Специализированные мероприятия:

Университетские субботы

Хирургия

ИнтерШарм осень 2017

Национальный конгресс терапевтов

ФармТех



Образ студента-фармацевта: идеальный и реальный

Образ студента-фармацевта: идеальный и реальный
22 июня 2016

Каким должен быть студент-фармацевт и каков он в действительности, попыталась разобраться участница конференции "Молодая фармации - потенциал будущего", студентка Курского фармацевтического колледжа Е.Глебовская.

Целый комплекс знаний, навыков и умений определяет успешность выполнения фармацевтом своей работы. Ему необходимо владеть огромным количеством информации, навыками эффективного общения, иметь определенный набор личностных качеств. Фармацевтический работник - важное звено в общении врача и пациента. Такое понимание профессии еще недоступно новичкам, студентам первого года обучения. Поступив в колледж, часто студенты имеют неполное представление о своем новом статусе и будущей профессии, что может негативно сказаться на результативности их обучения в целом и на  уровне их профессиональной подготовки, в частности. Именно поэтому, считает Е.Глебовская, автор исследования, необходимым условием эффективного обучения является наличие правильного образа студента-фармацевта как представителя профессии «человек – человек». Е.Глебовская уверена, что, имея понятие о том, каким должен быть идеальный представитель их профессии, студенты посредством анализа собственных качеств приобретают возможность наметить пути саморазвития, достичь высоких результатов в профессии.

Формирование такого образа начинается с момента решения абитуриента стать фармацевтом и активно продолжается с первого дня обучения в колледже. В свою очередь, преподаватель - это носитель общей и профессиональной культуры, он создает условия для формирования правильного образа студента-фармацевта как представителя медицинской специальности.

Автор исследования изучила представления об идеальном и реальном студенте-фармацевте у студентов и преподавателей фармацевтического колледжа, опросив (анонимно, на добровольной основе) с помощью анкет 230 студентов фармацевтического отделения 1 и 4-го курсов, 120 студентов других специальностей и 30 преподавателей.

Студентам предлагалось оценить по 5-бальной системе: степень развития у них представленных качеств; степень развития этих же качеств у идеального студента как представителя профессии. Преподаватели оценивали степень развития качеств у реальных студентов и степень развития качеств, необходимых студенту-фармацевту для успешной учебной и профессиональной деятельности. 

Что оказалось? 

В результате интерпретации полученных данных автором исследования было установлено:

  • по мнению студентов 1 курса, у идеального студента должны быть в первую очередь: коммуникабельность и умение слушать других; опрятность; дисциплинированность; отзывчивость; трудолюбие, работоспособность; уважение к личности преподавателя; ответственность и выполнение обещаний;
  • по мнению студентов 4 курса, у идеального студента должны быть: терпимость, тактичность; коммуникабельность и умение слушать других; отзывчивость; трудолюбие и работоспособность; ум, интеллект; опрятность.

При этом студенты 1 курса высоко оценивают себя по таким качествам, как уважение к личности преподавателя; отзывчивость; доброта, честность, забота о людях; оптимизм; опрятность; студенты  же 4 курса высоко оценивают себя по таким качествам, как уважение к личности преподавателя; опрятность; отзывчивость; оптимизм; пунктуальность; трудолюбие.

Полученные результаты позволили Е.Глебовской составить обобщенный портрет современного студента-фармацевта. Итак, это отзывчивый, оптимистичный, честный, добрый, опрятный, проявляющий заботу о других, уважающий личность преподавателя человек. Но в то же самое время это человек с недостаточно высоким уровнем развития таких качеств, как стремление к самообразованию, инициативность, общественная активность, пунктуальность, трудолюбие и работоспособность.

Но уже на 4-ом курсе по оценкам и студентов, и преподавателей наблюдается повышение уровня развития таких качеств, как стремление к самообразованию; ум, интеллект; дисциплинированность; умение слушать других; опрятность; трудолюбие, работоспособность; пунктуальность; терпимость, тактичность. Это может быть результатом эффективного педагогического взаимодействия студентов и преподавателей в течение всего периода обучения, а также результатом погружения студентов в реальные ситуации профессиональной деятельности. Студентка Курского фармколледжа отметила  значительные расхождения в представлениях студентов и преподавателей относительно образа реального студента на 1-м курсе. Студентам свойственно завышать уровень присущих им качеств, таких как стремление к самообразованию, творческий потенциал, трудолюбие, ответственность, общественная активность и др. Причина этого, по мнению автора исследования, несформированность полного представления о своей профессии, недостаточный уровень развития способности к самоанализу в силу возрастных особенностей студентов.

По итогам проведенного исследования Е.Глебовская сделала вывод, что фармацевт должен иметь высокий уровень профессиональных знаний (ум, работоспособность, дисциплинированность, учет индивидуальных особенностей клиента и т.д.); обладать навыками эффективного общения (демонстрация заинтересованности в проблеме; умение задавать вопросы, ответы на которые позволят оказать квалифицированную помощь, проявление терпимости, такта); заниматься самообразованием и самосовершенствованием своих знаний (следить за новинками фармацевтического производства, проявлять интерес к научным исследованиям реализуемых лекарственных средств, изучать спрос на лекарственные средства безрецептурного отпуска); владеть навыками самоанализа (оценка результативности своих действий, умение признать ошибки в своей деятельности, провести работу по их устранению); следить за своим имиджем (опрятность, постоянно чистый и отглаженный халат, аккуратная прическа, естественный макияж и маникюр). Соответствие фармацевтического работника всем вышеперечисленным параметрам позволит ему достичь высоких результатов в своей профессиональной деятельности, завоевать доверие и уважение среди коллег и посетителей аптеки. 

Источник: Гончарова Анна, журналист

По материалам презентации Е.Глебовской, студентки II курсаКурского медико-фармацевтического колледжа Курского государственного медицинского университета "Идеальный и реальный студент-фармацевт в представлениях субъектов образовательного процесса" на VI Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов "Молодая фармация - потенциал будущего" в СПХФА

Все статьи и новости АптекаМос >>
Яндекс.Дзен