3,8 3,6 3,1
8 33 ТОРВАКАРД  3,0 0,0 2,7 0,0
9 17 ТУЛИП  2,0 0,9 1,4 0,5
10 12 СИМВАГЕКСАЛ  1,8 1,2 2,2 1,1
11 10 СИМЛО  1,4 1,4 2,2 1,7
12  ВИТРУМ КАРДИО ОМЕГА-3  1,3  1,4 
13 16 ЭЗЕТРОЛ  1,2 0,9 0,5 0,3
14 15 СИМВАСТОЛ  1,2 0,9 1,5 0,8
15 9 СИМВОР  1,2 1,8 1,7 2,2
16 8 ХОЛЕТАР  1,2 1,9 1,7 2,2
17 24 ЛИПТОНОРМ  0,6 0,2 0,4 0,1
18 14 НИКОТИНОВАЯ КИСЛОТА  0,6 0,9 28,7 38,8
19  ОМАКОР  0,6  0,2 
20 18 КАРДИОСТАТИН  0,6 0,5 1,0 0,7

В 2006 году эту группу составили 43 торговых наименований лекарственных препаратов, ТОР-20 которых представлен в таблице 1. Так, неизменной осталась тройка лидеров продаж по итогам анализируемого периода, которую, как и в 2005 году, составили препараты Вазилип (24,9 % руб.), ЗОКОР (17,9 % руб.) и Липримар (16,7 % руб.) соответственно. По сравнению с аналогичным периодом 2005 года рейтинг торговых наименований несколько изменился. За прошедший год резко увеличили свои объемы такие препараты как Торвакард, поднявшийся с 33-го на 8-е место, Тулип – с 17-го на 9-е. А препараты Витрум Кардио омега-3 и Омакор, появившиеся на российском фармрынке только в минувшем году, сразу вошли в ТОР-20. По количеству проданных упаковок на первом месте - Никотиновая кислота.

В десятке лидеров фирм-производителей ЛП Группы (таблица 2) первые три строки занимали компании KRKA (30,0 % руб.) (производитель препаратов исследуемой группы Аторис, Вазилип, Холетар), MERCK SHARP & DOHME (18,5 % руб.), выпускающая препараты ЛП Группы – Зокор, Зокор форте, Мевакор, и PFIZER(16,7 % руб.) – производитель Липримара. Доли компаний–лидеров по отношению к 2005 г снизились. 6% потеряла MERCK SHARP & DOHME, немногим меньше PFIZER – 2,1% и KRKA – 0,3 %. Увеличились доли у ASTRAZENECA UK LTD (в 2 раза), ZENTIVA A.S. – в 2,5 раза, LEK D.D. – в 2 раза.

Таблица 2. ТОР-20 фирм-производителей по объему аптечных продаж в стоимостном выражении

Рейтинг Фирма-производитель Доля от  стоимостного объема,%руб. Доля от натурального объема,% уп.
янв-нояб 2006 г янв-нояб 2005 г янв-нояб 2006 г янв-нояб 2005 г янв-нояб 2006 г янв-нояб 2005 г
1 1 KRKA  30,0 30,3 23,8 21,4
2 2 MERCK SHARP & DOHME  18,5 24,5 12,2 12,7
3 3 PFIZER  16,7 18,8 6,1 5,3
4 6 ASTRAZENECA UK LTD  7,4 3,3 2,7 1,1
5 5 ZENTIVA A.S.  6,3 3,8 6,3 3,1
6 4 IVAX CORPORATION  6,3 6,7 5,3 4,6
7 14 LEK D.D.  2,0 0,9 1,4 0,5
8 10 HEXAL AG  1,8 1,2 2,2 1,1
9 8 IPCA LABORATORIES LTD  1,4 1,4 2,2 1,7
10  UNIPHARM INC  1,3  1,4 
11 13 SCHERING-PLOUGH  1,2 0,9 0,5 0,3
12 7 RANBAXY LABORATORIES LTD  1,2 1,8 1,7 2,2
13 12 GEDEON RICHTER  1,2 0,9 1,4 0,8
14 25 M.J.BIOPHARM  0,6 0,2 0,4 0,1
15 15 МАКИЗ-ФАРМА ЗАО  0,6 0,5 1,0 0,7
16 9 MEDOCHEMIE LTD  0,6 1,3 0,5 0,9
17  SOLVAY PHARMA  0,4  0,1 
18 29 СТИ-МЕД-СОРБ ОАО  0,3 0,0 0,2 0,0
19 16 FOURNIER GROUP  0,2 0,5 0,1 0,2
20 11 NOVARTIS  0,2 1,1 0,1 0,3

В диаграмме 1 представлен стоимостный ТОР-10 международных непатентованных наименований (МНН) ЛП Группы. Из нее видно, что больше половины объема (59,3 % руб.) составляют препараты с НН «Симвастатин» (Симвагексал, Зокор, Вазилип и др.). Затем НН «Аторвастатин» (Липримар, Аторис, Тулип и др.) (26,4 % руб.), доля которых увеличилась на 3,9 %, и «Розувастатин» (7,4 % руб.) – непатентованное наименование препарата Крестор (его доля, по сравнению с 2005 г, выросла в 2 раза).

Что касается продаж препаратов этой группы в зависимости от АТС-групп, то 95,7 % руб. от объема продаж в 2006 году принадлежали препаратам АТС-группы 4-го уровня [C10AA]: «HMG CoA редуктазы ингибиторы» (Вазилип, Зокор, Холетар и др.). В 2005 году доля группы [C10AA] составляла 97,0 % руб. Почти в 3 раза увеличилась доля в объеме продаж препаратов группы [C10AX]: «Другие гиполипидемические препараты» (за счет объемов продаж препаратов Омакор и Витрум Кардио омега-3).

ЛП Группы – динамично развивающийся сегмент фармрынка. Появление новых производителей и новых препаратов тому подтверждение. В 2006 году в аптечных продажах гиполипидемических препаратов появилось несколько новых торговых наименований, принадлежащих МНН «симвастатин», «аторвастатин» и «омега-3 триглицериды», занявших верхние позиции ТОР-20. Для эффективного лечения помимо приема лекарственных препаратов необходимо соблюдение диеты со сниженным содержание жиров, изменение образа жизни (исключение вредных привычек - курение, чрезмерное употребление алкоголя, борьба с гиподинамией).

В статье использованы данные розничного аудита фармацевтического рынка России DSM Group, СМК соответствует требованиям ISO 9001:2000.

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"